Какие ханны сражались против джунгар. Джунгары и казахи: правда, забытая потомками. Поражение при Аягузе

ДЖУНГАРЫ И КАЗАХИ: ПРАВДА, ЗАБЫТАЯ ПОТОМКАМИ С древнейших времен людям было свойственно придумывать мифы и сказки, которыми они скрашивали долгие вечера у семейного очага. В век высоких технологий мы также продолжаем придумывать мифы, некоторые из которых совершенно безвредны для общества, а некоторые, напротив, искажают реальность, давая повод взойти семенам ссор и раздоров. Данную статью мы посвящаем мифам, касаемым истории взаимотношений казахов и ойратов, зародившихся относительно недавно, но охватывающих довольно широкий диапазон времени, начиная с момента зарождения Джунгарского ханства и до наших дней. В конце XVI нач. XVII вв. на просторах Великой Степи начало зарождаться могущественное государство дербен-ойратов - Джунгария. Как и любому молодому, но бурно-развивающемуся государству, Джунгарии требовались новые территории, что толкнуло их на завоевание приграничных земель. Тут то они и столкнулись с казахами, такими же кочевниками, чье государство сложилось чуть ранее ойратского и которому также требовались ресурсы для развития. Первое сражение казахов с ойратами произошло в 1635 году, и закончилось победой последних. Хан Жангир, сын казахского хана Ишима (Есима) попал в джунгарский плен. После заключения договора о мире с джунгарами он был отпущен из плена, однако по возвращению в свои кочевья не переставал беспокоить пограничные улусы Джунгарского ханства. Так началась история великого противостояния, история джунгаро-казахских войн, которые продлились до середины восемнадцатого века, пока, наконец, могущественная Джунгарская Империя, раздираемая междоусобицами, не пала от рук Циньской Империи, а ее территории окончательно не перешли к казахам. Больше ста лет Великая степь была свидетельницей непростых отношений между казахами и ойратами. С тех пор минуло три сотни лет. Сейчас на бескрайних просторах степи царит мир и покой, но в головах потомков двух народов все еще идет противостояние, которое мы можем наблюдать на бескрайних просторах интернета. Иногда, хоть и довольно редко, это противостояние плавно перетекает в конфликты и стычки в реальной жизни. Так давайте же разберемся, так ли оправданы подобные действия современных казахов и ойратов и как на самом деле обстояли дела с взаимоотношениями двух кочевых народов тогда, и как обстоят сейчас. Для того, чтобы разобраться в этой проблеме возьмем в пример два главных заблуждения, которые и являются точками преткновения в наших спорах. ОШИБКА 1. (калмыцкая) В Калмыкии распространено мнение, что казахи, даже с учетом просто невообразимого численного превосходства за всю историю войн с ойратами выиграли лишь пару мелких сражений. Так ли это, давайте посмотрим. Для начала разберемся, действительно ли казахи всегда имели численное преимущество. Достаточно привести лишь один из многих примеров, а именно, Орбулакскую битву. Напомним, Орбулакская битва - сражение в ходе казахско-джунгарской войны, в котором казахи во главе с Жангир-ханом и Жалантос-батыром в 1643 году одержали победу над превосходящей армией Эрдэни-Батура. Один из ярчайших моментов в героической летописи казахов. В 1643 году Эрдэни-батур хунтайджи с туменом ойратов отправился в поход на, так называемых, алатауских казахов. При приближении противника казахский Жангри-хан со своими 600 батырами занял оборону в одном из ущелий у реки Орбулак, где в течение нескольких дней, казахские джигиты Жангира, вооружившись ружьями, оказывали яростное сопротивление армии Эрдени-батура. В ходе битвы ойраты понесли большие потери. Слаженными ружейными залпами казахи просто скосили первые несколько рядов наступления. Затем в помощь к Жангиру пришли две тысячи киргизов, а также 20-тысячное войско бухарского эмира Жалантоса. Ойраты вернулись с поражением. Кто-то скажет, что это лишь один из эпизодов длительных войн. Но в качестве еще одного примера можно привести сорокодневную Анракайскую битву (каз. Аңырақай шайқасы; декабрь 1729 - январь 1730), в ходе которого джунгары понесли большие потери. Казахи и их союзники в течение 40-дневных стычек с джунгарским отрядом так и не смогли реализовать подавляющее численное превосходство, в связи с чем джунгары отстояли свои земли по реке Или, и удержали за собой власть над Старшим жузом. Семиречье также оставалось под властью ойратов, но именно после этого сражения и изнурительной войны с Китаем начался постепенный закат Джунгарии. Также стоит отметить и казахского Богенбай-батыра, мужественно сражавшегося с джунгарами и навсегда вписавшего свое имя в славную историю Казахстана. ОШИБКА 2. (казахская) Очень часто от казахов можно услышать осуждающие джунгар высказывания, мол джунгары выставляли огромные полчища против небольших отрядов, использовали артиллерию против конницы, жестоко обращались с пленными, убивали беззащитных детей и женщин. Во многом подобный образ "бездушных шайтанов", захватчиков и непримиримых врагов навязан пропагандой, в частности, художественной литературой и кинематографом. Как же было на самом деле? Во-первых, надо отметить, что джунгарская армия никогда не собиралась в одном месте в полном составе. Максимальное количество воинов в джунгарской коннице обычно составляло 20-30 тысяч. Но было это крайне редко. Обычно обходились несколькими тысячами. Так, например, в 1638 году в пределы Джунгарии вторгся бухарский полководец Абдушукур с 38-тысячным узбекским войском. Хошоутский нойон Галдама вышел ему навстречу всего с 3000 воинов и наголову разбил противника. Во-вторых, стоит окончательно развеять миф о небывалой жестокости джунгар. Как и казахи, ойраты брали в жены пленных женщин, а детей принимали к себе. Ведь у кочевников никогда не была распространена жестокость по отношению к населению захваченных земель. А на поле сражений зачастую проявлялось рыцарское благородство. Так, к примеру, тот же нойон Галдама победил в честном поединке казахского Жангир хана, после чего воины мирно разошлись, не став проливать крови друг друга. Что же касается артиллерии, то джунгары ее, конечно же, активно использовали, иначе зачем было ею обзаводиться, но своя артиллерия имелась и у казахов, а в большинстве случаев казахи и джунгары сходились в конной рубке, а ружьям предпочитали традиционные для степи луки. Из всего написанного можно сделать вывод, что ойраты и казахи указанного периода прекрасно осознавали, что являются братскими народами. Никогда не пытались друг друга уничтожить и не были заклятыми врагами, а всего лишь соперничали за пастбища и мерялись силами, как и принято было у кочевников того времени. В мирные времена между казахами и ойратами процветали торговля, дружественные отношения и даже межнациональные браки. Санал МАНДЖИЕВ

Казахо-джунгарские войны - серия военных действий между Казахским и Джунгарским ханствами продлившаяся с XVII по середину XVIII века. Стратегической целью джунгар являлось подчинение казахских просторов своему влиянию. В военном деле джунгары представляли опасность не только для казахов, но и Средней Азии, а также России.Первый этап Первая встреча казахов с джунгарами зафиксирована в 1643 году в период правления Жангир-хана. Сражение получило название Орбулакская битва. В этой битве войско казахов, которое насчитывало 600 (?) человек, победило джунгарское войско, численностью 50000 человек. В этом сражении джунгары потеряли 10000 человек. К подкреплению Джангира прибыло войско Жалантос-батыра. Позже Казахо-джунгарские конфликты не утихали. В 1652 году, джунгары под предводительством хошоутскогоОчирту-Цецен-хана разорили казахские улусы. Жангир хан был убит сыном Очирту-Цецен-ханаГалдамой. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями.Второй этап В 60-х годах казахско-джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангир-хана - Тауке-хан (1680-1715) - не смог остановить джунгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В 1682 году Галдан подчинил Турфан и Кумул. В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам. В 1683 году джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. После этого Галдан подчинил кара-киргизов и разорил Ферганскую долину. В 1698 году войска Цэван-Рабдана доходили до Тенгиза и Туркестана.Третий этап После заключения мирного договора с Цинским Китаем джунгары возобновили свои походы в казахские улусы. В 1718 году произошло сражение близ реки Аягоз. Казахи потерпели поражение. В том же году джунгары разбили казахское войско на реке Арыс. Осложняли ситуацию кроме джунгар, набеги башкир, бухарцев, кокандцев и хивинцев. В 1723-1727 годыджунгары захватывают Южный Казахстан и Жетысу, разбивая казахские войска. Казахи потеряли Ташкент, Сайрам и Туркестан. Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Актабанды Шубаранды). В 1726 году - битва у реки Буланты, местность Кара-сиир, полная победа казахов.Четвертый этап В 1730 году произошла самая кровавая битва в местности Анракай (Анракайская битва). Объединенное войско казахов во главе с Богенбай-батыром нанесло сокрушительное поражение джунгарам, однако после сражения произошел раскол и разногласия казахов. 1734-1735 гг. - установление джунгарской власти над сырдарьинскими городами и Старшим жузом. В 1740, 1741-42 и в 1743 годах джунгарские войска под командованием Галдан-Цэрэна совершили ряд успешных походов в Казахстан. В одной из битв был захвачен в плен казахский Абылай хан. Под угрозу встала независимость казахов.В 1731 году началось присоединение Казахского ханства к Российской империи, в целях защиты от джунгар. Первым присоединился Младший жуз, по инициативе Абулхаир хана, в 1735 году. Позже, уже в 1740-е годы присоединился и Средний жуз по инициативе султана Абылая (после - Абылай хан). Старший жуз формально остался независимым под прямым управлением. В связи с этим нападения джунгар стали происходить реже.После смерти в 1745 годуджунгарского полководцаГалдан Цэрэна, враждебные действия джунгар ослабли ещё сильнее. В Джунгарии начались междоусобицы, один из претендентов на престол Амурсана пытался с помощью китайцев взять власть, но потерпел поражение и был вынужден искать поддержки у султана Абылая.Заключительный этап В 1755 годуманчжуро-китайские войска наносят поражение джунгарам. В 1756-1758 годахДжунгария была окончательно разгромлена, и в 1758 году прекратила своё существование, превратившись 1761 году в китайскую провинцию Синьцзян. Закончилась война между казахами и джунгарами.

Борьба казахского народа против джунгарского нашествия. В XVII в. кочевья казахов простирались на востоке от озера Балхаш до верхнего течения р. Ишим, на юге - от р. Сырдарьи до рек Чу и Талас, на западе - до р. Кара-Тургай. Границы кочевий были неустойчивыми, этому способствовала внешнеполитическая обстановка. В конце XVII - начале XVIII вв. на территории Казахстана находилось несколько ханств, между которыми велись постоянные феодальные войны. Это нарушало хозяйственные и культурные связи кочевого населения с оседлыми земледельческими районами Средней Азии, ослабляло народные силы. Пришли в упадок города на р. Сырдарье, меньше стало проходить торговых караванов через Казахстан.Именно в это время джунгарские феодалы попытались поработить казахский народ. Джунгарское военно-феодальное государство возникло в 30-х годах XVII в. в Западной Монголии. Во главе государства стоял хунтайджи (хан). Население занималось кочевым скотоводством. Джунгария была сильным в военном отношении государством. Джунгарское войско во время походов насчитывало до 100 тысяч воинов.Вторжение джунгарских феодалов в Казахстан началось в 40-х годах XVII в. через Семиречье. С тех пор более 100 лет казахский народ вел героическую борьбу с джунгарскими захватчиками. В 80-е годы XVII в. джунгарские войска вторглись в район р. Сырдарьи, заняли здесь ряд городов. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров.Особой ожесточенностью отличались походы хунтайджи Це-ван-Рабтана, отряды которого продвинулись до р. Сарысу. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к р. Ори, Иргизу, Илеку и Ишиму. Джунгары разоряли аулы, убивали мирное населенна не щадя стариков, женщин и детей, угоняли скот. Скотоводство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жестоким, как и нашествие монголов.В это же самое время на Казахстан совершали грабительские набеги волжские калмыки. Была опасность нападения со стороны бухарских и хивинских феодалов.В 1710 г. в районе Каракумов собрались представители трех казахских жузов. Они решили создать народное ополчение, которое сумело бы отбросить джунгарское войско на востоке. Но успехи ополчения были временными. Летом 1717 г. на реке Ян-гуз произошло сражение между 30-тысячным казахским войском и джунгарами. Казахские ополченцы соорудили деревянный вал, откуда вели обстрел врага. Битва длилась три дня. Джунгары нанесли удар с тыла, а казахские военачальники не сумели договориться о совместных действиях, в результате казахские войска потерпели поражение. Тогда же на р. Арысь джунгарские войска разбили другие отряды казахского ополчения.В 1723 г. многочисленные джунгарские войска вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ожидали нападения. В этом сражении они потеряли несколько тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными. Жители, успевшие спастись, потеряли скот, питались кореньями трав, гибли в тяжелом, голодном пути. 20-е годы XVIII в. остались в памяти народа как годы «великого бедствия» (ак-табан шубрунды).Десятки тысяч казахов вынуждены были оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмбы, Яика (Урала), Илека.Казахский ученый-просветитель Чокан Валихансв говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Преследуемые повсюду

Мурат УАЛИ, Марал ТОМПИЕВ
Эпоха казахско-джунгарских войн (жаугершілік заманы), длившаяся с перерывами с 1635 по 1758 год, оказала огромное влияние на формирование казахской народности и образование территории современного Казахстана. Это влияние ещё не до конца исследовано и осознано даже наукой. Многие эпизоды войны и мира неизвестны, а те битвы, что попали на страницы скудных письменных источников, вызывают больше вопросов, чем ответов.
Для профессиональных историков это по большей части неблагодарный, «недиссертабельный» материал. Но ведь понятно, что история пишется не для того, чтобы защищать диссертации и публиковать научные монографии, а для того, чтобы народ знал своё прошлое. Я и мой друг Марал Томпиев не историки.
Наши диссертации защищены в других областях науки, поэтому мы решили пойти другим путём. На этом пути нами движет не стремление к публикациям или научным открытиям (что не исключается), а стремление лучше понять историю своего народа и донести её до самого народа. В наших разговорах и спорах на эту тему возникла идея, что если, не ожидая милостей от историков, побывать на месте битв, то рассказы жителей, природный рельеф, старые карты, логика военных действий могут подсказать ответы на имеющиеся вопросы. Мы решили объездить места наиболее важных казахско-джунгарских битв, зафиксировать их в фото- и видеоматериале, опубликовать впечатления в виде статей, понятных каждому. Этот просветительско-туристический проект, возможно, внесёт свой вклад в понимание казахской истории XVII–XVIII веков, а также в развитие современного внутреннего туризма.
Как говорят казахи: «асын барда ельге берiп, ель таны, атын барда жерде журiп, жер таны / имея средства, накорми людей – узнаешь народ, имея коня, путешествуй – узнаешь страну». Поэтому мы, оседлав своего механического тулпара по кличке Лэндкрузер, в сезоне 2012 года побывали на месте Орбулакской битвы, Анракайской битвы, Согетинской битвы (Ойран тобе), битвы на Аягозе. Впереди, в сезоне 2013 года, – новые битвы, новые путешествия и новые рассказы.
Если кто-то из читателей обладает старыми картами Центральной Азии, редкими книгами о казахско-джунгарских отношениях, оружием кочевников или даже готов оказать спонсорскую поддержку – будем рады любой помощи. Наша электронная почта: [email protected] .

Путешествие в Орбулакскую битву

Как известно из казахской истории, в 1643 году джунгарский хунтайши Эрдени Батур с большим войском выступил в поход на казахские земли, но потерпел поражение от казахского Жангир султана. При этом Жангир впервые применил необычную для кочевников тактику – его 600 воинов выкопали «шанцы» и использовали «вогненый бой» против 50-тысячного джунгарского войска. Затем на помощь Жангиру пришёл самаркандский эмир Ялантуш, и казахи победили. Хотя сражение 600 воинов с 50 тысячами выглядит нереально, это вовсе не легенда! Существует письменный первоисточник – отчёт тобольскому воеводе русских посланников Ильина и Кучеева к джунгарскому хунтайши. Эти посланники дожидались хунтайши в его ставке, пока он был в походе, а после его возвращения составили отчёт со слов участников похода.
Конечно, при этом возникает много вопросов:
– Где именно в Жетысу происходила битва?
– Откуда у Жангира появилось огнестрельное оружие?
– Откуда и как появился эмир Ялантуш с 20-тысячным войском?
– Как Жангир мог знать намерения и маршрут Эрдени Батура, чтобы успеть предупредить Ялантуша, достать ружья, выкопать окопы?
На эти вопросы ни в исторической литературе, ни у современных историков нет ответов. К примеру, профессиональный казахстанский историк Виль Галиев в своей книге «Хан Жангир и Орбулакская битва» указывает лишь место битвы – речка Орбулак в Джунгарском Алатау, а в остальном ограничивается пересказом русского первоисточника. Если добавить к этому, что известный русский синолог Н. Бичурин высказался о битве весьма скептически, как о «киргиз-кайсацких сказках», то становится понятно, что Орбулакская битва – одна из загадок казахской истории.

Лучше один раз увидеть…

Априори ясно, что в Орбулакской битве определяющую роль должен играть рельеф местности. Так же как в битве при Фермопилах, где 300 спартанцев сражались с 80-тысячной армией персов, защищая узкий проход между горами и морем. В нашем случае это должно быть узкое ущелье между горами. Причём настолько узкое, чтобы его могли перегородить, как упомянуто в источнике, половина жангировских бойцов, то есть 300 стрелков. Как было сказано выше, историк Виль Галиев, а также казахский писатель Бексултан Нуржекеев утверждают, что эта местность находится между хребтами Джунгарского Алатау и Алтын-Эмель.
Мы с Маралом, понимая, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, решили побывать на месте Орбулакской битвы.


Рано утром мы выехали из Алматы по Капшагайской трассе. Первым пунктом нашего путешествия стал посёлок Чокан в Кербулакском районе. Он получил своё название по имени Чокана Валиханова. Там находятся его музей и могила. Посёлок расположен за Капшагаем, у подножия горы Матай. Здесь начинается хребет Алтын-Эмель и тянется на северо-восток, а на подходе к хребтам Джунгарского Алатау поворачивает на восток. Между Алтын-Эмелем и Джунгарским Алатау образуется узкий коридор – живописные горные долины – жайляу, тянущиеся с запада на восток. Эта местность получила название Бельжайляу. Туда и лежит наш путь.
Покинув посёлок Чокан, мы поехали в направлении посёлка Алтын-Эмель. Ехать по шоссе в объезд не хотелось. Поплутав по степи и пообщавшись с местными чабанами, среди которых кроме казахов оказались и чечены и молдаване, мы наконец выехали на трассу, проехали Алтын-Эмель, Кугалы и приехали в посёлок Онжас. Здесь конец асфальтовой дороги и начало пути на Бельжайляу. Здесь нас ждал местный житель – проводник по имени Мухит, и мы едем дальше искать Орбулак. Договариваемся с Мухитом, что он покажет нам дорогу и мы привезём его обратно в Онжас.
По сторонам живописные пейзажи хребтов Джунгарского Алатау и Алтын-Эмель. Широкая вначале долина постепенно сужается. Впереди Бельжайляу – череда горных жайляу между двух горных хребтов. По этим жайляу дорога идёт из Прибалхашья в Илийскую долину. На пригорках стоят белые юрты, гармонируя с белоснежными шапками горных вершин. Рядом пасутся отары овец, табуны коней, стада коров и быков. Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь никогда не бывает иссушающей жары и выжженной травы. Регулярно идут дожди, и на полях само собой растёт то, что посадишь, а изумрудная трава летних жайляу позволяет скотине быстро наращивать вес и придаёт изумительный вкус кумысу. Об этом знали ещё древние саки, курганы которых попадаются вдоль дороги. Знали об этом и джунгары…
Продолжаем путь на восток. Дорога, а точнее колея, становится всё круче. Недавно прошёл дождь, и колея размокла. На некоторых наклонных участках джип сносит в размытую колею, и он с трудом едет, разбрызгивая жидкую грязь. Форсируем несколько речек. Главная из них – Кескентерен, которая выше течёт в глубоком и крутом ущелье между двух хребтов. Быстрое течение стремится снести тяжёлый джип. Мухит подбадривает Марала, говоря, что он ездил здесь на своей «Мазде-626». Непонятно, как здесь могла проходить «Мазда»? Даже джип то пробуксовывает в грязи, то скользит по мокрой траве склонов. Вот он чудом проскакивает наклонный участок дороги над крутым обрывом… Сердце уходит в пятки… Марал стирает пот со лба. А Мухит мечтательно вспоминает свою чудо-«Мазду» и жалеет, что продал её. Может, он называет «Маздой» трактор или вертолёт? На одном из наклонных участков джип сползает в размытую водой яму и, чуть не опрокинувшись на бок, застревает. Хорошо, что в яму, а не в обрыв! Приходится вылезать через окно и работать сапёрной лопаткой. Включив всю свою 4.5-литровую мощь наш джип еле-еле выползает из ямы назад. Снова вперёд! О возвращении назад не может быть и речи. Поняв это, Мухит загрустил. Теперь он сможет попасть домой лишь на следующий день, через Жаркент, после спуска в долину Или.
Колея идёт по сопкам со стороны Джунгарского Алатау. Кескентерен течёт справа внизу, под хребтом Алтын-Эмель. Само название реки говорит о том, что она прорыла себе узкое и глубокое русло, проход по которому невозможен. Но вот, наконец, колея выводит нас на холм, где за металлическим ограждением стоит гранитный камень размером 2х2х2 м. Вот оно место Орбулакской битвы! А памятник установлен в 2003 году в честь 360-летия битвы. Раньше к камню была прикручена стальная плита с текстом по-казахски о подвиге Жангира и его 600 батыров. Но от времени деревянные пробки выпали, и стальная плита упала на землю.


Мы стоим на гребне Орбулакской сопки. Высота 2200 м над уровнем моря. Внизу, с западной стороны течет речка Орбулак и впадает в Кескентерен, с восточной стороны течёт Жарбулак. Сопка имеет крутой склон на запад и пологий склон на восток. По крутому склону подняться можно, но с трудом. А если по гребню расставить стрелков, то долина Орбулака превратится в западню для врага, идущего с запада. Вот здесь, на месте битвы, сразу стало понятно, что джунгары могли идти только с запада, из Прибалхашья, а казахи подошли с востока, из Илийской долины.

Хунтайши Батур против Жангир султана

Об Орбулакской битве нам известно совсем немного фактов. Это факт похода Эрдени Батура на «алатауских и токмакских киргизов», факт подготовки Жангиром места сражения и применение огнестрельного оружия, факт помощи со стороны самаркандского эмира Ялантуша, факт поражения и отхода джунгарского войска. Но если вставить ноги разума в стремена логики, можно попытаться восстановить недостающие звенья в цепи событий.
Политический центр Джунгарского ханства в то время был в Тарбагатае. А сборный пункт джунгарских войск был, скорее всего, южнее, на берегах реки Лепсы. Там собирались ойратские тумены из Тарбагатая, Волжской Калмыкии, Южной Джунгарии. Оттуда, вдоль северных отрогов Джунгарского, Илийского и Киргизского Алатау по отрезку Шёлкового пути джунгары совершали походы на Сырдарью и Среднюю Азию. Оттуда в феврале 1643 года Эрдени Батур, собрав 50-тысячное войско (наверняка это были пять туменов численностью 4000–6000 каждый, а в общем около 20–25 тысяч), вышел в поход на «алатауских и токмакских киргизов». Токмак – это Чуйская долина, а рядом по Таласу – граница Бухарского ханства. Бухарский хан ввиду джунгарской угрозы отправляет на границу отряд под командованием самаркандского эмира Ялантуша. Но Эрдени Батур уходит назад, и Ялантуш опаздывает. Тут Ялантушу приходит весть о помощи от Жангира, и самаркандский эмир решает не возвращаться с пустыми руками, а пойти на помощь сыну своего друга и земляка Есим хана.
Эрдени Батур, возвращаясь назад по старой дороге, дойдя до реки Коксу, решает завернуть на Бельжайляу. Возможно, это входило в планы по разведке выходов в Илийскую долину и поиска удобных пастбищ или хунтайши хотел найти и наказать Жангира, или Жангир заманил джунгар в подготовленную засаду. В любом случае, отправив обозы с добычей вперед, джунгарский отряд количеством гораздо меньше 50 тысяч углубляется в ущелье.
Маршрут и намерения Эрдени Батура стали понятны. Теперь, если проанализировать события в жизни Жангир султана и его родственные связи, то станут понятнее и его действия. Ранее, в 1635 году, во время одной из стычек с джунгарами Жангир султан попадает в плен. Сколько времени он пробыл у джунгар и каким образом избавился от плена, в точности неизвестно. Известные факты таковы: 1) Жангир с чьей-то помощью бежит из плена, 2) одной из токал Жангира была калмычка Иуран (мать Тауке хана), 3) джунгарский Кундулен тайши называл Жангира приёмным сыном. Тайша был хошоутом а, как известно, хошоуты были в конфликте с Эрдени Батуром, и соответственно Кундулен был врагом и соперником Эрдени Батура.
Напрашивается предположение, что в Жангира влюбилась дочь (внучка) Кундулен тайши и они помогли ему бежать. Джунгарский тайша мог гордиться родством с чингизидом, а также видеть в казахском султане союзника для борьбы с Эрдени Батуром. Из этих же соображений Кундулен мог предупредить зятя в 1643 году о готовящемся походе Батура. О том, что Кундулен отказался участвовать в походе Батура и предупредил Жангира, прямо говорил тобольскому воеводе джунгарский посол Бахтый в следующем 1644 году: «А как де он, контайша, пришёл ис походу, и тех де урлюковых людей отпустил к Урлюку с аблаевыми да с тайчиновыми тайшей людьми, а с ними де послал лист, чтоб Урлюк-тайша с ним, контайшею, пошёл заодно на Талайтайшиных детей да на Кунделеня войной за то, что де Талайтайшины дети и Кунделен с контайшею на Янгира не пошли и ево де, контайшу, выдали… И ныне де у него, контайши, с Талайтайшиными детьми и с Кунделенем в том стала большая ссора и без войны де у них, чает, не будет». Получив предупреждение и маршрут хунтайши, Жангир начинает подготовку к отпору.
На самом деле подготовка к войне с джунгарами началась гораздо раньше. Будучи вольным султаном, Жангир по примеру отца большую часть времени проводит в Илийской долине на территории Могулистана. Видимо, его как специалиста по джунгарскому терроризму приглашает его кум – могульский хан Абдаллах. Сам хан занят междоусобными разборками со своим родственником яркендским ханом, и ему не до джунгар. Достигнутые договоренности закрепляют династийные браки. Одна дочь Жангира от старшей жены стала женой сына Абдаллаха – султана Юлбарса, другая дочь – женой бухарского султана Абдулазиза. Кроме того, отец Жангира Есим хан был ровесником и земляком самаркандского эмира Ялантуша, а младшая сестра Ялантуша была женой одного из приближённых Жангира. Таким образом, используя родственные и дружеские связи, Жангир создаёт антиджунгарскую коалицию. С помощью беглых донских казаков вносит изменения в традиционную тактику боя. На рынках Самарканда и Бухары закупает огнестрельное оружие, свинец, порох и из личной гвардии – туленгутов, создаёт отряд «спецназа», вооружённый самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.
После получения предупреждения о походе Эрдени Батура начинается подготовка непосредственно к Орбулакской битве. Жангир посылает гонца к эмиру Ялантушу, собирает местное ополчение, договаривается о помощи с киргизским Тиес бием. Ближайшие помощники султана батыры: шапрашты Карасай, аргыны Керней, Агынтай, найман Коксерек, торткара Жиембет, канлы Сарбука, суан Ельтинды выбирают место засады, изучают тайные горные тропы, копают окопы, заготавливают порох и пули. А отряд «спецназа» при султане, состоящий из 600 сарбазов с ружьями, во главе с дулатом Жаксыгул мергеном проводит интенсивные тренировки по стрельбе.

Битва на Орбулаке

Мы стоим на гребне длинной высокой сопки, протянувшейся в виде стены от склона горы Джунгарского Алатау до реки Кескентерен. Впереди, внизу с шумом течёт Орбулак…
Вот из-за дальней сопки за Орбулаком показались первые джунгарские всадники. Казахские стрелки, вжавшись в окопы, затаились. Джунгары, переваливая через сопку, заполняют долину Орбулака. Жаксыгул мерген командует: «Аттан!», и залп 300 ружей оглушительным эхом разлетается по ущелью. Стрелки меняют ружья, и звук второго залпа догоняет и перегоняет первый. Убитые и раненые всадники падают на землю. Ущелье наполняется грохотом выстрелов, свистом пуль, ржаньем коней, криками и стонами раненых. Джунгары, впервые столкнувшиеся с применением огнестрелов, в панике. Некоторые пытаются взобраться на защищаемую казахами сопку, но, не добравшись до верха, сражённые пулями или длинными копьями, катятся вниз…


Через день, придя в себя, джунгары обходят Орбулакскую сопку по узкой тропе вдоль русла Кескентерена и попадают в долину Ушкуйган. В этой долине сливаются три речки, и она имеет относительно ровный профиль длиной несколько километров. Джунгары пытаются развернуть свою тяжёлую конницу, но их ждёт сюрприз. Их встречает могул-киргизское ополчение бытыров Табая и Котена, и битва продолжается ещё несколько дней. Силы, конечно, не равны, и джунгары начинают одолевать. Но тут Жангир преподносит джунгарам очередной сюрприз – обойдя долину по горной тропе, им в левый фланг заходит войско эмира Ялантуша… Джунгары, опасаясь окружения и новых сюрпризов, спешно отходят. Затем, подсчитав потери, которые составили около 10 тысяч, и поняв, что ворота победы перед ними закрыты, они уходят назад в Тарбагатай.

Жангир султан и царь Леонид

Орбулакскую битву часто сравнивают с битвой при Фермопилах, а Жангир султана с царем Леонидом. Действительно, многие моменты этих событий аналогичны. По легенде спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищали узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии Ксеркса. На самом деле, как со стороны казахов было несколько тысяч могул-киргизского ополчения, так и со стороны греков было более 7000 гоплитов. Как греки в честь Фермопильской битвы в 1955 году поставили памятник, так и казахи в 2003-м в честь 360-летия Орбулакской битвы тоже поставили памятник. Про 300 спартанцев знает весь мир. О них написаны книги, сложены поэмы, Голливуд выпустил два художественных фильма. Царь Леонид – национальный герой Греции, а его воинов все знают по именам. Об Орбулаке тоже написана одна вышеупомянутая книга «Хан Жангир и Орбулакская битва» и несколько статей Бексултана Нуржекеева (на казахском языке). И всё! Неужели Жангир хан не тянет на национального героя?
Как Фермопилы, так и Орбулак не имели решающего политического значения (Греция в конце концов была завоёвана персами). Жетысу было позднее завоёвано джунгарами. Значение Орбулакской битвы в другом. Здесь впервые объединились представители трёх нарождающихся казахских жузов. Кроме того, вместе с казахами сражались киргизы, могулы, узбеки. Жангир султан получил прозвище Салкам, что означает неистовый. А джунгары, быстро усвоив горький урок, стали закупать огнестрельное оружие и создавать новый для себя род войск – пехоту.

Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи .

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или.

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии .

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%.

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Джунгарское ханство навсегда исчезло и перестало существовать на исторической карте мира.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Лекция: "Казахско-джунгарские войны "

Субтитры

Первый этап

Второй этап

Внешнеполитическое положение Казахского ханства в конце XVII - начале XVIII века было тяжёлым. С запада на казахов постоянно совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки , с севера - сибирские казаки , за Яиком - башкиры , с юга бухарцы и хивинцы , но главная военная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства , частые военные вторжения которого в казахские земли в начале 1720-х годов приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке - Цинская империя - поджидала благоприятной ситуации для ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства. В 1722 году после смерти цинского императора Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обратить внимание на казахские земли. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа Годами великого бедствия , принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочёвки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии .

В 1683 году джунгарская армия под командованием племянника Галдан-Бошокту-хана Цеван-Равдана дошла до Чача (Ташкента) и Сырдарьи, разбив два казахских войска. В 1690 году началась война между Джунгарским ханством и Манчжурской империей Цин.

Массовое передвижение казахов на запад вызвало большую тревогу среди кочующих между Жайыком и Волгой калмыков. Новая волна пришедших на Жайык казахов была настолько значительна, что под вопросом находилась сама судьба Калмыцкого ханства. Об этом свидетельствует просьба калмыцких владетелей к царскому правительству о военной помощи для охраны своих летних кочевий по левому берегу Волги. Так, в середине XVIII века Жайык стал границей между казахами и калмыками.

Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. В результате джунгарского нашествия нависла военная угроза существования не только казахского народа. Положение было настолько серьёзным, что в 1710 году в Каракумах был созван съезд представителей всех трёх казахских жузов. По решению съезда было организовано общее казахское народное ополчение под командованием Богенбай батыра , которому удалось приостановить наступление ойратских войск.

Несмотря на то, что с 1715 года начинается новая ойратско-маньчжурская война , которая продолжилась до 1723 года, Цеван-Рабдан продолжил военные действия против казахов.

Третий этап

В 1723-1727 годах Цеван-Рабдан отправился в поход на казахов, джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье , разбив казахское ополчение. Казахи потеряли города Ташкент , Сайрам и Туркестан . В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом , Андижаном. Далее ойраты (джунгары) захватили Ферганскую долину и установили власть над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом. Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды ). В эти времена казахский этнос потерял в боях набегов джунгар более 1 миллиона человек, более 200 тысяч были взяты в плен. В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

С декабря 1729 - январь 1730 г.г. близ озера Алаколь произошла Анракайская битва , где победили казахские войска, в 20-25 тысяч конников, под руководством Абулхаир Хану - Хану Младшего Жуза .

Согласно исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Это сражение, по преданиям, длилось 40 дней и представляло собой множество поединков, противоборств различных отрядов, переход одних и тех же горных точек из рук в руки. Но все эти сорок дней только предшествовали Анракайской битве. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч. Единственное, что остается неоспоримым – это факт победы казахского войска. Анракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Анракайская битва сыграла важную роль в победоносном завершении 200-летней войны казахского народа, в которой была успешно разгромлена джунгарская армия.

После Анракайской битвы произошел раскол между казахскими султанами. В источниках не упоминается о причинах несогласованности в поведении султанов, участников Анракайского сражения. Вскоре после битвы султан Абулмамбет откочевал к резиденции казахских ханов – к Туркестану, а Абулхаир спешно отступил на территорию Младшего жуза . Есть основания полагать, что основной причиной раскола между казахскими ханами стала борьба за верховную власть. На место умершего старшего хана всех жузов Болата, сына Тауке претендовали от Среднего жуза хан Семеке, От Младшего - Абулхаир. Выбор большинства пал на султана Абулмамбета, сына Болат хана. Семеке и Абулхаир сочли себя обойденными и покинули поле сражения, тем самым, нанеся непоправимый удар общему делу освобождения казахских земель от джунгарских захватчиков. [ ]

Четвёртый этап

Непосредственная опасность нового нападения Джунгарского ханства, несмотря на Анракайскую победу казахов в 1729 года, ведшего в отношении казахских ханств весьма агрессивную политику, означал усиления опасности такого нападения. Да и сами казахские ханы, в том числе и Абулхаир, не отказывались от стремления вернуть захваченные джунгарами казахские земли, взятые в плен у соплеменников. Напряженные отношения оставались у казахских ханов с Бухарой и Хивой, но к 30-м гг. казахам удалось несколько смягчить противоречия со среднеазиатскими ханствами.

Сложности были во взаимоотношениях казахских ханств с волжскими калмыками и башкирами. Добиться мира на западных границах Младшего жуза, тем самым обезопасить свой тыл, стало одной из главных задач хана Абулхаира. Это было крайне необходимо, чтобы развязать руки в борьбе с главным противником – Джунгарским ханством.

В конце 30-х годов, заключив перемирие с Цинским двором Китайской империи, правящий класс Джунгарского ханства начинает активные военно-политические приготовления к вторжению в Казахстан и Среднюю Азию. Весной 1735 г. батыр Букенбай сообщал царским властям, что выбежавшие из ойратского плена казахи рассказывают, «будто китайский богдыхан умер, а зенгорские калмыки с китайцами померились, и хочет-де владелец зенгорский Галдан – Церен на кайсаков Средней Орды послать войско».

Тем не менее, ханы и султаны Среднего жуза лишь в самый последний момент, когда вторжение ойратов уже началось, стали собирать войска и готовиться к отражению неприятеля. Вторжения ойратских войск начались в Казахстан осенью 1739 г. Общая численность войск около 30 тысяч человек. Внутриполитическое положение ханства Среднего жуза и всего Казахстана оставалось сложным. Продолжались усобицы в Младшем жузе, часть феодалов во главе с султаном Батыром враждовали с ханом Абулхаиром . В 1737 г. умер хан Среднего жуза Семеке и на его место был избран не решительный и не пользующийся авторитетом в казахской степи Абулмамбет.

Таким образом, занятые внутренними распрями, казахские феодалы не приняли мер предосторожности и не организовали должной защиты своих рубежей. Зимой 1739 –1740 гг. ойратская армия нанесли удар по направлениям: с юга, с верховьях Сырдарьи и с севера с Иртыша, причинив значительный урон кочевья Среднего жуза.

Осенью 1740 г. начались новые вторжения ойратских войск на территорию Среднего жуза. На этот раз джунгарским феодалам пришлось столкнуться с более организованным сопротивлением. Казахские ополченцы нанесли ойратом ряд неожиданных ударов. Эти ожесточенные сражения возглавил хан Среднего жуза Абулмамбет.

В конце февраля 1741 г. 30-тысячная ойратская армия, под командованием Септена и старшего сына Галдан-Церена Ламы-Доржи, вновь вторглась в Казахстан и сбоями дошла до Тобола и Ишима . Военные действия продолжались до лета 1741 г. В ходе этих сражений с джунгарами Абылай султан, один из видных батыров, со своими сподвижниками был захвачен в плен. Командуя разведывательным отрядом из двухсот воинов, Аблай ворвался прямо в расположения основных сил неприятеля. Окруженные со всех сторон многотысячной армией ойратов, казахи были захвачены в плен. Вскоре после не продолжительных схваток потерпел поражение малочисленный отряд султана Барака. Султан Дургун, батыр Акымшын, Коптуган были захвачены в плен и угнаны в Джунгарию.

Летом 1741 г. в ставке хана Среднего жуза происходил совет. Решался вопрос: продолжать войну или начать мирные переговоры с джунгароми. Большинство высказалось за мир. В Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных, в том числе Аблая. Переговоры завершились успешно. Аблай был освобожден. Такому повороту событий, очевидно, способствовало то, что в 1745 – 1754 гг. в Джунгарском ханстве происходили не прекращавшиеся феодальные усобицы за трон джунгарского хана.

К острым внутренним противоречиям за власть в Джунгарском ханстве прибавилось новая забота. Правящая в Китае маньчжурская династия Цин, внимательно следившая за развитием событий в Джунгарии, сочла наступивший момент наиболее подходящим для нанесения решительного удара по своему обессилевшему противнику.

Ранней весной 1755 г. огромная циньская армия вторглась на территорию Джунгарского ханства. Правитель Даваций схвачен и доставлен в Пекин. С ниспровержением хана Даваци Джунгария оказалась раздробленной на несколько не подчинявшимся друг другу и враждующих между собой уделов со своими владельцами. Тем самым Джунгарское ханство , как могущественное военизированное централизованное государство, по существу, прекратило свое существование. К 1758 г. Джунгария лежала в развалинах и представляла собой осколки былого могущества. Цины захватили территорию совместного Синь-Цзяна, и западные рубежи Цинской империи не простирались далее этой провинции.

Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскми и другими завоеваниями. Слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушке, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотических настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбкек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай.

Заключительный этап

Весь период джунгаро-казахских войн, джунгары воевали на два фронта. На западе джунгары вели захватническую оккупационную войну с казахами, а на востоке - с Маньчжурской империей Цин. Многие историки и монголоведы говоря о стойкости джунгарского войска. Отмечают факт, что у джунгаров осталась тактика ещё со времен Чингисхана - «ярко выраженный коллективизм».

Казахи также воевали на нескольких фронтах на востоке с Джунгарией с запада казахов беспокоили постоянными набегами яицкие казаки, калмыки и башкиры . С юга государство Коканд , Бухара и Хива.

После смерти в 1745 году джунгарского хана Галдан Цэрэна , в -1759 годах в результате внутренних междоусобиц и гражданской войны, вызванных борьбой претендентов на ханский престол и распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой, Амурсана , призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями, насчитывавшими вместе со вспомогательными войсками из покоренных народов свыше полумиллиона человек. Было убито более 90 % тогдашнего населения Джунгарии (геноцид), в основном женщин, стариков и детей. Один улус - около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство . Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан , Бадахшан , Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии их потомки приняли ислам .

Абылай проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай-хана ханом Казахского ханства. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Галдан-Цереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства.

В 1752 г. правитель Джунгарии Лама-Доржы начинает войну против Абылая. Абылай достойно и успешно разбивает джунгар и отбивает нападение. После очередного нападения хан поступает, как мудрый тактик, он отправляет калмыцкого претендента на трон вместе со своими лучшими пятистами воинами в орду Лама-Доржы. Не ожидавший войск противника, Лама-Доржы попал в плен и был казнен. Это произошло в 1753 г., 12 января.

Одной из стратегических задач Абылай-хана было достижение превосходства над джунгарами и удерживание их под влиянием казахов; как бы в противовес Китаю и России. С этой целью в 1753-1754 гг. батыры Аблай-хана: Жанатай, Кабанбай, Богенбай, Керей, Жанибек, Муйиз-ди, Утеген регулярно нападали на калмыцкие улусы. Весной 1755 г. победоносные походы сарбазов продолжаются. В результате в истории двухсотлетней войны между ойратами и казахами казахский народ добился полной победы.