Фгос начальной общеобразовательной школы. Фгос начального общего образования. Требования фгос ноо к структуре образовательной программы

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Согласитесь, все, что касается наших детей, касается и нас с вами. В том числе и то, как и чему учат их в школе. Приходилось ли вам слышать аббревиатуру ФГОС? Уверена, что приходилось. А знаете ли вы, что такое ФГОС НОО? Я, честно говоря, до недавнего времени знала только расшифровку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Решила копнуть глубже и понять в чем суть стандарта. В процессе узнала, что он был утвержден в 2009 году, и пришел на смену старому образовательному стандарту, поэтому его называют стандартом «второго поколения». А с сентября 2011 года по этому стандарту в школах страны начали учить детей. За пять лет применения в него вносились изменения и дополнения. И в результате мы имеем то, что имеем. А что конкретно?

А вот это сложный вопрос для родителей, которые в большинстве своем не являются дипломированными педагогами. Информации в интернете много. Но эта информация вводит в ступор фразами типа: «Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы…»

Так и хочется спросить: «А нельзя ли как-нибудь попроще?»

Вот сейчас и попробую, попроще)

План урока:

Что такое ФГОС и какой он бывает?

Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!

ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.

А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:

  • ФГОС ДО – дошкольное образование;
  • ФГОС НОО – начальное общее образование;
  • ФГОС ООО – основное общее образование;
  • ФГОС СОО – среднее общее образование;

Все должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.

Требования стандарта к начальному общему образованию

В перечне требований всего три пункта:

  1. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
  2. Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.

Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.

Требования к результатам освоения образовательной программы

Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.

Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:

  1. личные результаты;
  2. метапредметные результаты;
  3. предметные результаты.

Личные результаты

О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:

  • ученик готов и способен к саморазвитию;
  • ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
  • школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
  • у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
  • ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.

В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.

Метапредметные результаты

Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.

Предметные результаты

Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».

Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.

Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:

«Выпускник научится…»

Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:

«Выпускник получит возможность научиться…»

То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.

Требования к структуре образовательной программы

Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.

Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.

У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее , а пока займемся планетами.

Урочная деятельность

Здесь вроде как все понятно. Это деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность является такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность — это посещение школьниками учреждений дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы, организованной учителями.

И что важно, школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие дополнительные занятия посещает ребенок?»

Деятельностный метод обучения

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

Шахтеры в шахтах добывают уголь!

А дети в школах добывают знания!

Именно добывают!

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.

ИКТ

Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.

Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.

В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.

Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.

Воспитательная деятельность

В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.

А теперь это обязательно!

Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.

А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.

Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.

Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.

А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.

На этом все) Своими мнениями по поводу прочитанного делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Желаю вам всего самого доброго!

Как всегда детишкам привет передавайте)

До новых встреч на страницах блога!

    Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:

А. Фурсенко

Регистрационный N 15785

С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения программы, ее структуре и условиям реализации. При этом учтены образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"


Регистрационный N 15785


Настоящий приказ вступает в силу его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт , утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ОРКСЭ

ФГОС ООО

Нормативные документы

Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций»

ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее - основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. [Далее > ]

Нормативные документы:

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

2 слайд

Описание слайда:

Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

3 слайд

Описание слайда:

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». .

4 слайд

Описание слайда:

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

5 слайд

Описание слайда:

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный); Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты) Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Меняется система аттестации школ (оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО). Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.

6 слайд

Описание слайда:

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: ЛИЧНОСТНЫМ: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся. отражающие их индивидуально-личностные позиции; сформированность основ гражданской идентичности;

7 слайд

Описание слайда:

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? МЕТАПРЕДМЕТНЫМ: освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), межпредметными понятиями.

8 слайд

Описание слайда:

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? ПРЕДМЕТНЫМ: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; предметные результаты сгруппированы по учебным предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…» (группа обязательных требований) и «выпускник получит возможность научиться …» (не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования).

9 слайд

Описание слайда:

Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты: Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; Умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; Коммуникативные и информационные умения; Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

10 слайд

Описание слайда:

Что такое деятельностный подход в обучении? Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта. Формирование любых умений, способностей, личностных качеств, т.е. умения учиться в целом, возможно только в деятельности. Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы: 1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Именно так будут учиться школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны будут пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

11 слайд

Описание слайда:

Что такое универсальные учебные действия? Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. К УУД относятся: Личностные - готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в жизненных ролях и межличностных отношениях (формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку)

12 слайд

Описание слайда:

Что такое универсальные учебные действия? Регулятивные – умение поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий; умение контролировать свои действия и соотносить способы действий с их результатами с заданным эталоном; умение корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; умение оценивать качество и уровень усвоения знаний (формируются при выполнении заданий, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке)

13 слайд

Описание слайда:

Что такое универсальные учебные действия? Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; контроль и оценка процесса и результата деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжать, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование и т.п. (формируются в результате выполнения продуктивных заданий, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде)

14 слайд

Описание слайда:

Что такое универсальные учебные действия? Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи (формируются при организации работы в группе) Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным способом формирования УУД.

15 слайд

Описание слайда:

Что изучается с использованием ИКТ? Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

16 слайд

Описание слайда:

Что такое проектный метод обучения? В современной школе широко применяется метод проекта. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения Во время выполнения проекта: формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учении; развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируются не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; реализуется принцип связи обучения с жизнью. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В 1-ом классе реализуется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты: «Я и мое имя», «Моя малая Родина» «Моя семья», «Математика вокруг нас» «Живая Азбука» «Мама, папа и я – спортивная семья»

17 слайд

Описание слайда:

Что такое интегрированный подход к обучению? Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

18 слайд

Описание слайда:

Что такое информационно-образовательная среда? Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны иметь возможность видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя (например, через электронный журнал).

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке учитель ученик работа выполнена отлично Светофор: оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов работа сделана хорошо я умею сам я умею, но не уверен нужна помощь

21 слайд

Описание слайда:

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в максимальную недельную образовательную нагрузку обучающихся (в 1-м классе – 21 час).

22 слайд

Описание слайда:

Модель дополнительного образования Опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

23 слайд

Описание слайда:

Реализация программы дополнительного образования во внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребёнку выбрать область интересов, развивать свои способности. Школа совместно с родителями должна помочь решить эту задачу. Дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

24 слайд

Описание слайда:

В 1 классах школы действуют следующие режимные моменты 1.Учебные занятия 8.30-12.05 2.Прогулка 12.30-13.15 3.Обед 13.30-14.00 4.Внеурочная деятельность 14.00-16.00

25 слайд

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в первых классах МАОУ СОШ № 18 Направление внеурочной деятельности Количество часов в неделю Форма с наименованием Спортивно-оздоровительное 2 Кружок «Ритмика» 1 Секция «У-ШУ» 3 Секция «Баскетбол» Проектная деятельность 1 Кружок «Юный исследователь» Духовно- нравственное 1 Кружок «Этика:азбука добра» Художественно-эстетическое 2 Кружок «Музыкальная пауза» Итого 10

************************************

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?

ФГОС НОО, так же как и федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации соответствующих основных образовательных программ (п.1, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Какие требования содержит ФГОС НОО?

ФГОС НОО включает в себя требования к (п.4, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»):

  1. структуре основных образовательных программ;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

На что ориентирован новый стандарт?

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отраженны в«портрете выпускника начальной школы» (п.8 ФГОС НОО):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Каковы отличительные особенности ФГОС НОО?

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом. Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательныхтребований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

  • Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
  • Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Каким образом предполагается реализовывать основную образовательную программу начального общего образования?

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО).

Что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Внеурочная деятельность не является частью учебного плана (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования", утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).

ЧТО такое УУД?

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (см. схему):

Регулятивные УУД

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В то же время школьник, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.

Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Личностные УУД

Как понять себя и чувства другого?

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом, требуется, например, эмоциональная поддержка, или какая-нибудь другая помощь.

Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

Познавательные УУД

Как сделать учебу интересней?

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребенком собственного портфолио. Что же представляет собой портфолио ученика?

Первые странички портфолио посвящены информации о его владельце. На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби и др.

Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе работы над темой у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Именно работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Умеем ли мы общаться?

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.