Без суффиксальный способ образования слова. Что такое бессуфиксный способ образования слов: примеры. Бессуффиксный способ словообразования
Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.
Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.
Словообразовательный разбор
Производится по плану, в ходе которого определяется:
Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:
- Лексическое значение слова - «состояние тишины».
- Образовалось от слова «тишина».
- Образовалось с помощью отсечения суффикса.
- Бессуффиксный способ.
Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:
«гладь» - гладкий - гла[д´] - бессуффиксный
«божья» - Бог - бож[й´]а - суффиксальный
«благодать» - благодатный - благода[т´] - бессуффиксный
Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли - вёз Ø;
- условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь - безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова "гам" нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- глагола и имеет:
- абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить - всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) - ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
- значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить - дарØ, взрывать - взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий - тишьØ, гладкий - гладьØ, глубокий - глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный - корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать - горемыкØа, обслуживать - обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
- собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:
- от существительных:
- с общим значением: будни - буднØий, золото - золотØой;
- со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
- со значением принадлежности: отец - отчØий, орёл - орлØий;
- от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
- от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.
Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.
Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:
- нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
- нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.
Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.
анализировать - анализ.
ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.
доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.
Ездить - езда.
забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.
извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;
клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.
ловить - ловля; ломать - лом.
махнуть - мах;
набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.
оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.
перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.
разбегаться - разбег; разбирать - разбор;
Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;
травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.
убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.
хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.
шелестеть - шелест.
Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.
Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.
Этим способом образуются исключительно имена существительные.
Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.
Как же происходит словообразование?
Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.
Рассказ-а-ть – рассказ.
Переход-и-ть – переход .
Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).
А теперь о пресловутых «подводных камнях»!
Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.
Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.
Слово образовано суффиксальным способом!
Нет! Это неверный ход!
Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.
Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?
Конечно, рассказ и рассказывать .
«Рассказ» – это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ – бессуффиксный .
Вот как строится словообразовательная «цепочка»:
Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.
Вывод № 1.
Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).
* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».
Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.
А как образовано существительное зелень ?
Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.
Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?
Зеленый , конечно!
Зеленый – цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень – нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).
Что же первично?
Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .
Способ образования слова зелень – бессуффиксный .
Вывод № 2.
Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).
А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?
Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!
Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово «
зелень»
?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :
- диахронический (историческое формирование);
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
Способы словообразования
2 Основные способы образования слов в русском языке
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Словообразовательный разбор
Производится по плану, в ходе которого определяется:
Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:
- Лексическое значение слова — «состояние тишины».
- Образовалось от слова «тишина».
- Образовалось с помощью отсечения суффикса.
- Бессуффиксный способ.
Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:
«гладь» — гладкий — гла[д´] - бессуффиксный
«божья» — Бог — бож[й´]а - суффиксальный
«благодать» — благодатный — благода[т´] - бессуффиксный
Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
- условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- глагола и имеет:
- абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
- значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить — дарØ, взрывать - взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий - глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный — корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
- собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:
- от существительных:
- с общим значением: будни - буднØий, золото — золотØой;
- со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
- со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;
- от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
- от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.
Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.
Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:
- нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
- нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.
Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.
анализировать - анализ.
ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.
доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.
Ездить - езда.
забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.
извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;
клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.
ловить - ловля; ломать - лом.
махнуть - мах;
набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.
оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.
перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.
разбегаться - разбег; разбирать - разбор;
Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;
травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.
убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.
хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.
шелестеть - шелест.
Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.
Основные способы образования слов в русском языке
Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.
Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)
Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)
Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.
Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)
Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)
Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)
Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.
Скорый - у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)
Есть - на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)
Особый способ словообразования - бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается) .
Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)
Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)
Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.
Глуx-ой - глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Тих-ий - тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Образование слов с помощью сложения
С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.
При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:
ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.
При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.
Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа) .
Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь) .
Сем-И-летний (от словосочетания семь лет) .
Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.
Стенгазета (от словосочетания стенная газета) .
Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент) .
ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности) .
Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит с
Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.
Этим способом образуются исключительно имена существительные.
Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.
Как же происходит словообразование?
Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.
Рассказ-а-ть – рассказ.
Переход-и-ть – переход .
Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).
А теперь о пресловутых «подводных камнях»!
Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.
Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.
Слово образовано суффиксальным способом!
Нет! Это неверный ход!
Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.
Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?
Конечно, рассказ и рассказывать .
«Рассказ» – это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ – бессуффиксный .
Вот как строится словообразовательная «цепочка»:
Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.
Вывод № 1.
Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).
* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».
Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.
А как образовано существительное зелень ?
Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.
Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?
Зеленый , конечно!
Зеленый – цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень – нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).
Что же первично?
Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .
Способ образования слова зелень – бессуффиксный .
Вывод № 2.
Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).
А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?
Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!
Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово «
зелень»
?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Приставочный способ:
Суффиксальный способ:
Приставочно-суффиксальный способ:
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
подгруппа, суперобложка.
знание, читатель, школьный.
бездорожье, пришкольный.
вывих, приговор, тишь.
военный, мороженое, шашлычная.
продмаг, теплоход, шестиклассница.
Приставочный:
Суффиксальный:
Приставочно-суффиксальный:
Бессуффиксный:
Переход прил. или прич. в сущ.:
Сложение:
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).