Компьютерные программы для школы. Обучающие программы. Система образования Занкова

Место работы: КОГОАУ "Гимназия № 1" г. Кирово-Чепецка


Компьютерная программа учит детей заполнять поля при записи примеров сложения и вычитания столбиком. Нужное поле и цифра выбираются мышкой (сначала поле - при выборе оно приобретает зеленый цвет). Цифры можно вводить и с клавиатуры. Программа дополнительно проверяет правильность расчетов.

Компьютерная программа для начальной школы "Часовщик"

Место работы: Образовательный центр
имени С.Н. Олехника


Многие дети, даже к концу начальной школы не полностью осваивают умение определять время по часам. Для того, чтобы дети с легкостью и навсегда могли освоить эту тему, предлагаем использовать новую малютку-программу "Часовщик-демо". Часовщик помогает ученикам развить и закрепить столь важное умение - умение определять и быстро рассчитывать время.

Компьютерный тренажер для начальной школы "Математический Тетрис"


Компьютерный тренажер для начальной школы "Математический Тетрис" предназначен для тренировки и закрепления таблицы умножения в начальной школе.

Игра "Слово" 4 класс Окружающий мир

Место работы: МБОУ "Охтеурская ОСШ"


В игре подобрано 20 слов связанных с названием животных млекопитающих России. Игра корректно работает в PowerPoint 2010. При запуске презентации, выберите «Включить содержимое для этого сеанса.

Таблица умножения в мультиках 2.0

Обучающая программа по математике, позволяющая поэтапно изучать таблицу умножения с использованием картинок и мелодий из мультфильмов. В программе изучение разделено на 9 этапов. При правильных ответах ребенку открываются части скрытой картинки, а после полного появления звучит песенка из соответствующего мультика. Основная цель - заинтересовать ребенка к изучению таблицы умножения, сделать процесс изучения интересным, наглядным, веселым и привлекательным.

Современные школьники ходят на занятия вовсе не с учебниками, взятыми в библиотеке, а с iPad и планшетами на Android, и дело не в стремлении подчеркнуть статус или достаток – во многих школах наличие планшета у ученика является обязательным требованием. Разумеется, дети куда охотнее устанавливают на гаджеты игры, поэтому о загрузке полезных приложений, способных помочь в учебе, следует позаботиться их родителям. Какие же из мобильных приложений действительно способны упростить нелегкий труд школьника?

Price: Free +

Процесс использования приложения для школы на Андроид и iOS прост: достаточно навести камеру на математический пример, и программа покажет ответ и предварит его поэтапным решением. Однако полагать, что проблемы с домашним заданием по математике решены навсегда, преждевременно – пользователь, собирающийся загрузить , должен знать о некоторых ограничениях в работе программы:

  • Приложение работает только с напечатанными примерами – рукописный текст оно пока не распознает, хотя разработчики активно анонсируют такую функцию.
  • не решит примеры со сложными дробями, матрицами и прочими математическими «изысками» — зато с линейными уравнениями и стандартной арифметикой программа справляется без проблем.

Краткие содержания

Price: 75 р.

Из названия программы понятно, что она позволяет школьникам знакомиться с краткими содержаниями классических произведений отечественной и зарубежной литературы – в базе их более 1000. Приложение «Краткие содержания » может быть полезно не только для нерадивых учеников, не желающих проводить летние дни за чтением книг, но также для учителей литературы – даже взрослым людям не так уж просто держать в голове сюжеты всех прочитанных книг.

Приложение «Краткие содержание » является довольно примитивным и состоит всего из 3 разделов:

  • Авторы – здесь приводит перечень авторов, краткие содержания произведений которых доступны (от Абрамова до Яшина).
  • Произведения – эта вкладка нужна тем учащимся, кто не помнит фамилию автора. Произведения располагаются не в алфавитном порядке, поэтому рекомендуется пользоваться поисковиком.
  • Отправить – школьник может отправить собственный вариант краткого содержания какой-либо книги через электронную почту.

Нужно сказать, что использование приложения для школы «Краткие содержания » на планшете iPad – настоящая мука: шрифт очень мелкий и отрегулировать его невозможно. Кроме того, не хватает функции быстрого перехода на нужную страницу, традиционной для «читалок» — приходится листать свайпом от правого края экрана или тапом.

Приложение «Краткие содержания » не бесплатное – его стоимость составляет 99 центов. Хотя прежде программа стоила около 2-х долларов, при существующих минусах даже нынешняя стоимость кажется завышенной.

Price: Free +

– приложение от разработчиков Evernote и прекрасная альтернатива для встроенных «Заметок ». Уникальная особенность программы-блокнота заключается в том, что заметки здесь ведутся только «от руки» — электронный ввод невозможен. избавляет школьников и студентов от необходимости носить с собой на занятия кипу тетрадей и от труда отыскивать нужный конспект в традиционном хаосе подростковых комнат.

Кроме возможности ручного ввода у есть и другие преимущества перед аналогичными приложениями для заметок:

  • Синхронизация способно синхронизироваться с облачным хранилищем Dropbox и с Evernote . Кроме того, любую заметку можно отправить в iTunes или посредством электронного письма.
  • Функция попутного движения . Если активировать эту функцию, страница будет двигаться под рукой, автоматически подстраиваясь под темп письма.
  • Технология защиты от случайного прикосновения . Благодаря такой технологии пользователи могут не бояться класть запястье на экран планшета – помарок не будет.
  • Выбор рабочей руки . В настройках доступны два режима: правши и левши. Внимание к таким деталям делает честь разработчикам Evernote Corporation .
  • Большой выбор инструментов . Под рукой у пользователя всегда находятся «Ручка» (цвет чернил которой можно отрегулировать), «Ластик» и «Ножницы». Выбирать можно не только инструменты, но и тип бумаги: в бесплатной версии доступны клетка, линия и чистый лист.

В качестве недостатка приложения для учебы пользователи часто отмечают отсутствие возможности поиска по заметкам (которая есть в Evernote ). В целом же для приложения, которое можно скачать на смартфон бесплатно , блокнот даже слишком хорош.

Price: Free

» представляет собой библиотеку интерактивных учебных материалов с 1 по 11 класс по 14 основным школьным предметам. По каждому предмету пользователю доступны рабочая тетрадь, учебник, задачник, практикум и комплекс вопросов для подготовки к экзаменам. «» — отличный помощник в самостоятельной подготовке к ЕГЭ и ГИА, ведь в рамках приложения также доступны тренажеры, позволяющие отрепетировать сдачу госэкзаменов в условиях, близких к реальным.

Есть ряд других причин, почему «» находится в числе лучших приложений для школьников:

  • Кроссплатформенность . Пользоваться «Облаком знаний » могут не только обладатели iPhone и гаджетов на Андроид. «Облако » устанавливается на ПК с ОС Windows и Linux.
  • Сохранение данных . Все результаты сохраняются в облачном хранилище, а не на гаджете, поэтому школьник, начав отвечать на тест в метро на Айфоне, может продолжить дома на ПК.
  • Подача материала . Даже самые «сухие» и скучные темы в «Облаке знаний » подаются живым языком, а отработка полученных навыков происходит в игровой развлекательной форме.

Создатели «Облака знаний » — далеко не профаны в области образования; программа основана на многолетних исследованиях основателей компании «ФИЗИКОН», проводившихся в экспериментальных классах разных городов России. Качество представленных в рамках программы пособий подтверждено Российской академией наук.

Price: Free

В отличие от перечисленных приложений «» выполняет не образовательную, а организационную функцию. Ключевая задача этой программы для Android и iOS – предоставить одноклассникам возможности для общения между собой, со старостой и преподавателями. С помощью приложения «» можно узнавать домашнее задание, обмениваться электронными учебниками и шпаргалками, уточнять у учителей сроки контрольных работ, а у классного руководителя – время сбора для совместного похода в театр или кино. Об аналогичных программах для студентов рассказывается в этой подборке .

Для достижения максимальной эффективности приложения нужно, чтобы им пользовался весь класс. Функции администратора должен взять на себя один из одноклассников-активистов – на его плечи лягут заполнение расписания занятий, публикация домашних заданий и актуальных школьных новостей. Статус модератора может быть передан, если действующий администратор заболеет или если ему просто надоест выполнять свои обязанности.

Все изменения в электронном дневнике отражаются в разделе «Таймлайн » — этот раздел является главным, но есть и другие:

  • «Диалоги » — одноклассники способны общаться даже за пределами школы посредством чата.
  • «Хелпер » — в этом разделе пользователь может попросить помощи у ребят из параллельных классов (при условии, что они тоже загрузили программу «»). Притом каждый из «помощников» получает оценки за содействие, которые собираются в рейтинг – благодаря рейтингам пользователь понимает, кто из учеников реально способен помочь, а кто действует по принципу «пальцем в небо».
  • «Живая карта » — дает одноклассникам возможность найти друг друга после занятий.

В последней версии приложения «» появились игры (в том числе «Морской бой»), однако, целесообразность включения их в функционал весьма сомнительна – наличие столь легкомысленных игр противоречит статусу серьезного и полезного приложения.

Заключение

Многим родителям пора бы уже отойти от консерватизма и начать собирать детей в школу не с тетрадями, пеналами и разноцветными ручками, а с планшетом и электронным пером. При условии наличия на планшете нужных приложений гаджет станет умелым помощником в учебе, бесплатным репетитором к ЕГЭ и ГИА (при загрузке «Облака знаний »), а также «живым» дневником, в котором данные о домашних заданиях и расписаниях занятий будут обновляться автоматически. С перечнями лучших образовательных приложений можно знакомиться на нашем сайте – например, на этой странице представлены лучшие программы для изучения английского.

Родителям не стоит опасаться, что подготовка ребенка к школе «влетит в копеечку» — почти все из упомянутых приложений при их невероятной полезности являются абсолютно бесплатными.

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Задачи:

    • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
    • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

    Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

    Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

    Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — программа. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы... Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

    Обсуждение

    Мы, кстати учимся сейчас по школе 21 века. Дочке очень нравится, вот все верно написано. Сложно ли было? Нет, задания выстроены так, что каждому ребенку даются в зависимости от уровня подготовки.