Определение кочевники. Значение слова «кочевники. Кочевники Информацию О

Скотовод или воин? Какой след в истории оставили кочевые народы? Ответы на эти вопросы найдете в статье.

Этимология слова

Тысячи лет назад Евразия не была покрыта мегаполисами. Ее широкие степи были местом проживания для многих народов и племен, которые время от времени перемещались в поисках более плодородных земель, пригодных как для земледелия, так и для скотоводства. Со временем многие племена осели вблизи рек и стали вести Но другие народы, которые вовремя не успели занять плодородные участки, вынуждены были кочевать, то есть постоянно перебираться с места на место. Так кто такой кочевник? В переводе с тюркского языка это слово означает "аул (юрта) в дороге, в пути", что и отражает характер жизни таких племен.

Китайские династии, и монгольские ханы - все они были в прошлом кочевниками.

Все время в пути

Кочевники меняли место стоянки каждый сезон. Целью передвижения был поиск более подходящих мест для обитания, повышение благостостояния народа. В основном эти племена занимались скотоводством, ремеслами и торговлей. Но эти занятия не дают исчерпывающего объяснения того, кто такой кочевник. Часто они нападали на мирных земледельцев, отвоевывая понравившиеся участки земли у аборигенов. Как правило, кочевники, вынужденные выживать в суровых условиях, были сильнее и побеждали. Поэтому не всегда они были мирными скотоводами и торговцами, пытавшимися прокормить семью. Монголы, скифы, сарматы, киммерийцы, арии - все они были искусными и храбрыми воинами. Наиболее громкую славу завоевателей приобрели скифы и сарматы.

Историческая значимость

Знакомясь на уроках истории с тем, кто такой кочевник, школьники всегда узнают такие имена, как Чингисхан и Аттила. Эти выдающиеся воины смогли создать непобедимую армию и объединить под своим началом множество мелких народностей и племен.

Аттила - правитель кочевого народа гуннов. Почти за 20 лет своего правления (с 434 по 453 гг.) он объединил германские, тюркские и другие племена, создал державу, границы которой простирались от Рейна до берегов Волги.

Чингисхан - первый хан Великого Монгольского государства. Организовывал походы на Кавказ, Восточную Европу, в Китай и Среднюю Азию. Он основал самую крупную в истории всего человечества империи площадью почти 38 млн кв. км! Она простиралась от Новгорода до Юго-Восточной Азии и от Дуная до Японского моря.

Их действия вызывали страх и уважение у мирных племен. Они определили основное понятие того, кто такой кочевник. Это не просто скотовод, ремесленник и торговец, живущий в юрте в степи, но прежде всего - умелый, сильный и смелый воин.

Теперь вы знаете значение слова "кочевники".

νομάδες , nomádes - кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т.д)

Этимология слова

Всё о кочевниках

Кочевник (от греч: νομάς, nomas, множ. ч. νομάδες, nomades, что означает: тот, который бродит в поисках пастбищ и относится к племени пастухов) - это член сообщества людей, которые живут на различных территориях, переселяясь с места на место. В зависимости от отношение к окружающей среде выделяют следующие типы кочевников: охотники-собиратели, кочевники-скотоводы, разводящие скот, а также "современные" кочевники-странники. По состоянию на 1995 год в мире насчитывалось 30-40 миллионов кочевников.

Охота на диких животных и собирательство сезонных растений являются древнейшим способом выживания человека. Кочевники-скотоводы разводили скот, перегоняя его, и/или переселяясь вместе с ним с целью избежания необратимого истощения пастбищ.

Кочевой образ жизни также является наиболее подходящим для обитателей тундры, степей, песчаных или покрытых льдом регионов, где постоянное перемещение является наиболее эффективной стратегией для использования ограниченных природных ресурсов. К примеру, многие поселения в тундре состоят из оленеводов, которые ведут полукочевой образ жизни, в поисках пищи для животных. Эти кочевники иногда прибегают к использованию высоких технологий, например, солнечных батарей, чтобы уменьшить свою зависимость от дизельного топлива.

"Кочевыми" также иногда называют различные странствующие народы, которые мигрируют по территории густонаселенных районов, но не в поисках природных ресурсов, а предоставляя услуги (ремесла и торговли) постоянному населению. Эти группы известны как "кочевники-странники".

Кто такие кочевники?

Кочевником называют человека, который не имеет постоянного жилья. Кочевник переезжает с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота, или иным способом зарабатывая на жизнь. Слово Nomadd происходит от греческого слова, которое обозначает человека странствующего в поисках пастбищ. Передвижения и поселения большинства групп кочевников имеют определённый сезонный или годовой характер. Кочевые народы обычно путешествуют на животных, каноэ или пешком. В наши дни некоторые кочевники используют моторные транспортные средства. Большинство кочевников живут в палатках или других передвижных жилищах.

Кочевники продолжают переезжать по разным причинам. Кочевые фуражиры передвигаются в поисках дичи, съедобных растений и воды. Австралийские аборигены, негритосы Юго-Восточной Азии и африканские бушмены, к примеру, переселяются из лагеря в лагерь чтобы охотиться и собирать дикие растения. Некоторые племена Северной и Южной Америки также вели такой образ жизни. Кочевники-скотоводы зарабатывают на жизнь разведением животных, таких как верблюды, крупный рогатый скот, козы, лошади, овцы и яки. Эти кочевники путешествуют по пустыням Аравии и Северной Африки в поисках верблюдов, коз и овец. Члены племени фулани путешествуют вместе со скотом по лугам вдоль реки Нигер в Западной Африке. Некоторые кочевники, особенно скотоводы, могут также передвигаться для совершения набегов на оседлые общины или избегая врагов. Кочевые ремесленники и торговцы путешествуют, чтобы находить клиентов и предоставлять услуги. К ним относятся представители племени индийских кузнецов лохар, торговцы-цыгане и ирландские "путешественники".

Кочевой образ жизни

Большинство кочевников путешествуют группами или племенами, которые состоят из семей. Эти группы основаны на родственных и брачных связях или официальных соглашениях о сотрудничестве. Совет взрослых мужчин принимает большинство решений, хотя некоторые племена возглавляют вожди.

В случае монгольских кочевников семья переезжает два раза в год. Эти переселения, как правило, происходят в летний и зимний периоды. Зимой они располагаются в горных долинах, где большинство семей имеют постоянные зимние стоянки, на территории которых оборудованы загоны для животных. Другие семьи не используют эти стоянки в отсутствие хозяев. Летом кочевники перемещаются на более открытые местности для выпаса животных. Большинство кочевников обычно передвигаются в пределах одного региона, не уходя слишком далеко. Таким образом формируются общины и семьи принадлежащие к одной группе, как правило, члены общины примерно знают о местонахождении соседних групп. Чаще всего, одна семья не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы мигрировать из одной области в другую, если только они не покидают определенную территорию навсегда. Отдельная семья может переезжать сама по себе, либо вместе с другими, и даже если семьи перемещается в одиночку, то расстояние между их поселениями составляет не более пары километров. На сегодняшний день у монгол не существует понятия племени и решения принимаются на семейных советах, хотя к мнению старейшин также прислушиваются. Семьи селятся недалеко друг от друга с целью взаимной поддержки. Численность общин кочевников-скотоводов как правило не большая. На основе одного из таких монгольских сообществ и возникла крупнейшая сухопутная империя в истории. Первоначально монгольский народ состоял из ряда слабо организованных кочевых племен Монголии, Маньчжурии и Сибири. В конце 12-го века, Чингисхан объединил их с другими кочевыми племенами с целью основания Монгольской империи, власть которой, в итоге, распространилась на территорию всей Азии.

Кочевой образ жизни становится все более редким явлением. Многие правительства негативно относятся к кочевникам, так как тяжело контролировать их передвижения и взимать с них налоги. Многие страны превратили пастбища в сельскохозяйственные угодья и заставили кочевые народы покинуть их постоянные поселения.

Охотники-собиратели

"Кочевые" охотники-собиратели (также известные как фуражиры) перемещаются из табора в табор в поисках диких животных, фруктов и овощей. Охота и собирательство это древнейшие способы, с помощью которых человек обеспечивал себя средствами существования и все современные люди ещё около 10 000 лет назад принадлежали к охотникам-собирателям.

Вслед за развитием сельского хозяйства, большинство охотников-собирателей были в конечном счете либо вытеснены, либо превратились в группы фермеров или скотоводов. Лишь немногие современные общества классифицируются как охотники-собиратели, а некоторые совмещают, иногда довольно активно, деятельность фуражиров с сельским хозяйством и/или разведением животных.

Кочевники-скотоводы

Кочевники-скотоводы - это кочевники, которые перемещаются между пастбищами. В развитие кочевого скотоводства выделяют три этапа, которые сопровождали рост населения и усложнение социальной структуры общества. Карим Садр предложил следующие этапы:

  • Скотоводство: смешанный тип экономики с внутрисемейным симбиозом.
  • Агроживотноводство: определяется как симбиоз между сегментами или кланами внутри этнической группы.

Истинное кочевничество: представляет собой симбиоз на региональном уровне, как правило, между кочевым и сельскохозяйственным населением.

Скотоводы привязаны к определенной территории, так как они перемещаются между постоянными весенними, летними, осенними и зимними пастбищами для скота. Кочевники перемещается в зависимости от наличия ресурсов.

Как и почему появились кочевники?

Развитие кочевого скотоводства считается частью революции вторичных продуктов, предложенной Эндрю Шерраттом. В ходе этой революции ранние культуры докерамического неолита, для которых животные были живым мясом ("шли на убой") также начали использовать их ради вторичных продуктов, например, молока, молочных продуктов, шерсти, шкуры, навоза для топлива и удобрений, а также в качестве тягловой силы.

Первые кочевники-скотоводы появились в период с 8,500-6,500 годов до н.э. в районе южного Леванта. Там, в период нарастающей засухи культура докерамического неолита Б (PPNB) в Синае была замещена кочевой гончарно-скотоводческой культурой, которая стала результатом слияния с людьми эпохи мезолита, прибывших из Египта (Харифийская культура) и приспосабливающих кочевой охотничий образ жизни к животноводству.

Этот образ жизни быстро превратился в то, что Юрис Заринс назвал кочевым пастушеским комплексом в Аравии, а также то, что возможно, ассоциируется с появлением семитских языков на территории древнего Ближнего Востока. Быстрое распространение кочевого скотоводства было характерно для таких поздних образований как ямная культура, для кочевников-скотоводов евразийских степей, а также монголов в период позднего средневековья.

Начиная с 17-го века кочевничество распространилось среди трекбуров на юге Африки.

Кочевое скотоводство в Центральной Азии

Одним из последствий распада Советского Союза и последующей политической независимости, а также экономического упадка республик Центральной Азии, которые входили в его состав, было возрождение кочевого скотоводства. Ярким примером является кыргызский народ, у которого кочевничество выступало центром экономической жизни до момента российской колонизации на рубеже 20-го века, в результате которой они были вынуждены осесть и заняться сельским хозяйством в деревнях. В период после Второй мировой войны начался процесс интенсивной урбанизации населения, но некоторые люди продолжали каждое лето перегонять стада своих лошадей и коров на высокогорные пастбища (джайлоо), следуя образцу отгонного животноводства.

В результате сокращения денежной экономики в период с 1990-х годов, безработные родственники возвращались на семейные фермы. Таким образом, значение данной формы кочевничества значительно возросло. Кочевнические символы, в частности корона в виде палатки из серого войлока, известной как юрта, появляется на национальном флаге, подчеркивая центральное значение кочевого образа жизни в современной жизни народа Кыргызстана.

Кочевое скотоводство в Иране

В 1920 году кочевые скотоводческие племена составляли более четверти населения Ирана. В течение 1960-х годов пастбища, принадлежавшие племенам, были национализированы. По данным национальной комиссии ЮНЕСКО количество население Ирана в 1963 году составляло 21 млн человек, из которых два миллиона (9,5%) были кочевниками. Несмотря на то, что численность кочевого население в 20-ом веке резко сократилась, Иран по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по количеству кочевого населения в мире. В стране с населением 70 млн человек проживают около 1,5 млн кочевников.

Кочевое скотоводство в Казахстане

В Казахстане, где основой сельскохозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство, процесс насильственной коллективизации под руководством Иосифа Сталина был встречен массовым сопротивлением, которое привело к большим потерям и конфискации скота. Численность крупных рогатых животных в Казахстане сократилась с 7 млн голов до 1,6 млн, а из 22 млн овец осталось 1,7 млн. Как следствие этого, от голода 1931-1934 годов погибли около 1,5 млн человек, что составляет более 40% от общего количества казахского населения в то время.

Переход с кочевого на оседлый образ жизни

В 1950-60-х годах, в результате сокращения территории и роста численности населения, большое количество бедуинов со всего Ближнего Востока стали отказываться от традиционного кочевого образа жизни и оседать в городах. Правительственная политика в Египте и Израиле, добыча нефти в Ливии и Персидском заливе, а также стремление к повышению уровня жизни привели к тому, что большинство бедуинов превратились в оседлых граждан разных стран, оставив кочевническое скотоводство. Спустя столетие численность кочевых бедуинов все еще составляла около 10% арабского населения. Сегодня этот показатель сократился до 1% от общего количества населения.

На момент провозглашения независимости в 1960 году, Мавритания была кочевым обществом. Большая сахельская засуха начала 1970-х годов вызвала массовые проблемы в стране, где кочевые скотоводы составляли 85% жителей. На сегодняшний день только 15% остаются кочевниками.

В период до советского вторжения, целых 2 млн кочевников перемещались по территории Афганистана. Эксперты утверждают, что к 2000 году их число резко сократилось, вероятно, в два раза. В некоторых регионах сильная засуха уничтожила до 80% поголовья скота.

В Нигере в 2005 году в результате нерегулярных осадков и нашествий пустынной саранчи произошел серьезный продовольственный кризис. Кочевые этнические группы туарегов и фульбе, которые составляют около 20% от 12,9 млн населения Нигера, так сильно пострадали от продовольственного кризиса, что их уже и без того неустойчивый образ жизни находится под угрозой. Кризис также отразился на жизни кочевых народов Мали.

Кочевые меньшинства

"Странствующие меньшинства" являются мобильными группами людей, движущимися среди оседлого населения, предлагая ремесленные услуги или занимаясь торговлей.

Каждая существующая община в основном эндогамна, традиционно существует за счёт торговли и/или предоставления услуг. Раньше все или большинство их членов вели кочевой образ жизни, который сохраняется и на сегодняшний день. Миграция, в наше время, как правило, происходит в рамках политических границ одного государства.

Каждая из мобильных общин многоязычна; члены группы владеют одним или несколькими языками, на которых говорят местные оседлые жители, и, кроме того, в каждой группе существует отдельный диалект или язык. Последние имеют либо индийское, либо иранское происхождение, и многие из них представляют собой арго или тайный язык, словарь которого образован на основе различных языков. Существуют свидетельства того, что на севере Ирана, по крайней мере одна община говорит на цыганском языке, который также используется некоторыми группами в Турции.

Чем занимаются кочевники?

В Афганистане, наусары работали сапожниками и торговали животными. Мужчины племени горбат занимались изготовлением сит, барабанов, клеток для птиц, а их женщины торговали этими изделиями, а также другими предметами домашнего хозяйства и личного пользования; они также выступали в качестве ростовщиков для сельских женщин. Мужчины и женщины других этнических групп, таких как джалали, пикрай, шадибаз, нористани и вангавала также занимались торговлей различными товарами. Представители группы вангавала и пикрай торговали животными. Некоторые мужчины среди шадибаз и вангавала развлекали зрителей демонстрируя дрессированных обезьян или медведей, заклиная змей. Среди мужчин и женщин из группы белуджей встречались музыканты и танцоры, белуджские женщины также занимались проституцией. Мужчины и женщины народа йоги занимались разными видами деятельности, такими как разведение и продажа лошадей, уборка урожая, гадания, кровопускание и попрошайничество.

В Иране представители этнических групп ашек из Азербайджана, халли из Белуджистан, лути из Курдистана, Керманшаха, Илама и Лурестана, мехтары из области Мамасани, сазандехи из Банд-Амир и Марв-Дашт, и тошмали из скотоводческих групп бахтиаров работали в качестве профессиональных музыкантов. Мужчины из группы кувли работали сапожниками, кузнецами, музыкантами и дрессировщиками обезьян и медведей; они также изготавливали корзины, сита, метлы и торговали ослами. Их женщины зарабатывал торговлей, попрошайничеством и гаданием.

Горбаты из племени бассери работали кузнецами и сапожниками, торговали вьючными животными, изготавливали сита, тростниковые коврики и небольшие деревянные инструменты. Как сообщалось, представители групп кварбалбанды, кули и лули из области Фарс работали кузнецами, изготавливали корзины и решета; они также торговали вьючными животными, а их женщины торговали различными товарами среди кочевников-скотоводов. В том же регионе чанги и лути были музыкантами и исполняли баллады, детей обучали этим профессиям с 7-ми или 8-ми летнего возраста.

Представители кочевых этнических групп в Турции изготавливают и продают колыбели, торгуют животными и играют на музыкальных инструментах. Мужчины из оседлых групп работают в городах мусорщиками и палачами; подрабатывают рыбаками, кузнецами, певцами и плетут корзины; их женщины танцуют на пирах и занимаются гаданиями. Мужчины из группы Abdal («бардов») зарабатывают игрой на музыкальных инструментах, изготовлением сит, метёл и деревянных ложек. Tahtacı («дровосеки») традиционно занимаются обработкой леса; как результат большего распространения оседлого образа жизни, некоторые также стали заниматься сельским хозяйством и садоводством.

О прошлом этих общин точно мало что известно, история каждой из групп почти полностью содержится в их устной традиции. Хотя некоторые группы, такие как вангавала имеют индийское происхождение, некоторые из них, к примеру, нористани, наиболее вероятно, местного происхождения, в то время как распространение других считается результатом миграции из соседних областей. Группы горбат и шадибаз первоначально пришли из Ирана и Мултана, соответственно, а родиной группы Tahtacı ("дровосеков") традиционные считаются Багдад или Хорасан. Белуджи утверждают, что они относились к джемшеди в качестве прислуги, после того, как они бежали из Белуджистана из-за междоусобиц.

Кочевники юрюки

Юрюки - это кочевники, которые живут в Турции. Некоторые группы, такие как Sarıkeçililer все ещё ведут кочевой образ жизни между прибрежных городов Средиземноморья и гор Таурус, хотя большинство из них заставили осесть во времена поздней Османской и Турецкой республик.

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками. Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников. В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство. Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме. Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок - кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы. Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался. В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

В самом центре юрты находился очаг. В центре свода прямо над очагом было дымовое отверстие (дымник), которое являлось единственным «окном» кочевого жилища. Стены юрты украшались войлочными и шерстяными коврами, разноцветными тканями. В богатых и зажиточных семьях вешались шёлковые ткани. Пол был земляной, поэтому его покрывали войлочными подстилками и шкурами животных.

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев. Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага. Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту. Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

Традиция разделения жилища на две части, распространённая у кочевых народов, сохранялась и в это время. Основную часть дома занимала передняя часть дома с печью- «тур як». Основу обстановки составляли нары (широкий дощатый помост), расположенные вдоль передней стены. Ночью на них спали, днём, убрав постельные принадлежности, на них накрывали стол. Перины, большие подушки и стёганые одеяла складывались стопкой на одной стороне нар у боковой стены. Если имелся стол, он обычно ставился к боковой стене у окна или в простенке между окнами. В это время столы, как правило, пользовались лишь для хранения чистой посуды.

Сундуки служили для хранения праздничной одежды и украшений. Их ставили около печи. На эти сундуки обычно сажали почётных гостей. За печью располагалась женская половина, где также находились лежанки. Днём здесь готовили еду, а ночью спали женщины и дети. Вход посторонним в эту часть дома был запрещён. Из мужчин сюда могли заходить лишь муж и свёкор, а также, в особых случаях, муллы и врачи.

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях - и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё - чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες , nomádes - кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т.д)

Этимология слова

Слово «кочевник» происходит из тюркского слова ""кёч, коч"", т.е. ""переселяться"", также ""көш"", что означает аул, находящийся в пути в процессе откочевки. Данное слово и поныне имеется, к примеру, в казахском языке . В Республике Казахстан в настоящее время имеется государственная программа по переселению - Нурлы кош . Однокоренным является термин кошевой атман и фамилия Кошевой.

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане - 3 %, в Казахстане - 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран , заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н. э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • Жайлауное (от тюркс. «жайлау » - летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, курды, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры , динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама , альпака (Южная Америка) и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

подробнее Кочевое государство

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. - сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары , булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями . Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.).

В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Кочевничество и оседлый образ жизни

О половецкой государственности

Все кочевники евразийского пояса степей прошли через таборную ступень развития или стадию нашествия. Сдвинутые со своих пастбищ, они беспощадно все уничтожали на своем пути, поскольку перемещались в поисках новых земель. ... Для соседних земледельческих народов номады таборной стадии развития всегда пребывали в состоянии «перманентного нашествия» . На второй стадии кочевания (полуоседлой) появляются зимовники и летовки, пастбища каждой орды имеют строгие границы, а скот перегоняют по определённым сезонным маршрутам. Вторая стадия кочевания была самой рентабельной для скотоводов.

В. БОДРУХИН, кандидат исторических наук.

Однако оседлый образ жизни, разумеется, имеет свои преимущества перед кочевым, и возникновение городов - крепостей и прочих культурных центров, а в первую очередь - создание регулярных армий, часто строившихся по кочевническому образцу: иранские и римские катафрактарии, перенятые у парфян; китайская панцирная кавалерия, строившаяся по образцу гуннской и тюркютской; русская дворянская кавалерия, впитавшая традиции татарского воинства вместе с эмигрантами из переживающей смуту Золотой Орды; и т. д., со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые никогда не стремились полностью уничтожить оседлые народы так как не могли полноценно существовать без зависимого оседлого населения и обмена с ним, добровольного или принудительного, продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Омельян Прицак даёт такое пояснение постоянным набегам кочевников на оседлые территории:

«Причины этого явления следует искать не во врождённой склонности кочевников к грабежам и крови. Скорее, речь тут идёт о четко продуманной экономической политике»
.

Между тем, в эпохи внутреннего ослабления даже высокоразвитые цивилизации нередко гибли или значительно ослаблялись в результате массированных набегов кочевников. Хотя по большей части агрессия кочевых племен была направлена в сторону своих соседей кочевников, зачастую набеги на оседлые племена кончались утверждением господства кочевой знати над народами земледельцами. Например господство кочевников над отдельными частями Китая, а иногда над всем Китаем, повторялось много раз в его истории.

Другим известным примером тому является крушение Западной Римской империи, которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов», в основном в прошлом оседлых племен, а не самих кочевников, от которых они спасались на территории своих Римских союзников, однако конечный результат был катастрофичен для Западной Римской Империи, которая так и осталась под контролем варваров несмотря на все попытки Восточной Римской Империи вернуть эти территории в VI-м веке , что по большей части также было результатом натиска кочевников (Арабов) на восточные границы Империи.

Кочевничество, не связанное со скотоводством

В различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами , торговлей, гаданием , профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане , ениши , ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами , живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа. По отношению к таким гражданам властями часто применялись меры, направленные на насильственную ассимиляцию в «цивилизованное» общество. В настоящее время властями разных стран применяются меры по наблюдению за исполнением такими лицами родительских обязанностей по отношению к малолетним детям, которые в результате образа жизни их родителей не всегда получают полагающиеся им блага в области образования и здравоохранения.

Перед федеральными органами Швейцарии интересы енишей представляет основанное в 1975 году (de:Radgenossenschaft der Landstrasse), которое наряду с енишами, представляет также и другие «кочевые» народы - рома и синти . Общество получает субвенции (целевые субсидии) от государства. С 1979 Общество является членом Международного союза цыган (англ. ), IRU . Несмотря на это, официальная позиция общества состоит в отстаивании интересов енишей как отдельного народа.

Согласно международным договорам Швейцарии и приговору Федерального суда, кантональные власти обязаны предоставлять кочующим группам енишей место для стоянок и переездов, а также обеспечивать возможность посещения школ для детей школьного возраста.

К кочевым народам относятся

Исторические кочевые народы:

См. также

Напишите отзыв о статье "Кочевники"

Примечания

Литература

Художественная литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кочевники

– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.
Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.
Когда после холостого ужина он, с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцовал, если не доставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n"a pas de seхе», [Он очень мил, но не имеет пола,] говорили про него.
Пьер был тем отставным добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни.
Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из за границы, кто нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал, то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю?
А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.
Он читал и читал всё, что попадалось под руку, и читал так что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. Пить вино для него становилось всё больше и больше физической и вместе нравственной потребностью. Несмотря на то, что доктора говорили ему, что с его корпуленцией, вино для него опасно, он очень много пил. Ему становилось вполне хорошо только тогда, когда он, сам не замечая как, опрокинув в свой большой рот несколько стаканов вина, испытывал приятную теплоту в теле, нежность ко всем своим ближним и готовность ума поверхностно отзываться на всякую мысль, не углубляясь в сущность ее. Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен, как ему казалось. С шумом в голове, болтая, слушая разговоры или читая после обеда и ужина, он беспрестанно видел этот узел, какой нибудь стороной его. Но только под влиянием вина он говорил себе: «Это ничего. Это я распутаю – вот у меня и готово объяснение. Но теперь некогда, – я после обдумаю всё это!» Но это после никогда не приходило.