История педагогики. Джуринский А.Н. Пискунов А.И. История педагогики и образования - файл n1.doc Пискунова а история педагогики образования
В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
В учебнике дано целостное рассмотрение истории зарубежного и российского образования на фоне становления и развития педагогической мысли. Предпринята попытка параллельного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном обществе, в эпоху цивилизаций Древнего Востока и античного мира, в период Средневековья и Возрождения, в эпоху Нового и Новейшего времени с XVII до конца XX в. в странах европейской цивилизации. После каждой главы приведены списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
© ООО Издательство «Питер», 2016
© Серия «Учебник для вузов», 2016
Введение
История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на различных ступенях эволюции человеческого общества.
В истории отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли можно почерпнуть опыт, на основе которого образуется живая часть практического ума современного родителя, воспитателя, учителя, преподавателя. Знание истории обучения и воспитания необходимо каждому образованному человеку – и педагогу в особенности. По выражению одного из крупных государственных деятелей XVIII века В. Н. Татищева, человек без знания «совершен, мудр и полезен быть не может».
В оригинальных сочинениях, трактатах и речах педагогов прошлого изложены прогрессивные мысли и воззрения в области обучения и воспитания.
В учебник включены тексты из следующих источников с необходимыми комментариями.
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII веков / Сост. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – М.: Педагогика, 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIII века / Под ред. Г. Н. Волкова, И. А. Соловкова. – М.: Педагогика, 1985.
3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
4. Корнетов Г. Б. Всеобщая история педагогики. – М.: ИТПИМИО, 1994.
5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. / К. И. Салимова, В. Г. Безрогов, Б. М. Бим-Бади и др. – М.: НИИОП, 1988–1991.
6. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учебное пособие / В. Г. Безрогова, П. Ю. Уварова и др. – М.: Изд-во РАО, 1996.
7. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
8. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1992.
Основные исследовательские работы по истории педагогики в целом приведены в списке рекомендованной литературы.
Раздел 1
История образования и педагогической мысли как область научного знания
Глава 1. Первобытное воспитание
Учебные вопросы:
1. Концепции происхождения воспитания.
2. Зарождение воспитания как особого рода деятельности.
3. Воспитание детей в семье.
4. Организованные формы воспитания.
1. Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Первая теория – эволюционно-биологическая. Ее авторы – Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Суть теории: сближение воспитательной деятельности людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.
Вторая теория – психологическая. Ее автор П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В обеих теориях сходно утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро утверждал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.
Современные исследования учитывают при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и человека. В настоящее время ученые делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.
К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов:
Орудия труда и быта;
Примитивные детские игрушки;
Наскальные изображения и пр.
Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, доносят народные игры, обряды, развлечения, фольклор.
2. Зарождение воспитания как особого вида деятельности
К периоду 40–35 тысяч лет назад относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания, сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Как отмечает А. Н. Джуринский, воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде оно возникло в эпоху выделения человека из животного мира, то есть 2–3 миллиона лет назад.
Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение, являясь частью повседневной борьбы за выживание, начало приобретать черты особого вида деятельности.
Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.
Непременное условие существования древнего человека – изготовление и использование орудий. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание основывалось на общинном образе жизни.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась общественная направленность развития человека.
3. Воспитание детей в семье
Приблизительно в 9–8-м тысячелетиях до н. э. воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитываются на примере родителей. В зависимости от принадлежности к той или иной страте – вождей, жрецов, воинов или остальных членов общины – воспитание ребенка приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и, соответственно, усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. Например, у африканских готтентотов матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственные назидания родителей также наделялись чудотворным значением. «Так, у австралийских туземцев был ритуал, когда ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: “Будь добрым, не бери чужого”».
4. Организованные формы воспитания
При передаче опыта люди первобытной эпохи пользовались определенными дидактическими приемами, которые вырабатывались под влиянием условий жизни. Поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и каким образом делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
По мере усложнения труда менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
Срок детства и воспитания в первобытных общинах был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
По мере взросления мальчики большую часть времени начинали проводить с мужчинами. Так они приобщались к охоте, рыболовству и т. п. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
Воздействие воспитания было минимальным. Детям предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физической силой (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). В дальнейшем ситуация меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Физические наказания стали применяться часто.
Общинная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.
В условиях матриархата мальчики и девочки воспитывались под руководством женщин совместно до 7–8 лет и раздельно в более старшем возрасте. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит в ведение старейшин и жрецов. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), маори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.
Все подростки обоих полов, достигшие 10–15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась магическая сила. Программа подготовки к инициации мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставлений, закрепление определенных навыков должны были сопровождаться болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.
Задания для самостоятельной работы
1. Основные особенности воспитания в первобытную эпоху.
2. Динамика содержания и формы воспитания в первобытном обществе.
3. Организованные формы воспитания.
1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
2. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Владос, 2000.
3. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988.
4. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. – М.: ИТПИМИО, 1993.
5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Педагогика, 1989.
6. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. – М.: Педагогика, 1979.
Глава 2. Школа и воспитание в Древнем мире
Учебные вопросы:
1. Воспитание в условиях цивилизаций Древнего Востока.
2. Школа в Древнем Египте.
3. Воспитание и обучение в Древней Индии.
4. Педагогическая мысль в Древнем Китае.
1. Воспитание в условиях цивилизаций Древнего Востока
История воспитания как особой сферы общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.
В эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые признаки разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю в древних цивилизациях Востока бытовали и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи отражены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), Книга притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел и торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Кроме детей аристократии и служителей культа в школах учились наследники состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения обходилось семейным воспитанием и обучением.
Воспитание и школу Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем как результат специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, давших человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшую эволюцию мировой школы и педагогики.
Государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски – эдуббы). Письмена клинописью вырезали деревянным резцом на сырой глиняной табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Эдуббы возникали, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Среди них те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.), законы Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательство позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.
Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей играла семья. Как это следует, например, из Кодекса Хаммурапи, за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес отец.
Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.
Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. Учитель должен был уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений, измерять земельные участки, делить имущество, ориентироваться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.
Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – были изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчать процесс обучения.
В 1-м тысячелетия до н. э. появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике. Продолжало распространяться обучение при библиотеках, где писцы занимались записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными центрами такого рода были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VII век до н. э.), где найдено до 24 тысяч клинописных табличек.
2. Школа в Древнем Египте
Школа и воспитание берут начало в 3-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте. Они были призваны перевести ребенка, подростка, юношу или девушку в мир взрослых. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике этого и шли обучение и воспитание.
Воспитательный процесс в древнеегипетских семьях отражал характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, строившихся на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые следовало «связать в единый узел».
Детям в Древнем Египте уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Выполняя родительский долг наставника, египтянин считал, что поступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире предков. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую – кодекс поведения (маат ). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею необыкновенной значимости воспитания и обучения («Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»).
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало научиться слушать и подчиняться. В ходу был следующий афоризм: «Послушание – это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. На ученика постоянно сыпались удары, и такое воздействие рассматривалось как естественное и необходимое. Школьным девизом были слова «Ребенок несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание морализаторских наставлений типа «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.
Целью обучения древнего египтянина была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Таким образом, семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию детям передавали жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость и ловкость.
Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с пяти лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученику необходимо было освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но в этот же период появилась и бумага – папирус – из одноименного болотного растения.
Первоначальная стадия обучения – это отработка техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим качеством для писца. «Речь сильнее оружия», «Речь спасает, но может и погубить», – читаем мы на древнеегипетских папирусах.
В некоторых школах обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид; для определения количества урожая; для астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Географию часто сочетали с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.
Постепенно специализация обучения усиливалась. В эпоху Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и имелись учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.
Особое место занимали царские школы , где дети высшей знати учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу древнейших текстов на живой язык.
История педагогики. Джуринский А.Н.
М.: 2000 . - 432 с.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
Формат: doc
Размер: 3 ,6 Мб
Скачать: drive.google
Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
Глава 1. Возникновение воспитания 4
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
Концепции происхождения воспитания 4
Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
Появление организованных форм воспитания 5
Вопросы и задания 6
Литература 6
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6
Общий взгляд 6
"Дома табличек" 8
Школа в Древнем Египте 10
Воспитание и обучение в Древней Индии 12
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
Вопросы и задания 17
Литература 17
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
Воспитание и школа в Древней Греции 18
Философы Древней Греции о воспитании 21
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
Воспитание и школа в Древнем Риме 26
Педагогические идеи Древнего Рима 27
Воспитание и обучение у ранних христиан 29
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
30
Вопросы и задания 30
Литература 31
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
Общий взгляд 31
Воспитание у восточных славян 32
Вопросы и задания 33
Литература 33
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33
Общий взгляд 33
Педагогическая мысль 34
Система воспитания и образования 35
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
Вопросы и задания 38
Литература 38
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII
вв.) 38
Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
Вопросы и задания 46
Литература 46
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего
Средневековья 46
Общий взгляд 46
Философско-педагогическая мысль 47
Воспитание и обучение 48
Вопросы и задания 56
Литература 56
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и
Реформации 56
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
Школа в XV – начале XVII в. 62
Вопросы и здания 68
Литература 68
Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и
русском государстве (X - конец XVII в.) 68
Общий взгляд 68
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)
72
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII
вв.) 77
Вопросы и задания 79
Литература 79
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной
Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79
Общий взгляд 79
Педагогическая мысль начала Нового времени 80
Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
93
Вопросы и задания 97
Литература 98
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
Общий взгляд 98
Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
Вопросы и задания 105
Литература 106
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в.
106
Общий взгляд 106
Педагогические идеи в философии 107
Классики педагогики ХIХв. 109
Полемика вокруг школы 112
Главные направления развития школы 115
Вопросы и задания 123
Литература 124
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
Общий взгляд 124
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
Вопросы и задания 130
Литература 130
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
Общий взгляд 130
Школьные реформы 1860-х гг. 131
Период реакции в школьной политике 132
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
Вопросы и задания 143
Литература 143
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143
Общий взгляд 144
Основные педагогические течения 144
Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
Вопросы и задания 154
Литература 154
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
Общий взгляд 155
Основные направления развития педагогической мысли 155
Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
Школьные системы 157
Практика школьного обучения и воспитания 158
Реформирование обучения и воспитания 161
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
Общий взгляд 164
Школьные реформы 164
Педагогические направления и идеи 169
Вопросы и задания 172
Литература 173
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
Общий взгляд 173
Школа и школьная политика 173
Развитие педагогической науки 177
Вопросы и задания 183
Литература 183
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
Общий взгляд 184
Школьная система 184
Полемика о путях образования и воспитания 187
Практика образования и воспитания 189
Вопросы и задания 198
Литература 198
Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.
ISBN 5-89144-142-ХВ предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.Введение.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
Зарождение организованных форм обучения и воспитания.
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).
Школа и воспитание в Древнем Египте.
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.
Воспитание и школа в Древнем Иране.
Воспитание и школа в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Зарождение христианской традиции воспитания.
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
Воспитание и образование в Византии.
Педагогическая мысль в Византии.
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения.
Влияние церковной культуры на развитие образования.
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья.
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока.
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья.
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.).
Воспитание и обучение у древних славян.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-XIII вв.
Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.
Образование в Русском государстве в XVII в.
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
Педагогические идеи В. Ратке.
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв.
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.
Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco.
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794).
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.
Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.
Просвещение в России в начале XVIII в.
Школьное дело при Петре I.
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.
Просвещение и школа после Петра I.
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).
Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
Педагогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.
Педагогические идеи Г. Спенсера.
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и образования.
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.
Развитие школы и становление школьной системы.
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия.
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи.
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в.
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Основные представители реформаторской педагогики.
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.).
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования.
Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.
Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).
Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945).
Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг.
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа.
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.
Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны.
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Педагогическая наука в странах запада.
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны.