Арчил II: биография. Значение арчил ii в современном толковом словаре, бсэ царь Имеретии и Кахетии, поэт-лирик, старший сын царя Картли Вахтанга V

Арчил II - старший из 6 сыновей 1-го царя Картли из Мухранского дома .

В 1661 году отец возвёл его на имеретинский престол, но вследствие протеста Турции и требования Ирана в 1663 году Арчил покинул Имеретию, и в 1664 году взошёл на трон Кахетии. Шах утвердил царем Кахети Арчила, так как тот принял мусульманство и стал называться шах-Назар-ханом. На этот раз его царствование оказалось более продолжительным.

В период его царствования Кахети экономически окрепла, стали восстанавливаться церкви, строились новые сооружения. Удалось частично пресечь набеги лезгин. Несмотря на это кахетинские тавады не признавали Арчила законным царём, так как он был картлийским Багратиони, по этой причине Арчил женился на внучке - сестре Кетеван.

В 1674 году из России в Кахетию возвратился . Арчил с большим почётом принял . Вскоре отправился в Иран. Арчил был уверен, что шах на трон Кахетии утвердит . Поэтому в 1675 году, не спрашивая совета у отца, он оставил Кахетию и перебрался в Имеретию. И в этот раз не смог Арчил занять трон Имеретии надолго, хотя был полон решимости продолжать борьбу, и для осуществления своих планов решил обратится за помощью к России. Арчил послал посольство к царю .

В 1682 году пригласил Арчила в Россию. В том же году Арчил прибыл в Астрахань. С ним были: его супруга, царевна Кетеван; сыновья: Александр, Мамука, Давид и дочь Дареджан. В Астрахани Арчил жил три года и только в 1685 году приехал в Москву. Сразу же по прибытию Арчил начал бурную политическую и культурную деятельность.

В это же время (в 1687 году) в Москву прибыли послы картлийского царя , брата Арчила, архимандрит Лаврентий и монах Давид Туркестанишвили и предложили русскому царю военно-политический союз. А Арчилу передали послание брата, вернуться в Грузию, призывая его вновь на трон Имеретии.

В 1688 году Арчил II вернулся из России с сыновьями Александром и Мамукой. Дипломатические переговоры с крымским ханом и Турцией (которые провёл Давид Туркестанишвили, ездивший для этой цели в Бахчисарай и Стамбул) позволили Арчилу II получить поддержку султана, который пожаловал ему в 1690 году Имеретию, прислал саблю и халат и приказал арзрумскому паше посадить в цари. Александр, занимавший тогда имеретинский престол, должен был уйти в Картли, где правил царь Ираклий I.

Через год турки, однако, снова вернули трон Александру, и Арчилу II пришлось уехать из Имеретии.

Арчила ещё дважды приглашали на имеретинский престол. После смерти (1695) его вдова царица Тамар и её отец князь Г. Абашидзе пригласили Арчила II на трон, но он отказался жениться на Тамар. Тогда Абашидзе нашёл другого кандидата, по словам Вахушти Багратиони, «некоего Гиорги, нареченного родственником царей, привели его и женили на Тамар, дочери Абашидзе, и нарекли царем».

Арчил II должен был уйти в Двалети. «А сей Георги,- добавляет Вахушти,- был безобразен во всем и неподходящим для царствования, грубым, не способным ни к чему, кроме крестьянских работ, и вместе с тем калекой. Однако правил Гиорги Абашидзе и верховодил всеми именами». Год потребовался Тамар, чтобы она возненавидела мужа, и её отец возобновил своё предложение Арчилу. Тот ответил отказом. В 1698 году сами имеры прогнали Георги, которого звали Гочией, и призвали Арчила II. Как пишет тот же Вахушти, он «не надеялся на долголетнее царствование» и не верил в преданность тех, кто звал его на трон, но под давлением своих близких всё-таки приехал в Имеретию.

Узнав о воцарении Арчила II, султан приказал ахалцихскому паше согнать его с престола. Не имея сил бороться против турок, тем более что имеретинские феодалы поддержали другого претендента на престол - Симона, внебрачного сына царя Александра, Арчил II перешёл в Тагаури и перезимовал там. После провала своих политических планов, Арчил решил что в Грузии ему больше делать нечего и весной 1699 года, по приглашению царя , навсегда покинул родину.

Арчил вернулся в Россию, где рядом с начинал службу его сын Александр, и где в Москве в Новодевичем монастыре были похоронены его дети: Давид (скончался в 1688 году) и Мамука (скончался в 1693 году). С этого времени до самой смерти Арчил жил в Москве, где занимался историей и литературой деятельностью. В 1700 году выделил Арчилу три имения в Нижегородской губернии и три тысячи душ крепостных, что поспособствовало основанию первого грузинского поселения в России. В селе Всехсвятское (под Москвой) была основана грузинская колония.

Также Арчил создал первую грузинскую типографию. Ему принадлежит поэма исторического содержания «Спор Теймураза с Руставели», где описаны история царицы Тамары и жизнь царя-поэта Теймураза I. В поэтическом послании о Полтавской битве он воспел Петра I и является автором поэтического сборника «Арчилиани».

В 1711 году в Донском монастыре Москвы был похоронен сын Арчила Александр. Вскорее сюда же перезахоронили его братьев. На месте захоронения сыновей, Арчил построил Сретенскую церковь, в нижнем приделе Большого собора, где им была основана родовая усыпальница и в которой он и сам был похоронен в 1713 году.

Компиляция: vkuznetsov

Арчил II, святой мученик, царь Иверский

Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого благоверного царя Мириана († 342).

В царствование Арчила II Грузия подверглась опустошительному нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, и царь Арчил II вместе со своим братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы. И Она явила Свою милость.

В сражении при реках Абаша и Цхенис-цхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру.

После этой победы благоверный князь Арчил II занялся восстановлением Грузинского царства. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами. Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира. Возлагая всю надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу свою за святую веру и за свой народ, святой Арчил явился в стан арабов. Джиджум-Асим принял его гостеприимно и обещал свое покровительство, но настаивал на принятии мусульманства. Как повествует «Летопись Грузии», святой царь Арчил спокойно отвечал: «Не будет того, чтобы я оставил Христа, Истинного Бога, Который для нашего спасения принял на Себя плоть человеческую. Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему».

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником.

20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

53. Святой мученик Вонифатий Духоносные люди говорят, что нет никого умнее человека, раздающего тленные земные богатства, а взамен приобретающего вечные и небесные. В житиях святых имеется множество примеров, подтверждающих эту простую истину. Одним из них может служить

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Глава XIII Святой Иустинн-мученик. Четвертое гонение Указ Адриана в пользу христиан потерял свою силу при его наследнике, Антонине Пин. Вновь начались доносы и казни. Тут Господь даровал служителям Своим смелого защитника в лице Иустина Философа, которого Церковь ублажает

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Мириан, равноапостольный царь Иверский и Нина, святая царица Просвещение Грузии светом Христова Евангелия принесла святая равноапостольная Нина, пришедши туда в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Константин, грузинский князь, святой мученик Константин происходил из знатной грузинской фамилии, в верхней Карталинии владевшей огромными имениями, унаследованными от предков. Он прославился в своей стране щедростью ко всем бедным, покровительствовал церквам и

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Меркурий Смоленский, святой мученик Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Величайшее бедствие

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Шалва, князь Ахалцихский, святой мученик и 10000 мучеников грузинских Святой мученик Шалва отличался многими христианскими добродетелями. За его храбрость и мужество святая благоверная царица Тамара Великая (память 1/14 мая) назначила его правителем Ахалцихской области (на

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Луарсаб II, святой мученик, благоверный царь Грузинский, Карталинский Святой мученик благоверный царь Грузинский Луарсаб II родился в 1587 году. Он был сыном Георгия X (1600–1603), отравленного персидским шахом Аббасом I (1584–1628). После смерти отца Луарсаб остался с двумя

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Ражден, святой мученик Мученик Ражден, перс, поклонник Зороастровой религии, происходил из знатной семьи. Он был наследником персидской принцессы Балендухты (дочери персидского царя Ормизда), вышедшей замуж за благочестивого грузинского царя Вахтанга Великого (446–499).

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Святой мученик Павел Русский (+ 1683) Память его празднуется 6 апр. в день мученической гибелиСв. Павел был русский пленник, уведенный в неволю в Константинополь крымскими татарами. Там его купил христианин и возвратил ему свободу. Павел женился на русской пленнице и

Из книги Великие святые. Неизвестные факты автора Семенов Алексей

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (+ 1690) Память его празднуется 20 апр. в день мученической гибели, 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхРодители св. младенца Гавриила были православные крестьяне

Из книги автора

Святой мученик Трифон

Из книги автора

Икона «Святой мученик Трифон» Россия, г. Москва, 2-й Крестовский пер., Знаменский храм в Переяславской слободеИкона святого мученика Трифона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве. Мученическая глава святого Трифона хранится

Из книги автора

Святой мученик Трифон Молитва О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память

Из книги автора

Святой Мученик Трифон Молитва первая (краткая) О святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем. Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси: сице и нас от лютых

Из книги автора

1.5. Святой мученик Иаков Исповедник Преподобный Иаков, живший в VIII веке, с малых лет стремился к праведной жизни и подвижничеству, а потому оставил мир, удалившись в Студийский монастырь, и принял монашеский сан. Святой Иаков умерщвлял плоть постоянной молитвой и строгим

АРЧИЛ II

(1647-1713) , царь Имерети и Кахети, поэт и историк. Безуспешная борьба с Персией и Турцией и междоусобицами знати вынудила его в 1699 эмигрировать в Россию. Основатель грузинской колонии в с. Всехсвятское (ныне на территории Москвы). Создал 1-ю грузинскую типографию.

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРЧИЛ II в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРЧИЛ II
    (1647-1713) царь Имерети и Кахети, поэт и историк. Безуспешная борьба с Персией и Турцией и междоусобицами знати вынудила его в …
  • АРЧИЛ II
    II , царь Имеретии и Кахетии, грузинский писатель. Сторонник русской ориентации. После безуспешной борьбы с Персией и …

  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: I - II - III 90 91 92 93 94 95 96 97 98 …
  • АРЧИЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АРЧИЛ в Энциклопедическом словарике:
    II (Шахназар-хан) (1647 - 1713), грузинский царь, писатель, просветитель. В 1661 - 98 правил в Имерети, Картли, Кахети. Стремился к …
  • АРЧИЛ
    АРЧ́ИЛ II (1647-1713), царь Имерети и Кахети, поэт и историк. Безуспешная борьба с Персией и Турцией и междоусобицами знати вынудила …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • АРЧИЛ II ИВЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арчил II (+ 744), царь Карталинский, Иверский, мученик. Память 20 марта в …
  • АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр II, Николаевич, Освободитель (1818 - 1881), Император Всероссийский (с 19 февраля 1855), …
  • ИМЕРЕТИНСКИЙ АРЧИЛ ВАХТАНГОВИЧ
    Имеретинский Арчил Вахтангович - см. в статье Имеретинские (А.В. и А.А.) …
  • ЧХАРТИШВИЛИ АРЧИЛ ЕВСТАФЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1905-80) грузинский режиссер, народный артист СССР (1968). С 1921 в театрах Кутаиси, Батуми, Тбилиси и др. В 1957-68 в Грузинском …
  • СУЛАКАУРИ АРЧИЛ САМСОНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1927) грузинский писатель. Сборники рассказов и повестей "Половодье" (1963), "Лука" (1973), романы "Золотая рыбка" (1966), "Белый конь" (1985). Лирические …
  • КУРДИАНИ АРЧИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ. в Большом энциклопедическом словаре:
    (1903-88) грузинский архитектор, народный архитектор СССР (1970), член-корреспондент АХ СССР (1979). Произведения отличаются цельностью замысла, использованием грузинского национального декора (стадион …
  • ЧХАРТИШВИЛИ АРЧИЛ ЕВСТАФЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арчил Евстафьевич [р. 6(19).1.1905, Тбилиси], советский режиссёр, народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1945. Творческую деятельность начал в 1921. …
  • СУЛАКАУРИ АРЧИЛ САМСОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арчил Самсонович (р. 28.12.1927, Тбилиси), грузинский советский писатель. Член КПСС с 1971. Окончил филологический факультет Тбилисского университета (1951). Печатается с …
  • КУРДИАНИ АРЧИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арчил Григорьевич [р. 13(26).3.1903, Тбилиси], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961), народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с …
  • ГЕЛОВАНИ АРЧИЛ ВИКТОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арчил Викторович , советский военачальник, маршал инженерных войск (1977). Член …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ
    король прусский (1740—86), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец и …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? король прусский (1740?1786), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • ЛЫСКОВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лысково, город, районный центр Нижегородской области, население 30 тыс. человек. Впервые упоминается в Патриаршей (Никоновской) …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ГРИГОРИЙ (ПЕРАДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий (Перадзе) , (1899 - 1942), архимандрит, патролог, священномученик . Память 6 …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: VII VIII IX 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 …
  • 20 МАРТА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 2 апреля по новому стилю Март (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • ИМЕРЕТИНСКИЕ (А.В. И А.А.) в Краткой биографической энциклопедии:
    Имеретинские - князья: 1) Арчил Вахтангович - князь Имеретии, сын Вахтанга V, иначе Шанхаваза I, возведен отцом на престол в …
  • ГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнегрузинская церковная лит-ра, с ее особым письмом (хуцури — см. «Грузинский язык»), выделяется в особый участок грузинского …
  • ПАПСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно …
  • ГРУЗИНСКАЯ КОЛОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    колония в Москве, поселение грузин, образовавшееся в конце 17 в. в районе с. Воскресенского на Пресне в связи с активизацией …
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производственных отношений. В. …
  • ВИСРАМИАНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    грузинский роман 12 в. Грузинский писатель (по некоторым данным - Саргис Тмогвели) сделал вольный прозаический перевод поэмы персидского поэта Гургани …
  • ТЕЛАВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    уездн. гор. Тифлисской губ., на правой стороне Алазанской долины, у подошвы Гомборских гор, на высоте 2420 фт., в 93 ? …
  • СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА 1756 - 63 ГГ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называется третья война из-за Силезии между Пруссией и Англией, с одной стороны, Австрией, Саксонией, Россией, Францией, Швецией, с другой. …
  • РЕСНИЧНЫЕ ИНФУЗОРИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I. Общее понятие. Охрана государственной, общественной и личной безопасности от преступлений, произвольных посягательств и опасных действий, все равно, исходят ли …
  • КАХЕТИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    страна по верхним течениям притоков Куры-Иоры и Алазани, входившая некогда в состав Грузинского царства или пользовавшаяся самостоятельностью под именем царства …
  • ИМЕРЕТИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с XV в. самостоятельное царство, по историку Вахушту, получившее свое название от местоположения "по ту сторону" гор, т. е. гряды, …
  • ИМЕРЕТИНСКИЕ КНЯЗЬЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) Арчил Вахтангович — кн. Имеретии, сын Вахтанга V, иначе Шанхаваза I, возведен отцом на престол в 1663 г. Теснимый …
  • ЧХАРТИШВИЛИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЧХАРТИШВ́ИЛИ Арчил Евстафьевич (1905- 1980), режиссёр, нар. арт. СССР (1968). С 1921 в т-рах Кутаиси, Батуми, Тбилиси и др. В …
  • СУЛАКАУРИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СУЛАКА́УРИ Арчил Самсонович (р. 1927), груз. писатель. Сб-ки рассказов и повестей "Пoлoвoдье" (1963), "Лука" (1973), ром. "Золотая рыбка" (1966), "Белый …
  • КУРДИАНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУРДИ́АНИ Арчил Григ. (1903-88), архитектор, нар. арх. СССР (1970), ч.-к. АХ СССР (1979). Произв. отличаются цельностью замысла, использованием груз. нац. …

Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого благоверного царя Мириана (+ 342)...

Святой мученик Арчил, царь Иверский

Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого благоверного царя Мириана (+ 342).

В царствование Арчила II Грузия подверглась опустошительному нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, и царь Арчил II, вместе со своим братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы. И Она явила Свою милость.

В сражении при реках Абаша и Цхенисцхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру.

После этой победы благоверный царь Арчил II занялся восстановлением грузинского царства. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами.

Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.

Возлагая всю надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу свою за святую веру и за свой народ, святой Арчил явился в стан арабов. Джиджум-Асим принял его гостеприимно и обещал свое покровительство, но настаивал на принятии мусульманства. Как повествует "Летопись Грузии", святой царь Арчил спокойно отвечал: "Не будет того, чтобы я оставил Христа , Истинного Бога, Который для нашего спасения принял на Себя плоть человеческую. Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему".

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником.

20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение . Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.

Святой мученик благоверный царь Грузинский Луарсаб II родился в 1587 году. Он был сыном Георгия Х (1600 - 1603), отравленного персидским шахом Аббасом I (1584 - 1628). После смерти отца Луарсаб остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленою. Он был еще отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, был венчан на царство Карталинское с именем Луарсаба II.

В 1609 году Грузия подверглась нашествию турецкого войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, в героическом сражении грузинские воины обратили в бегство 60-ти тысячную армию противника .

Персидский шах Аббас I, встревоженный этой победой грузин и снедаемый завистью к Луарсабу II, всячески искал случая погубить его.

Святой Луарсаб II вынужден был, спасая Картли (Центральная Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Аббаса I свою сестру Елену, по его требованию. Но и это не остановило шаха. Через некоторое время он вторгся в Грузию с огромным войском. Из-за измены нескольких феодалов, благоверный царь Луарсаб II и кахетинский царь Теймураз I вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию (Западная Грузия) к царю Имеретинскому Георгию III (1605 - 1639).

Шах Аббас I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Луарсаба II к себе, обещая, в случае его прибытия, заключить мир. Благоверный царь Луарсаб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу со словами: "Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там , жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог! "

Шах Аббас I принял святого Луарсаба II миролюбиво и, казалось, готов был выполнить свои обещания.

После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост) , несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство , за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью.

Благочестивый царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебаний отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза.

Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство.

Но святой исповедник остался верен Святой Церкви Христовой и принял мученическую смерть в 1622 году на 35 году своей жизни . Вместе с ним были замучены два его верных служителя.

Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но на другой день христиане предали их земле в общей могиле.

1647 - 1713

царь Имеретии и Кахетии, поэт-лирик, старший сын царя Картли Вахтанга V

Биография

Родился в 1647 году. В 1661 году отец возвёл его на престол Имеретии. В 1664-1675 годах был царём Кахетии. В 1681 году вместе с детьми переехал в Россию. Позднее вернулся и некоторое время занимал престол Имеретии. В 1699 году окончательно эмигрировал в Россию и обосновался в Москве. Занимался литературной деятельностью, написал поэтический сборник «Арчилиани». Стал одним из основателей грузинской колонии в подмосковном селе Всехсвятском. При нём там была открыта первая грузинская типография.

Был женат дважды. Первая жена - дочь князя Нодара Цицишвили. Вторая жена - Кетеван, внучка царя Кахетии Теймураза I (с 1667/68 года). Все дети от второго брака:

  • Александр Арчилович (1674-1711) - первый в истории России генерал-фельдцейхмейстер
  • Матвей Арчилович (Мамука, 1676-1693)
  • Дарья Арчиловна (Дареджан, 1678-1740)
  • Давид Арчилович

Умер 16 февраля 1713 года. Похоронен в московском Донском монастыре, в Сретенской церкви - нижнем приделе Большого собора, где им была основана родовая усыпальница.