Личностный адаптационный потенциал связан со стрессоустойчивостью. Адаптационный потенциал личности. Социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возмож

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. 1

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов: 2

    Психологические защиты - это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

    Копинг - механизмы - это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

    Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

    Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

    Инструментальный (способности, навыки и умения)

    Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

    Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

    Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

    нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

    самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

    ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

    уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов:

1. Психологические защиты - это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

2. Копинг - механизмы - это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

· Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

· Инструментальный (способности, навыки и умения)

· Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

· Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Исследования качества жизни

В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место.

Здоровье занимает приоритетное место в списке ценностей человека. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение, значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом. Это обусловливает большую важность изучения качества жизни, изучение не только медицинских, но и психологических аспектов здоровья.

В клинической психологии и психиатрии понятие «качество жизни» приобретает особое значение, поскольку параметры, включаемые в измерения качества жизни, тесно связаны с психическим здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что психические расстройства вызывают значительное ухудшение всех параметров качества жизни.

Качество жизни человека - понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX века и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие того, что количественные оценки условий жизни человека, сводимых в категорию "уровень жизни", в рамках сугубо экономического подхода были недостаточны, и это вызвало появление такой категории, как качество жизни. В современной трактовке показатели качества жизни охватывают: 1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды; 2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности; 3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции; 4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т.д.

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к когнитивным (субъективным оценкам удовлетворенности жизнью в целом и отдельным ее аспектам) и/или эмоциональным (переживание счастья) компонентам. Они, безусловно, выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, достижения им ценностно-значимых целей жизни. Их совокупность трактуется как субъективные составляющие качества жизни или субъективное качество жизни. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, характер и степень его адаптированности к изменениям социальной и экономической среды его жизнедеятельности, субъективно избираемые им критерии ее оценки. Субъективное качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении.

По мнению В.А. Хащенко, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.

Исследования качества жизни больных с различными соматическими расстройствами указывает на различные аспекты жизнедеятельности, наиболее актуальные для определенных групп испытуемых. Так по результатам исследований Строк А.Б. и Баширова С.Б., оценка качества жизни больных с тяжелой бронхиальной астмой, показала снижение всех параметров изучаемого феномена, к которым относятся общее здоровье, физическая активность, жизнеспособность, социальная активность, психическое здоровье.

Также Чеснокова И.В., Конаныхина С.А. проводили исследование качества жизни больных при артериальной гипертензии. Анализ составляющих качества жизни выявил значительную зависимость физической составляющей качества жизни от выраженности сердечно-сосудистых заболеваний, а на социальную и психологическую составляющие эти факторы оказывали менее заметное влияние. Величина показателя качества жизни, определяемая на основании оценок самого больного, коррелирует с рядом объективных величин и характеристик, выявляемых в ходе специального обследования сердечно-сосудистой системы пациента.

В.Ф. Жерносек и М.Е. Новикова также проводили исследования соматических больных. Обследуемой группой являлись дети с атопическим дерматитом. Результаты исследований показали, что при оценке детей с атопическим дерматитом выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. Данное заболевание приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка. Дети, больные атопическим дерматитом, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической). У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.). Все это приводит к снижению качества жизни.

Кроме исследований качества жизни соматических больных, также обследовались и здоровые люди. Готьманова М.Н. и Прудников Г.А. провели исследование качества жизни студентов 2-ого курса лечебного факультета. Результаты показали, что наиболее благоприятными результаты получены по 2-ум показателям - физическое функционирование и интенсивность боли. Самые низкие результаты отмечаются по 2-ум показателям – социальное функционирование и ролевое функционирование в связи с психическим состоянием. Выводом данного исследования является то, что полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном психо-эмоциональном статусе студентов, что отражается на их социальной активности и повседневной жизни.

Рогов М.Г. и Казакова У.А. провели исследование факторов качества жизни преподавателей высшей школы. Результаты показали, что качество жизни каждого педагога зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

Проанализировав все исследования, можно сделать вывод о том, что у соматически больных обследуемых присутствует снижение параметров качества жизни. К ним относятся жизнеспособность, социальная и физическая активность, психическое и общее здоровье. Исследования здоровых людей показали, что они более ориентированы на материальное благополучие, успех в жизни и работе, семейные отношения, чем соматические больные.

Сущностное значение категории “А.п.л.”, определяющей устойчивость человека к негативным факторам, предложил А.Г. Маклаков. Он полагает, что способность к адаптации является не только индивидуальным, но и личностным свойством человека. В этом видится глубокая взаимосвязь социологических и психологических подходов. Адаптационные способности индивида, по мнению того же автора, во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

Адаптационные способности человека поддаются оценке посредством определения уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А.Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики являются значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Интересным представляется определение А.п.л., данное в медицинской научной литературе. Этот термин исследуется в качестве интегрального критерия здоровья, при котором все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, отражающие степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который в конечном счете определяет риск развития заболеваний, а значит, и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависят уровень здоровья и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система.

З.П. Замараева

Лит.: Бондаренко С.В. Формирование личностного адаптационного потенциала студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия “Гуманитарные науки”. 2005. № 2 (14). С. 65-84; Замараева З.П., Чистякова А.В. Адаптационные ресурсы самообеспечения как категория и предмет социологического анализа // Социальная политика и социология. 2013. № 3. Т. 1. С. 20-32; Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб, пособие. СПб.: Питер, 2013.

Что такое "адаптационный потенциал"? Опишите формы адаптационных перестроек

В качестве интегрального критерия здоровья все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который, в конечном счете, определяет риск развития заболеваний, а значит и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья.

Одним из необходимых условий сохранения и развития человеческого потенциала, как на индивидуальном, так и на социальном уровне является устойчивость человеческого развития.

Концепция устойчивого развития была предложена, а точнее, сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейро.

Неустойчивый мир и мир неустойчивых явлений - это принципиально не одно и то же. Заметим, с определенной долей упрощения, что неустойчивость некоторых явлений может придавать устойчивость миру, в котором они имеют место. Во-вторых, вспомним, что “устойчивое развитие” - это неточный перевод английского sustainable development (“поддерживаемое развитие”). И, в-третьих, вспомним также, что в своей основе концепция устойчивого развития была ориентирована на равновесную конволюцию двух подсистем - человечества и окружающей среды. А в этом случае и sustainable development, и устойчивое развитие суммарной системы (человечество - природа) может обеспечиваться, прежде всего адаптационными процессами - адаптивным взаимодействием подсистем и актуализацией адаптационных возможностей внутри каждой подсистемы в отдельности.

Как отметили Г. Николис и И. Пригожин, “основным источником, позволяющим обществу существовать длительное время, обновляться и находить самобытные пути развития, являются его адаптационные возможности”. Сопрягая это высказывание с нашими предшествующими рассуждениями, естественно сделать вывод, или, скажем осторожнее, предположить, что актуализация адаптационных возможностей - необходимое (а при определенном рассмотрении и достаточное) условие устойчивого человеческого развития.

Назовем эти возможности адаптационным потенциалом. При такой номинации к дальнейшим подобным исследованиям вполне логично будет привлекать концепцию человеческого потенциала, поскольку в ее ключевом тезисе “сохранение, реализация и развитие человеческого потенциала” заключен практически тот же смысл, что и в тезисе “устойчивое человеческое развитие”. Таким образом, получается, что адаптационный потенциал можно считать одним из компонентов, или, точнее, одной из проекций, человеческого потенциала, - такой же, как интеллектуальный потенциал, популяционный потенциал, личностный потенциал и т.п. - все определяется плоскостью рассмотрения, на которую проецируется представление о человеческом потенциале.

В заключение предложим итоговое “размышление о понятии”: устойчивое человеческое развитие возможно тогда и только тогда, когда человечество максимально реализовывает свой адаптационный потенциал. А чтобы смягчить категоричность этого высказывания, предложим альтернативу: не максимально, а оптимально. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья, а значит и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система. Чтобы оценить адаптационные возможности своей сердечно-сосудистой системы, можно воспользоваться простой классификацией (Баевский Р. М., 1987). Ниже приводится методика такой оценки, а также несколько вариантов комплексов утренней гимнастики, предназначенных для людей с различным "адаптационным потенциалом" сердечно-сосудистой системы.

Для того, чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст. Эти данные подставляются в формулу:

АП = 0.011(ЧП) + 0.14(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) -

0.009(ДТ) + 0.14(В) - 0.27

где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах (от 0 до 4);

ЧП - частота пульса (уд./мин.);

САД и ДАД - систолическое (верхнее) и диастолическое (нижнее) артериальное давление (мм.рт.ст.);

ДТ - длина тела (см);

МТ - масса тела (кг);

В - возраст (лет).

Чем выше полученная величина, тем слабее ваши адаптационные возможности.

Введение

Результаты исследования

Моральная адаптация личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе - повышение эффективности учебной деятельности. Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему "студент-вуз", заканчивая выходом из нее. В этой связи для обеспечения качества подготовки выпускника необходимо системное психологическое обеспечение его учебной деятельности на всех этапах профессионализации в рамках высшего учебного заведения. Большую роль при этом играет этап адаптации студента к вузу. Начало обучения в вузе - одно из самых значимых событий в жизни молодого человека.

Перестраивается структура жизненных отношений: изменяется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности. Процесс обучения в вузе связан с большими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками и стрессовым состоянием. Среди причин, вызывающих такие перегрузки, следует назвать сам характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации, новый образ жизни и другие факторы. Образовательное пространство в период обучения в вузе становится ареной взаимодействия внутренних, субъективных особенностей студента и особенностей социальной среды.

Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала (ЛАП) можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции - самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции - сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации - восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения студента в новую для него учебную среду.

Целью работы является изучение роли личностного адаптационного потенциала (ЛАП, по А.Г. Маклакову) в достижении успешности учебной деятельности студентами вуза.

Гипотеза исследования: личностный адаптационный потенциал студента вуза способствует успешности его учебной деятельности.

Среди поставленных задач основными являлись:

Предмет исследования: личностный адаптационный потенциал как фактор успешности учебной деятельности студента вуза

В качестве испытуемых выступили студенты 1-го курса экономического факультета (специальности "Менеджмент организации" и "Маркетинг").

Объем выборки составил 87 человек. Из них 64 девушки и 23 юноши в возрасте от 16 до 20 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный метод; эмпирические: анализ документов, психодиагностическое тестирование, анкета; методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона и оценка достоверности различий по критерию Стьюдента; интерпретационные: структурный метод.

Результаты исследования

В исследовании были использованы следующие методики. Для диагностики личностного адаптационного потенциала применялся многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова; для выявления дополнительных психологических факторов успешности учебной деятельности студентов были использованы следующие методики: опросник оценки уровня социально-психологической адаптации Р.Х. Исмагилова, модифицированный нами для студентов вуза (для изучения отношений к компонентам учебной среды); тест на выявление акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда; опросник ЕР1 Г. Айзенка для диагностики интроверсии и нейротизма; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и на диагностику мотивации к избеганию неудач Т. Элерса; методика оценки индивидуального стиля учебной деятельности; методика оценки локуса контроля (по Дж. Роттеру).

В качестве критерия успешности учебной деятельности студентов был выбран средний балл, полученный на экзаменах в первую сессию.

Исследование проводилось в декабре 2005 - январе 2011 года в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета (НФИ Кем ГУ).

После эмпирического этапа исследования, характеризующегося сбором информации об объекте исследования по выбранным методикам, был проведен анализ результатов с помощью математико-статистической обработки. Испытуемые были разделены на две группы по показателю успешности учебной деятельности. Средний результат оценки на экзаменах в первую сессию в "группе более успешных студентов" составляет 4,59 ± 0,33, а в "группе менее успешных" 3,42 ± 0,3. Анализ достоверности различий между группами разной успешности по критерию Стьюдента показал, что достоверными являются отличия по следующим факторам: общая активность (М1 = 0,66 ± 0,61, М2 = 0,36 ± 0,53, 1 = 2,45, р < 0,05), средний балл текущей аттестации (М1 = 1,71 ± 0, 19, М2 = 1,31 ± 0,39, I = 6,049, р < 0,001), отношение к учебе (М1 = 8,53 ± 2, 19, М2 = 7,45 ± 2,27, I = 2,249, р < 0,05), личностный адаптационный потенциал (М1 = 54,55 ± 11,86, М2 = 61,27 ± 16,26, I = - 2,182, р<0,05) (сырые значения показателей ЛАП характеризуются тем, что меньший показатель соответствует большему уровню адаптационного потенциала).

Корреляционный анализ по всей выборке испытуемых дал следующие результаты. Показатель успешности учебной деятельности студентов положительно коррелирует с личностным адаптационным потенциалом (г = 0,219, р < 0,05), моральной нормативностью (г = 0,286, р < 0,05), позитивным отношением к учебе (г = 0,354, р < 0,01), общей внеучебной активностью студентов (г = 0,273, р < 0,05), средним баллом текущей аттестации (г = 0,667, р <0,01).

Таким образом, выявлена роль личностного адаптационного потенциала для достижения успешности учебной деятельности. "Группа более успешных студентов" имеет более высокий личностный адаптационный потенциал. Значит, действительно, хорошие адаптационные способности помогают успешно вписаться в новую учебную среду.

Показатель моральной нормативности для студента-первокурсника очень важен, он определяет восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, что обеспечивает студенту способность адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль.

Успешные студенты характеризуются более позитивным отношением к учебе в отличие от неуспешных. В.Н. Мясищев указывает, что система отношений личности является базовым образованием, от которого зависит успешность деятельности человека. Согласно В.С. Мерлину, при положительных отношениях личности уровень способностей максимально повышается, что способствует повышению эффективности труда человека. Отношение к учебе является отношением к основному виду деятельности студента. Именно в учебе реализуется взаимодействие субъекта (студента) с объектом (вузовской учебной средой).

"Группу более успешных", кроме того, характеризует высокая внеучебная активность, успешные студенты занимаются в различных творческих объединениях, спортивных секциях, студенческих досуговых организациях.

Характерным является то, что успех на сессии является не случайным, а закономерным - результаты текущей аттестации учебной деятельности в "группе успешных" значимо выше.

личностный адаптационный потенциал студент

Структура факторов личностного адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности студентов, была выявлена с помощью корреляционного анализа.

Определена структура связей в системе психологических факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающая достижение успешности учебной деятельности студентов вуза.

Личностный адаптационный потенциал отрицательно коррелирует с нейротизмом (г = 0,442, р < 0,01) и со следующими типами акцентуаций характера: педантичный (г = 0,29, р < 0,01), возбудимый (г = 0,454, р < 0,01), тревожный (г = 0,408, р < 0,01), экзальтированный (г = 0,231, р < 0,05), циклотимный (г = 0,313, р < 0,01).

Положительно коррелирует личностный адаптационный потенциал с общим показателем уровня социально-психологической адаптации (г = 0,439, р < 0,01) и ее отдельными компонентами: отношением к данному вузу (г = 0,259, р < 0,05), удовлетворенностью условиями обучения (г = 0,288, р < 0,05), отношением к учебе (г = 0,373, р < 0,01), отношением к преподавателям (г = 0,335, р < 0,01), отношением к выбранной специальности (г = 0,315, р < 0,01), отношением к будущей работе (г = 0,346, р < 0,01), поведенческой регуляцией (г = 0,946, р < 0,01), коммуникативным потенциалом (г = 0,64, р < 0,01) и моральной нормативностью (г = 0,326, р < 0,01).

Коммуникативный потенциал отрицательно коррелирует с мотивацией к избеганию неудач (г = - 0,276, р < 0,05). Студенты, мотивированные на избегание неудач, менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности. Согласно исследованиям, студенты, мотивированные на избегание неудач при выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени ухудшают результативность деятельности. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность снижается.

Моральная адаптация личности

Моральная нормативность положительно коррелирует с таким показателем стиля учебной деятельности, как регулярность занятий (г = 0,257, р < 0,05). Индивидуальный стиль учебной деятельности - характерная для данного студента система навыков, приемов, способов решения задач учебной деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение. Как известно, выработка индивидуального стиля деятельность является способом адаптации к этой деятельности. Согласно нашим результатам, именно регулярность занятий является продуктивным способом подготовки студентов-первокурсников, выбор этого стиля учебной деятельности предопределяется личностным адаптационным потенциалом студента, и в частности его моральной нормативностью.

Моральная нормативность положительно коррелирует с интернальностью в отношении здоровья и болезней (г = 0,238, р < 0,05). Студенты с высокими показателями интернальности в отношении здоровья и болезней считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление зависит от собственных усилий. Как известно, период адаптации человека к новой деятельности сопровождается установлением динамического равновесия на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном и т.д. В этой связи отмечается временное снижение общих показателей здоровья и самочувствия студентов. Чем быстрее пройдет адаптация к среде по физиологическому показателю, тем успешнее будет протекать общий адаптационный процесс, общим показателем которого и будут результаты первой сессии.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Личностный адаптационный потенциал студента играет значимую роль в его адаптации к вузу и способствует достижению успешности учебной деятельности. Студенты с более высокими показателями личностного адаптационного потенциала имеют лучший результат по первой экзаменационной сессии.
  2. Высокая моральная нормативность обеспечивает способность молодого человека адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль студента и положительно влияет на успешность учебной деятельности.
  3. Достижению успешности учебной деятельности студентов способствует их положительная система отношений к учебной среде и ее компонентам (отношение к вузу, к преподавателям, к учебе, к выбранной специальности, к будущей работе, удовлетворенность условиями обучения). В системе отношений главное место принадлежит отношению студента к учебе.
  4. Регулярность занятий как основной показатель индивидуального стиля учебной деятельности является продуктивным способом достижения успешности учебной деятельности студентов.
  5. Интернальный локус контроля в области достижений и в отношении к своему здоровью способствует успешной учебной адаптации и достижению высоких результатов учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза о том, что личностный адаптационный потенциал студента способствует успешности его учебной деятельности, подтвердилась.

В исследовании выявлена структура психологических факторов адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности.

Заключение

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающих успешность учебной деятельности студентов, входят: положительное отношение к учебной среде и ее компонентам, интернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся регулярностью занятий, высокая общая активность студента, профессиональное самоопределение по отношению к выбранной специальности.

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, снижающих успешность учебной деятельности студентов, входят: отрицательное отношение к учебной среде и ее компонентам, экстернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся нерегулярностью занятий, низкая общая активность студента, отсутствие профессионального самоопределения по отношению к выбранной специальности, высокий нейротизм, мотивация к избеганию неудач и следующие типы акцентуаций характера: педантичный, возбудимый, тревожный, экзальтированный, циклотимный.

Список литературы

1.Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2007.

2.Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009.

.Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2008. - Т.22. - №1.

.Маклаков, А.Г. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности / А.Г. Маклаков // Практикум по психологии здоровья; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.

.Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин. - Пермь, 2008.

.Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблемы способностей. - М., 2009.

.Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2011.