Как получить целевое направление на обучение. Целевое направление в вуз: основные этапы получения. Рекомендации для абитуриента Бланк целевого направления в университет

Как получить целевое направление в высшее учебное заведение, волнует тех, кому важно приобрести образование бесплатно. Зная же, как получить целевое направление в интересующее вас учебное заведение, вы получаете шанс поступить туда по льготной схеме и в дальнейшем не волноваться о поиске места работы.

Сам факт целевого обучения позволяет ликвидировать нехватку кадров в важных отраслях (образование, медицина, сельское хозяйство) и заранее распределить будущих специалистов по определенным направлениям.

Побеспокоиться о подаче документов для получения целевого направления важно заранее, еще в последнем школьном классе. За помощью можно обратиться к ответственному за профориентацию выпускников в школе, классному руководителю или директору, а можно действовать и самостоятельно.

  1. Прежде всего будущему студенту нужно определиться со специальностью, по которой он будет обучаться, и выбрать соответствующий вуз.
  2. Затем нужно найти предприятие (в соответствии с направлением будущего обучения), готовое оплатить учебу, и взять ходатайство у его руководства. Иногда определяющим фактором выбора предприятия является место работы родителей: организация может пойти навстречу добросовестным сотрудникам и оплатить учебу их ребенка.

    Если же с выбором предприятия у будущего студента имеются затруднения, то в этом случае может помочь местная администрация: всегда есть несколько организаций, которые сотрудничают по вопросам обучения и трудоустройства с городским или районным руководством.

  3. Подать заявление в местный муниципальный орган (администрацию) с указанием направления, по которому хотелось бы обучаться. Если претендент смог самостоятельно определиться с организацией, пожелавшей оплатить учебу, и взять там ходатайство, нужно приложить его к заявлению.

После того же, как целевое направление получено, остается обратиться в выбранный вуз. С собой необходимо иметь:

  • аттестат (оригинал);
  • свидетельство о результатах ЕГЭ и другие требуемые вузом документы;
  • договор о целевом обучении;

Далее абитуриенту нужно выдержать конкурс, который проводится по результатам ЕГЭ. При этом проходной балл для «целевиков» ниже, чем для обычных поступающих, — соответственно, и вероятность поступления более высокая.

Не знаете свои права?

Как получить целевое направление в медицинский вуз

Многие желающие получить высшее образование хотят приобрести целевое направление именно в медицинские вузы, т. к. там всегда высок проходной балл и потому труднее поступить. При этом дефицит кадров в этой области позволяет легко трудоустроиться после учебы.

Потребность в целевых специалистах и параметры обучения здесь определяются Минздравом, однако сама процедура получения целевого направления в данном случае не имеет отличий от взятия направления в другие вузы.

Нюансы получения целевого направления

Самым важным моментом при получении направления является заключение договора:

  • с администрацией, направившей абитуриента для обучения (в этом случае ему выделяется бюджетное место, стипендия);
  • организацией, пожелавшей взять на себя оплату обучения.

В последнем случае крайне важно внимательно изучить условия, прежде чем ставить свою подпись. Надо, в частности, уточнить, в каком объеме будет оплачиваться обучение (полном или частичном) и будет ли выплачиваться стипендия. Кроме того, некоторые будущие работодатели даже предоставляют своим подопечным временное жилье.

Можно с уверенностью сказать, что преимущества целевого обучения значительны:

  • возможность учиться бесплатно,
  • поступление на более лояльных условиях,
  • не нужно беспокоиться о будущем месте работы.

Однако, выбирая такой вид обучения, нужно помнить, что после окончания учебного заведения необходимо будет отработать в выбранной организации 3 года. В связи с этим к выбору предприятия важно отнестись со всей серьезностью.

Обучение по целевому направлению – это всегда бесплатное получение высшего образования с гарантией рабочего места на несколько лет после выпуска.

Тем абитуриентам, которые хотят учиться на бюджетной основе и в последующем работать по специальности, получение такого направления является заветной мечтой, путевкой в будущее, дорогой к карьерным перспективам.

Кто вправе выдавать целевое направление, как поступающий в ВУЗ его может получить, какими могут быть основания для отказа в выдаче – все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Учиться с гарантией трудоустройства

Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

  • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
  • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
  • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
  • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

Институт прокуратуры

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.).

Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько - в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

  • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
  • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
  • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
    • наличии золотой (серебряной) медали,
    • почетных грамот,
    • побед в олимпиадах и т.д.

После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

Медицинские ВУЗы

Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории в численном выражении.

Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ. Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

  • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
  • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
  • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

Стать педагогом по направлению

Как получить целевое направление в педагогический ВУЗ? Непосредственно в университете можно узнать список тех школ и лицеев, с которыми заключены договора. После чего с директором выбранной школы нужно пройти собеседование, довести до его сведения желание работать именно в этом заведении. Если ваша кандидатура будет одобрена, вы без труда получите направление.

Институты и университеты педагогического профиля довольно охотно принимают на обучение тех, кто потом будет гарантировано принят на работу в школы – ведь таким образом решается проблема нехватки учителей. Особенно лояльно относятся к тем, кто желает работать педагогом в отдаленных районах, деревнях, поселках. Таких желающих немного, поэтому пройти конкурс для них не составляет труда.

В некоторых ВУЗах Москвы специально создаются места для целевого набора только выпускников столицы.

Например , в Московском Педагогическом Университете выделяются свыше 100 мест для окончивших школы города Москвы и Московской области. В этом заведении уже давно практикуется обучение по направлению от окружных управлений образования Москвы, при этом абитуриент может участвовать одновременно и в общем конкурсе. После выпуска молодой педагог будет работать в одной из школ округа, от которого он получил льготную возможность бесплатного образования.

Как найти работодателя

Обратитесь в ВУЗ

Чтобы найти ту компанию, которая оплатит вашу учебу, нужно обратиться непосредственно в ВУЗ, поскольку там могут быть списки тех предприятий, с которыми имеются договорные отношения по целевому набору учащихся.

  • К примеру, «целевиком» по обучению в Московском университете путей сообщения можно стать через ОАО «РЖД», «Московский Метрополитен».
  • В РУДН ежегодно создаются места для обучения будущих сотрудников «Мосэнерго», «Гидроспецпроект».
Обратитесь в Министерство образования

Можно также обратиться через руководство школы или самому в муниципалитет региона, где узнать, от каких работодателей поступали заявки на заключение целевого договора. Такую информацию могут сообщить и в Министерстве образования области, а также непосредственно в выбранном университете. Заниматься решением данного вопроса нужно с зимы, накануне года поступления.

Также можно найти компанию самому – не секрет, что крупные предприятия также остро нуждаются специалистах, которым готовы оплатить учебу.

Что делать, когда найден работодатель

Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

  • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
  • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
  • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

В формате RTF

Договор о целевом обучении (типовая форма) в формате PDF

ТИПОВАЯ ФОРМА
договора о целевом обучении

___________________
(место заключения договора)
«___»_____________ 20__ г.
(дата заключения договора)

___________________
(полное наименование федерального государственного органа, органа государственной власти
___________________
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, государственного (муниципального)
___________________
учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного общества,
___________________
в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской
___________________
Федерации или муниципального образования)
___________________
именуем__ в дальнейшем Организацией, в лице ___________________
___________________
(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)
действующего на основании ___________________
(наименование документа)
с одной стороны, и ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в лице ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя несовершеннолетнего,
в случае если гражданин является несовершеннолетним)
именуем__ в дальнейшем гражданином, с другой стороны, далее именуемые сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

1. В соответствии с настоящим договором гражданин обязуется освоить образовательную программу по ___________________,

реализуемую в ___________________
(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)
успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, а Организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

II. Права и обязанности сторон

2. Организация вправе:
а) запрашивать у гражданина информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
б) рекомендовать гражданину тему выпускной квалификационной работы (при наличии);
в) ___________________.
(иные права Организации)

3. Организация обязана:
а) предоставить гражданину в период его обучения следующие меры социальной поддержки*:
___________________
(меры материального стимулирования (стипендии и другие денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда и иные меры)
___________________
(оплата платных образовательных услуг (при необходимости)
___________________
(предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения)
б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;
в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в ___________________
(наименование организации, ее основной
___________________
государственный регистрационный номер (при его наличии)

г) в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина в течение _____ месяцев выплатить гражданину компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки;
д) уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
е) ___________________
(иные обязанности Организации)

4. Гражданин вправе:
а) получать от Организации меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 настоящего договора;
б) в случае необходимости получать информацию о деятельности организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
в) ___________________
(иные права гражданина)

5. Гражданин обязан:
а) осваивать образовательную программу по ___________________
(код, наименование профессии, направление подготовки (специальности), уровень образования)
б) представлять по требованию Организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
в) проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным планом;
г) соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
д) заключить с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) не позднее чем через ___ месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации;
е) возместить Организации в течение ___ месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором;
ж) уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
з) ___________________
(иные обязанности гражданина)

III. Ответственность сторон

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Основаниями для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству являются**:
а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов;
б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка;
в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;
г) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги);
д) ___________________
(иные основания для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству)

IV. Срок действия договора, основания его досрочного прекращения

8. Настоящий договор вступает в силу с ___________________ и действует до заключения трудового договора (контракта).
9. Основаниями для досрочного прекращения настоящего договора являются:
а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
б) неполучение гражданином в течение ___ месяцев мер социальной поддержки от Организации;
в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы;
г) наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора;
д) ___________________.
(иные основания прекращения настоящего договора)

V. Заключительные положения

10. Изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются дополнительными соглашениями к нему.
11. Настоящий договор составлен в ____ экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
12. ___________________.
(иные условия)

VI. Адреса и платежные реквизиты сторон

Гражданин
Организация

* При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.
** При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076
“О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении”

В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;

типовую форму договора о целевом приеме;

типовую форму договора о целевом обучении.

2. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 39, ст. 3777).

Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения

Правила
заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076)

1. Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

2. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее — образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее — органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

3. Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

4. Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

5. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее — граждане).

7. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.

8. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.

9. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

10. Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

11. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.

12. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).

13. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

14. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.

При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».



Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

Кто в списках?

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в "целевики" обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Трудоустройство

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

30.01.2017

Порядок приема в высшие учебные заведения в 2017 году определен Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Важные изменения в него были внесены Приказом Минобрнауки России от 29.07.2016 № 921, которые применяются при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры начиная с 2017/18 учебного года.

Кто может поступить в ВУЗ?

Согласно этим документам в высшие учебные заведения РФ принимаются имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории, а также соотечественники из государств ближнего зарубежья. Указанные граждане имеют право получить на конкурсной основе бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.

Что нужно для поступления в ВУЗ?



Для поступления в ВУЗ нужны следующие документы:

  • Заявление;
  • Документ о полном общем образовании (подлинник или копию);
  • Оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;
  • 6 фотографий размером 3х4 см (черно-белый или цветной снимок на матовой бумаге, сделанный в 2015 году);
  • Абитуриенты, имеющие особые права при поступлении в высшие учебные заведения, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию соответствующих документов.
  • Медицинскую справку по форме 086-У или 026-У
  • от юношей военный билет или приписное свидетельство.

Документ о среднем общем или специальном образовании (аттестат – для выпускников школ; справка о результатах обучения – для тех, кто решил прервать учебы в техникуме/колледже и получить высшее образование; диплом с приложением (листом оценок) и его копия – когда подаются документы в вуз после колледжа).


Свидетельство о сдаче ЕГЭ Выдается после сдачи единого госэкзамена по выбранным абитуриентом предметам с указанием полученных баллов. (в комиссии нескольких ВУЗов сдаются копии, оригинал предоставляется в тот ВУЗ, в который осуществлено фактическое поступление).


Помимо медицинской справки по форме 026-У или 086-У, в некоторых ВУЗах на определенных специальностях предусмотрен дополнительный медицинский осмотр.


Нужный перечень специальностей, для поступления на которые необходима данная справка, приведен на официальном сайте выбранного высшего учебного заведения.

Лицам, имеющим инвалидность, кроме вышеперечисленных документов необходимо представить: заключение психолого-медико-педагогической комиссии; справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Дети-инвалиды I и II группы предоставляют оригинал и ксерокопию справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в ВУЗе, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Какие документы нужны для заочного поступления?



На заочное отделение подаются аналогичные документы. В случае получения второго и последующего высшего образования, вместо документа о получении среднего образования, предоставляется диплом о высшем образовании с прилагаемой к нему выпиской.

В чем особенности и преимущества заочного обучения?

К преимуществам данной формы обучения следует отнести следующее:

  • учебные планы индивидуальны (часть профильных предметов может быть пройдена по углубленной программе);
  • более низкий вступительный балл;
  • после первой успешной сессии есть возможность перевестись на очное отделение;
  • можно одновременно обеспечивать себя и семью, работая;
  • возможность посещать лекции дистанционно;
  • плата на заочном отделении, как правило, ниже;
  • постигать науку можно в абсолютно любом возрасте
  • общение с новыми людьми, объединенными общими целями.

Иностранные граждане подают вместе с оригиналами документов, их переводы на русский язык. Иностранный гражданин подает в приемную комиссию Российского ВУЗа:

  • заявление на русском языке;
  • оригиналы и надлежащим образом заверенные копии документа об образовании;
  • его заверенный перевод на русский язык;
  • удостоверяющий документ;
  • копию въездной визы, если иностранец через нее въезжал в РФ;
  • 6 шт фотографий 4х6;
  • для иностранных граждан, имеющих русскую национальность, - документы, подтверждающие национальность.

Как получить целевое направление в ВУЗ?



Целевое направление на обучение в ВУЗе – это особенность получения высшего образования, при которой обучение оплачивает государственная бюджетная или коммерческая организация. После окончания ВУЗа, согласно договору о целевом обучении, выпускник обязан проработать на предприятии или в организации, давшего ему целевое направление, определенное договором время (обычно 3 года). В случае невыполнения договора со стороны студента или выпускника, последний обязуется возвратить организации денежные средства, потраченные на его обучение.

Целевики также, как и все сдают ЭГЭ и участвуют в конкурсе, но с особыми преимуществами.

Для получения целевого направления нужно:

  • выбрать специальность и место учебы;
  • обратиться в учреждение, на предприятие, которое выдает целевые направления в этот ВУЗ.
  • подать заявление в муниципальный орган управления.

Образец заявления о целевом направлении в ВУЗ



В заявлении должна быть указана форма обучения (очная, очно-заочная, заочная).

Код направления (специальности) должен соответствовать коду направления (специальности) 2017 года.

В сведениях о родителях необходимо указывать полностью фамилию, имя, отчество родителей, с которыми проживает ребенок, их место работы (полное наименование организации и должности).

Копия паспорта ребенка не заверяется.

Характеристика из школы должна быть подписана директором образовательного учреждения.

Как написать заявление на поступление в ВУЗ?



Обычно бланки заявлений предоставляет выбранный ВУЗ (приемная комиссия), его можно скачать на сайте выбранного ВУЗа. В заявлении содержится просьба о зачислении абитуриента на конкретное направление, специальность, факультет, кафедру с указанием персональных и контактных данных.

Образец заявления о поступлении в ВУЗ

(На примере Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена)






В какие сроки принимаются документы и зачисляются абитуриенты?



В 2017 году по очной и очно-заочной формам обучения срок начала приема документов - не позднее 20 июня. Срок завершения приема документов от поступающих по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности - не ранее 7 июля, а от поступающих по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, - не ранее 10 июля.

Для заочной формы обучения сроки подачи документов не установлены, здесь все зависит от решения руководства каждого конкретного ВУЗа.

Срок завершения проводимых организацией самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов от поступающих без прохождения указанных вступительных испытаний - 26 июля.

Профильные и дополнительные экзамены для поступающих в ВУЗы в 2017 году



Помимо изменений в сроках подачи документов, в 2017 году введены профильные и дополнительные экзамены для абитуриентов.

ВУЗы ввели в сдачу испытаний отдельные профильные предметы. Министерство образования приняло такое нововведение, и уже в 2017 году новые правила и требования коснулись 64 специальностей, куда входят не только творческие, но и медицинские направления. Сдавать дополнительные дисциплины также придется будущим педагогам и филологам.

Дополнительные экзамены проводятся в форме, привычной сдачи отдельных дисциплин, но могут состоять и из собеседований, проведенных индивидуально с каждым абитуриентом. ВУЗы обладают правом самостоятельно решать, в какой форме будет выглядеть испытание и менять ее ежегодно.

Особенности поступления в вуз

Поступление в ВУЗ! Зачисление, подача документов и тд.

Алгоритм поступления

Жизнь после ЕГЭ: поступление и приемная комиссия