Контрольная работа социальные потребности. Социальная потребность это Социальными потребностями человека следует считать

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

Основные понятия : индивид, потребности, культурные потребности, духовные потребности, социальные потребности, свойства социальных потребностей, формы социальных потребностей, субъекты социальных потребностей, факторы, влияющие на развитие социальных потребностей.

Традиционно потребность понимается как форма нужды человека, которая побуждает его к определенным внутренним или внешним действиям, стимулирует его жизненную активность.

Различают по своему происхождению два вида потребностей: естественные и культурные. Естественные потребности – это повседневные нужды человека, необходимые для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Это нужда в пище, питье, в существе противоположного пола, во сне, в защите от холода и чрезмерной жары, в одежде, жилье и т.д. На их основе возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Культурные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры (вилка и ложка, тарелки и молотки), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т.д.); в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания.

В качестве носителей социальных потребностей выступают человеческие индивиды, социальный слой или социальная группа в рамках конкретного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы), человечество в целом.

Социальные потребности обусловливают поведение человека и социальных групп. По мнению А. Г. Здравомыслова, удовлетворение потребностей зависит от общения и совместных действий людей. Они включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться уважением и любовью окружающих.

Социальные потребности – это составная часть человеческих потребностей, их удовлетворение выявляет сущность человека как общественного существа, подчеркивает его социальную детерминацию и обусловливает социальное развитие. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав, общении с другими людьми и т.д. Социальные потребности определяют интересы и желания человека, среди которых можно выделить следующие, определяющие его интересы, мотивы и поведение: потребность в повиновении, потребность игры, доминантность, потребность оценивать, потребность суждения, потребность в уважении и поддержке, потребность оказания помощи другим людям.

Социальные потребности пронизывают буквально все стороны и сферы жизнедеятельности человека, его отношения с миром. Они являются связующим звеном между обществом и личностью, жизнью и ее внутренним миром. Их необходимость для индивида обусловлена организацией своей жизнедеятельности в макро- и микросистеме "человек – общество".

Социальные потребности – это особый вид потребностей человека. Это составная часть духовных потребностей человека. Они выражают потребности человека в социальной среде, в социальной трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. К социальным потребностям относят потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы деятельности, в жизнедеятельность общества в целом, а в общем – во взаимодействие с социумом во всех его проявлениях.

Социальной называется потребность, в основе которой лежит общественная необходимость, реализующаяся через особую жизненную ситуацию субъекта. Удовлетворяется она по меркам и нормам общества и выражает общественную сущность человека.

Социальные потребности имеют два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они связаны с общественной необходимостью (социальная деятельность, общение, контакты, интересы), а с другой – материально-техническими и финансово-экономическими условиями жизнедеятельности человека в конкретном социуме.

Интеграция индивида в сложную систему социума и возникающая при этом необходимость действий, подчиненных социальным потребностям, обусловливают сознательную целенаправленность его активности. Отсюда вытекает необходимость осознания индивидами своих социальных потребностей, так как по своей природе и сущности все потребности, функционирующие в обществе, объективны.

Развитие социальных потребностей связано прежде всего с изменением содержания деятельности индивида: чем сложнее и многообразнее социальная деятельность, тем богаче, совершеннее система его потребностей. Обновление форм взаимодействия индивида с социальной средой и сопряженное с ним изменение характера его деятельности приводят к возникновению новых социальных потребностей.

Основным источником удовлетворения социальных потребностей индивида является деятельность. Только в ней и благодаря ей индивид самореализуется и находит способы удовлетворения своих потребностей. Лишь в обществе и при непосредственном участии общества возможно удовлетворение потребностей индивида, так как многие потребности своим возникновением обязаны именно обществу на конкретно-историческом этапе развития. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Неудовлетворенность социальных потребностей проявляется в двух формах – агрессии и апатии.

Существуют различия в таких понятиях, как "социальные потребности" и "потребности социума". Если "социальные потребности" – это потребности одного индивида на его социальном уровне, которыми каждый индивид представлен в социуме, выражающие тенденцию его развития относительно социума, общества по важнейшим на данный период времени направлениям, то "потребности социума" отражают потребности не одного, а совокупности индивидов, означают наличие в социуме определенных запросов, требований к обществу, определенной нужды в развитии социума и их осознание членами социума (индивидами).

Какая из потребностей станет для индивида ведущей, зависит от его индивидуальных психологических особенностей, педагогического потенциала окружающей среды, силы его влияния на человека, воспитания, состояния здоровья и других факторов.

На формирование социальных потребностей индивида оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. К объективным относят те, которые действуют независимо от его воли и сознания и являются внешними по отношению к самому носителю или субъекту социальных потребностей: социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в стране, от которых зависит степень развитости социальной потребности и возможности их удовлетворения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; половозрастной состав населения; уровень социально-педагогической образованности детей и взрослых.

Субъективные факторы зависят от самого индивида: это мнения, предпочтения, его наклонности и привычки. Все они формируются в определенной социальной и культурной среде, которая на них существенно влияет.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Одна из классификаций основана на следующих признаках-критериях:

  • 1) социальная потребность для других;
  • 2) социальная потребность для себя от взаимодействия с другими;
  • 3) социальная потребность вместе с другими.

Социальная потребность "для других" – это потребность, выражающая родовую сущность человека: это потребность общения, потребность защиты слабого, потребность в понимании другого и оказания помощи ему, потребность в оказании заботы и внимания другому. Наиболее концентрированно потребность "для других" выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого. Она предполагает видение в другом человеке друга, соратника, помощника, сотрудника, партнера. Общественно-историческая норма удовлетворения социальной потребности "для других" усваивается индивидом в процессе воспитания и воспринимается им как совесть.

Социальная потребность "для себя" – это потребность самоутверждения в обществе, потребность в самореализации, потребность в самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность принимать и получать помощь от других и т.д. Она обусловлена представлением индивида о своих правах и под их влиянием он стремится улучшить свое общественное положение, свой статус, свое влияние на других.

Потребность "для себя" и называется социальной, так как она неразрывно связана с потребностью "для других".

Социальные потребности "вместе с другими" выражают побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность в совместной деятельности, потребность в стремлении к единой цели, к совместным усилиям, потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира, потребность в социально значимом результате деятельности (см. Приложение 2).

В научной литературе выделяют также два вида социальных потребностей личности – абсолютных (личных) и относительных (совместных), различающихся также направленностью и неодинаковой степенью совпадения с общественной необходимостью. Совместные потребности выражают ее зависимость от других в условиях общей с ними жизнедеятельности и одинаково необходимы как для личности, так и для общества в целом.

Субъектом этих потребностей выступает личность с другими людьми, коллективом, обществом. Таким образом, совместные потребности личности непосредственно вытекают из общественной необходимости и совпадают с ней. Напротив, личностные социальные потребности непосредственно связаны с необходимостью самосохранения, самоутверждения личности в социальной среде и могут не совпадать с общественной необходимостью. Они выражают индивидуальность, потребительские и созидательные способности своего носителя и воспроизводят только его жизнедеятельность в конкретном социуме. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий для общества.

Существуют определенные приоритеты социальных потребностей в зависимости от той или иной возрастной группы.

Так, для ребенка младшего и среднего школьного возраста типичны следующие из них: потребность в повиновении – это принятие обстоятельств и людей, признание собственной неполноценности; потребность в игре – желание новых ощущений; потребность в удовлетворении эгоизма. Для подросткового возраста характерны следующие потребности: быть как все; освободиться от ограничений, родительской опеки; искать ответы на вечные вопросы бытия; склонность к размышлениям и обобщениям. Для юношеского возраста присущи такие социальные потребности, как желание выражать собственные взгляды; быть услышанным и влиять на ход социальных событий, ситуаций; стремление к самореализации в социальной среде и деятельности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".

Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."

Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса

Социальным называют поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируется особыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.

К видам социального поведения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят: поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведение типа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремление к людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior - англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное и девиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости от того, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на три основные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.

Мотивы, как и само социальное поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные - это такие мотивы социального поведения, которые стимулируют просоциальное поведение человека, направленное на оказание помощи и психологическое развитие других людей.

Мотивация социального поведения - это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественно-принятым нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных норм. Оно проявляется в мелких проступках, поведении, не представляющих социальной опасности и не требует административных воздействий. Оценка его осуществляется на микросредовом и личностном уровнях в формах коммуникативного, психологического и поведенческого проявления.

При таком поведении человек не отдает себе отчета в наносимом обществу ущербе, не осознает негативной направленности своих действий. Примерами асоциального поведения могут быть инфантильность, действия лиц психически невменяемых, т. е. те случаи, когда люди неспособны понимать социальный смысл своих поступков. Асоциальное или антисоциальное поведение порождают негативные мотивы, стимулируя виды деятельности, которые препятствуют психологическому росту человека и наносят вред людям.

Причиной различных форм асоциального поведения и личностных нарушений могут стать закономерно возникающие на разных этапах жизненного пути человека кризисы. Трудности и вызываемые ими стрессовые состояния, с которыми сталкивается человек, требуют определенных стратегий преодоления препятствий Человек либо формирует эффективное адаптивное поведение, что соответствует поступательному движению личности, либо претерпевает дезадаптацию и находит выход в различных формах неоптимального поведения.

Наркомания и алкоголизм, вандализм, хулиганство, уход от реальности, тунеядство, отсутствие интереса к учебе, членство в сектах не являются неврозами в строгом смысле слова, но представляют собой проблему для общества и для тех его институтов, которые включены в процесс социализации новых поколении граждан

Источником асоциального поведения может быть неотреагированный негативный опыт разных периодов жизни, неспособность противостоять неудачам и трудностям, отсутствие четких ориентиров, неумение принимать ответственность за свою жизнь и другие причины. Каждая из них может привести к запечатлению неадекватной формы защиты личности

Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимное противоречие, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт - между «Я хочу» и «Я хочу», столкновение двух различных желаний, мотивов, потребностей, одинаково привлекательных для личности. «Не хочу - не хочу» - выбор между двумя равно нежелательными возможностями на фоне стремления к избежанию каждой из альтернатив. «Из двух зол выбираю меньшее».

Нравственный конфликт - между «Я хочу» и «Надо», между желанием и долгом, моральными принципами и желаниями, между долгом и сомнением в необходимости ему следовать.

Конфликт нереализованного желания, между «Хочу» и «Могу», между желанием и невозможностью его удовлетворения в силу различных субъективных и объективных причин (физические и психические особенности человека, временные и пространственные ограничения). «Хочу - не могу» - от достижения цели удерживает страх, страх ассоциирующийся с ее достижением, либо с самой целью, либо с процессом ее достижения.

Ролевой конфликт - между «Надо» и «Надо», между двумя значимыми для личности ценностями, принципами, стратегиями поведения при невозможности одновременно сочетать несколько социально-психологических ролей, либо связанный с различными требованиями, предъявляемыми личностью к данной роли.

Адаптационный конфликт - между «Надо» и «Могу», несоответствие между психическими, физическими, профессиональными и иными возможностями человека и предъявляемыми к нему требованиями.

Конфликт в результате неадекватной самооценки, - между «Могу» и «Могу». Самооценка зависит от степени критичности личности к себе, к своим удачам и неудачам, реальным и потенциальным возможностям, способности к самоанализу. Она может быть субъективно завышена или занижена при сопоставлении ее с оценкой окружающих.

Как реакция на затруднения при разрешении внутренних противоречий, на невозможность достижения значимой цели, на обман ожидания, у человека может возникнуть фрустрация. Она сочетает в себе весь диапазон негативных эмоции и способов поведения от депрессии до агрессии. Если препятствие, вызвавшие фрустрацию, преодолеть не удалось, то необходимо найти другой способ разрешения проблемы, например: заменить средства достижения цели; заменить цели; потерять интерес к цели на основание новой информации.

К группе социальных потребностей относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего - с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее, практически все, что мы делаем, мы выполняем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества - одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д. Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей.

В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие "честь мундира" было равнозначно понятию "честь полка". Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что "так принято" в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что "так принято", и является удовлетворением этой потребности. Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру, больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.

Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия "родственники" звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества. В самом деле, отвечая на вопрос: "Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие", испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.

Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий - переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.

Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).

Потребность в дружелюбных отношениях - одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных - это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей - человеческого общества, социума.

Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, то испытывают не только проблемы в общении. Как правило, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность "следования за лидером".

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис.1). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Рис.1.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу» (Рис.2). Согласно теории этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идет потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха), выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте.

Рис. 2.

Уровень потребностей

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

Потребность в уважении и признании

  • а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.
  • б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств

Потребность в новизне

Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.

Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

социальный потребность поведение мотивация

Люди постоянно испытывают нужду в определенных условиях жизни, материальных благах, обществе. Все это им необходимо для комфортного существования. Но из нашей статьи вы узнаете, что относится к социальным потребностям человека.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности - это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное - физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное - социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении - это важнейшие условия для нормального развития человека.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых - получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Чем ценна эта потребность?

Свободное самовыражение дает путевку в надежное будущее, в котором не будет места сомнениям и проблемам. Итак, зачем раскрывать заложенные природой таланты:

  • потребность самовыражения приносит моральное удовлетворение, радость, позитивные эмоции и положительный заряд энергии;
  • это прекрасная возможность для избавления от хронической усталости и негатива;
  • она расширяет границы самопознания, благодаря чему развиваются положительные черты характера;
  • поднимает самооценку, придает уверенности и сил для очередных начинаний и покорения новых вершин;
  • помогает найти единомышленников с общими интересами, что облегчает и делает взаимоотношение с другими людьми полноценными.

Потребность самовыражения играет важную роль в жизни индивида. Ведь если человеку не удается самореализоваться, он становится зажатым, закомплексованным, с низкой самооценкой.

Важно самовыражение и в профессии. Особенно если работа совпадает с хобби и приносит достойный доход. Это просто мечта любого человека.

Самовыражение в творчестве дает колоссальную зарядку позитивом. Занимайтесь любимым делом в свободное время, реализуйте свои таланты, получайте признание. Это могут быть танцы, написание песен, стихов, лепка, рисование, фотография, что угодно. Если вы обнаружили в себе талант художника, экспериментируйте, пробуйте свое мастерство в разных направлениях.

Самовыражаться можно также в эмоциях, внешности. Эта потребность позволяет найти свое место в жизни, свое предназначение, раскрыть и реализовать потаенные таланты и заложенный природой потенциал.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что относится к социальным потребностям, и разобрались в их значимости в период становления, развития и формирования личности.

Биологические и социальные потребности, можно сказать, являются основой человеческой жизни, поскольку их удовлетворение приводит к активным действиям. К первым относятся первичные нужды человека, то есть в еде, одежде, жилье и т.д. Социальные потребности возникают в процессе преобразования окружающей среды и самого себя. Несмотря на это, у них все же есть определенная биологическая основа. В течение жизни у человека могут меняться его социальные нужды, которые зависят от различных факторов.

Какие бывают социальные потребности?

Как бы люди ни говорили о том, что они могут с легкостью жить в и не испытывать при этом никакого дискомфорта, это неправда. О том, что человек нуждается в общении, было доказано путем проведения эксперимента. В нем принимало участие несколько человек, которые были помещены в комфортные условиях, но при этом их оградили от любого общения. Через некоторое время неудовлетворение базовых социальных потребностей привело к тому, что у испытуемых начали возникать серьезных эмоциональные проблемы. Именно отсюда специалисты пришли к выводу, что общение нужно людям, как воздух и еда.

Социальные потребности человека делятся на две группы: необходимость иметь статус и нужда в душевной близости. Доказано, что в любой социальной группе важно ощущать свою полезность и значимость, поэтому статус играет большую роль в жизни. На него влияют, как неподконтрольные факторы, к примеру, возраст и пол, так и подконтрольны – образование, личные качества и др. Чтобы добиться социального статуса в той или иной сфере, необходима профессиональная состоятельность. Именно это толкает человека к активным действиям и развитию. Для того чтобы стать лучшим в выбранной деятельности необходимо овладеть существующими тонкостями.

Многие люди, пытаясь подменить понятия, выбирают более легкий путь, отдавая предпочтение разным статусным вещам, которых можно достичь нечестным путем. Такая слава в итоге лопается как пузырь и человек попросту остается ни с чем. Отсюда возникают такие понятия, как «неудачник» и «ничтожество». Стоит отметить еще один важный факт – социально-экономический прогресс непосредственно влияет на потребности людей.

Еще одна ошибка, которую совершает человек – путает понятие «социальный статус» и «самооценка». В таком случае жизнь находится в полной зависимости от мнения окружающих. Человек, живущий по такому принципу, прежде чем что-то делать думает о том, что об этом скажут или подумают окружающие.

Что касается естественных социальных душевных потребностей, то они обуславливают наличие у человека желания, чтобы его ценили и любили независимо от статуса и профессиональных заслуг. Именно поэтому, человек с самого рождения нуждается в любви, семье, дружбе и т.д. Чтобы удовлетворить свои душевные потребности люди устанавливают и поддерживают определенные отношения с близкими людьми. Если этого не происходит, то возникает ощущение одиночества.

Еще выделяют социальные потребности в достижениях , принадлежности к чему-либо, а также в желании оказывать влияние. Они одинаково распространены в любом обществе и никак не зависят от пола. Согласно статистике у 60% населения ярко выражена только одна потребность, у 29% – две. Наиболее сложно управлять людьми, у которых все три потребности находятся на одном уровне, но их всего 1%.

Подводя итог, хочется сказать о том, что удовлетворение социальных потребностей – это сложный процесс, который требует больших усилий. Это касается не только работы над собой, но и постоянного развития, то есть обучения и реализации своих умений.