Первая и вторая усобица на руси. Древняя русь. Века раздробленности и зависимости от Золотой Орды

«Праздники на Руси» - Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста. Сбор урожая Сев зерновых День Прасковьи-Льницы Егорьев день. Праздники великие местные. Рождество Пасха Троица Масленица Крещение. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Самый главный праздник – Пасха. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность.

«Школы на Руси» - А.Венецианов «Мальчик с розгой». Зачем на Руси стали нужны школы? Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Когда появились первые школы? Новгород. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русь IX век» - Ольга – правительница Руси с 945 года. Игорь – великий князь с 913г. Основная проблема урока: Общественные слои -. Становление Древнерусского государства в IХ – Х веках. Народы-? Какую теорию поддерживали авторы данных документов? Признаки государства. Олег Вещий. Родословная русских князей. Вспомни:

«Культура Руси» - План лекции. Литература. Урок истории России в 10 классе. Закрепление. Школы. Тема урока: Письменность. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. Основные понятия: Дмитровский собор во Владимире. Важнейшие из летописей: Летописи. Новгород. Два культурных потока: Фольклор. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.

«Культура и быт Руси» - К.Лебедев. Быт народа 19 века. В помещениях появляются картины,часы,зеркала. Жизнь в деревне менялась медленно. Митрополит Алексий с житием. За крепостными стена-ми развивались ремесла которых нас-читывалось ок.70. План Киева в середине 12 века. Л.П.А. Бишбуа. Быт. А. Корзухин. Золотые ворота во Владимире.

«Письменность на Руси» - Скоропись. Основоположники письменности. Стили письма менялись. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Изменения при Петре I. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий. Чем отличается азбука от алфавита? Изменения при Петре I Изменения в 1918 году. Древнерусский текст.

Киевская Русь Вернадский Георгий Владимирович

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток, братской любви между ними частично можно объяснить тем, что они были только сводными братьями. До своего крещения великий князь имел много жен, и в отношениях между разными семьями, вне всякого сомнения, существовало большое напряжение. Из его многочисленного потомства Ярослав, Мстислав и Изяслав считаются сыновьями Рогнеды. Святополк – сомнительного происхождения, сын вдовы Ярополка, на которой Владимир женился, когда она уже была беременной, если верить летописцу. Мать Святослава – чешская жена Владимира, Борис и Глеб – сыновья болгарской женщины, согласно «Повести временных лет». Однако, как описывается в «Сказании» о страданиях последних двух, впоследствии причисленных к лику святых, Глеб в момент убийства был совсем дитя (1015 г.). Если так, то он должен был быть сыном первой христианской жены князя, византийской княжны Анны.129

Судя по всему, Владимир намеревался передать свое государство Борису, одному из самых младших сыновей, которому во время своей последней болезни он доверил командование войсками, посланными против печенегов. Борис уже возвращался из похода и как раз достиг берегов реки Альты, когда получил известие о смерти отца и захвате Киевского трона Святополком. Дружина убеждала Бориса выступить против последнего, предупреждая, что в обратном случае Святополк убьет его. Позиция Бориса была типичной для той тонкой верхней прослойки русских людей, которые приняли христианство со всей серьезностью. Он не хотел противиться злу насилием, ему была ненавистна мысль о войне со старшим братом, поэтому он распустил дружинников и спокойно дожидался убийц. Его убили, но самой своей смертью Борис остался навсегда живым в памяти народа как символ братской любви. Борис и его брат Глеб, тоже убитый наемниками Святополка, стали первыми русскими, канонизированными Церковью. Другой брат, Святослав из Древлянской земли, бежал на запад, но был перехвачен посланниками Святополка на пути в Венгрию. Изяслав Полоцкий оставался нейтральным и ему не досаждали, Мстислав Тмутараканский тоже не видел для себя угрозы со стороны Святополка. Можно предположить, что между ними было какое-то соглашение, возможно договор о ненападении. В любом случае, Мстислав был занят расширением своих владений в Азовском регионе. В 1016 г. с помощью византийских войск он воевал с остатками хазар в Крыму.130

Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский, причину чего новгородцы видели в своем недовольстве Киевским верховенством над ними. Война между этими двумя людьми была скорее борьбой между Новгородом и Киевом, чем просто личной враждой братьев. Она длилась четыре года (1015-1019 гг.), и оба противника использовали наемные войска из других стран. Ярослав нанял варяжские отряды, а Святополк печенегов. После первого поражения Святополк бежал в Польшу и заключил союз с королем Болеславом I. Вместе они смогли отвоевать Киев у Ярослава (1018 г.), который, в свою очередь, бежал в Новгород. Решив, что опасность миновала, Святополк поссорился со своим польским союзником, и Болеслав возвратился домой, взяв с собой двух сестер Ярослава и бояр, симпатизировавших Ярославу, судя по всему, в качестве заложников. Он также воссоединил с Польшей червенские города.131 Триумф Святополка, однако, оказался кратким, потому что Ярослав через некоторое время атаковал его снова. Святополк опять нанял отряды печенегов и опять проиграл. Это поражение стало окончательным, он умер (1019 г.), вероятно где-то в Галиции, так как бежал на запад. Теперь у Ярослава появился новый противник – его брат Мстислав. К этому времени тот твердо закрепился в восточном Крыму и Тмутаракани. В 1022 г. косоги (черкесы) признали его своим сюзереном, после того как он убил в схватке их князя Редедю. Этот эпизод, видимо, описан в былине, на основании которой он и записан в «Повести временных лет».

Укрепив свое окружение хазарами, косогами и, возможно, яссами, Мстислав выступил на север и занял земли северян, бесспорно, договорившись с населением, так как они давали ему воинов. Когда он достиг Чернигова, Ярослав еще раз возвратился в Новгород и снова обратился за помощью к варягам. Хакон Слепой ответил, приведя в Новгород сильное варяжское войско.132

Решающая битва произошла при Листвене (недалеко от Чернигова), победа досталась Мстиславу (1024 г.). Ярослав решил пойти на компромисс, и братья договорились поделить Русь на две части по руслу Днепра. Хотя Киев при этом отошел к Ярославу, он предпочел остаться в Новгороде. Мстислав же сделал своей столицей Чернигов (1026 г.). Следует отметить, что одна из русских земель к северу от водораздела Днепра – Полоцкая – не затрагивалась договором. С этого момента она оказалась, в определенной степени, самостоятельной.

Ярослав и Мстислав поддерживали тесный союз, и в 1031 г., используя смерть короля Болеслава и последовавшие за ней беды Польши, они отбили червенские города и разграбили польские земли. Согласно «Повести временных лет», они также захватили в плен много поляков и разослали их в разные места. Ярослав расселил своих пленников по реке Рось.133 Интересно отметить, что в период сотрудничества между братьями-князьями Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике. Теперь в качестве ведущих политических центров выступали Новгород и Чернигов. За этой политической переменой можно предположить изменение направления главных торговых путей. Новгород, как и прежде, контролировал северную часть водного пути товаров из Балтики на юг, но из Чернигова товары теперь отправлялись по степным рекам и волокам в Азовский регион, а не по нижнему течению Днепра в Черное море и Константинополь. Возможно это произошло потому, что низовья Днепра в то время преграждались печенегами. Но сдвиг южного торгового пути мог также быть результатом сознательной политики Мстислава, представляющего, в таком случае, интересы купцов Тмутаракани. Азовский регион лежал на перекрестке нескольких торговых путей: в Туркестан, в Закавказье и – через Крым – в Константинополь.

Без сомнения, именно чтобы установить полный контроль над Азовским регионом, Мстислав предпринял поход на яссов, которые жили в низовьях Дона к северу от Азовского моря. Они признали его власть в 1029 г.134

Летописец описывает Мстислава как «тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья». 135 Как правитель Тмутаракани, Мстислав, видимо, носил титул кагана. Интересно отметить, что в «Слове о полку Игореве» черниговского князя Олега, который тоже какое-то время управлял Тмутараканью, также называют каганом. Таким образом, правление Мстислава – это, в определенном смысле, попытка заменить господство на Руси Киева господством Тмутаракани и возродить древнерусский каганат докиевских времен. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав был увлеченным строителем. Во время схватки с Редедей он дал обет в случае победы построить в Тмутаракани церковь, посвященную Богоматери, и сдержал свое обещание. Когда он перенес столицу в Чернигов, то заложил величественный храм в честь Христа Спасителя. Летописец отмечает, что к моменту смерти Мстислава церковь была «выше, чем всадник, сидя на лошади, мог достать рукой». 136 Знаменательно, что по своему архитектурному стилю церкви Мстислава следовали канону восточно-византийского искусства (Закавказья и Анатолии). В этом случае, как и во многих других, художественные влияния распространялись по путям торговых связей.

Можно предположить, что существовала миграция населения между Тмутараканью и северными областями. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в той части земли северян, которая позднее стала известна как Переяславльская. Хотя об этом не упоминается в летописях, само название реки в этой области, Псол, является тому косвенным подтверждением, поскольку оно косожского происхождения: на языке черкесов псол означает «вода». Река Псол впадает в Днепр с востока. Недалеко от этого места, на западном берегу Днепра, находится город с названием Черкассы, что по-древнерусски значит «черкесы». Это название не встречается, однако, в источниках киевского периода и впервые упоминается в XVI веке. В то время не только косогов по-русски называли черкесами, но также и украинских козаков; это говорит о том, что, в сознании русских Московского периода, существовала определенная связь между косогами и козаками. И действительно, украинские ученые XVII века считали, что слово «козак» произошло от слова «косог». С другой точки зрения, козак (теперь обычно по-русски пишется «казак») произошло от тюркского «казак», что означает «свободный житель пограничной земли». Одним словом, вопрос непростой, и мы не можем здесь уделить ему необходимого внимания.137 Достаточно лишь сказать, что косоги Мстислава, возможно, поселились там, где через пять веков появились запорожские казаки как сильная военная община.

Возвращаясь теперь к политике Ярослава как правителя Новгорода, мы, прежде всего, должны упомянуть привилегии, дарованные им северной столице по законам 1016 и 1019 гг., дабы вознаградить новгородцев за поддержку в гражданской войне. К сожалению, не сохранились ни оригиналы, ни копии этих законов. В некоторых списках новгородских летописей их тексты заменены на текст «Русской Правды». Несомненно, что само составление так называемой «Правды» Ярослава как-то связано с выходом этих законов. Во вступительной статье к «Правде» провозглашается равенство виры138 новгородцев и киевлян. По-видимому, это являлось важным пунктом новгородских требований.

Поход Ярослава на чудь в Эстонии тоже, очевидно, был продиктован интересами новгородцев. Этот поход представлял собой попытку распространить в западном направлении контроль новгородцев над южными берегами Финского залива и прилегающими территориями. На завоеванной территории в 1030 г. Ярослав основал город, названный Юрьевым в честь его святого покровителя (Юрий – старая русская форма имени Георгий). После германского завоевания балтийских провинций в XIII веке город стал называться Дерпт (теперь Тарту).

1015-1019 - междоусобица сыновей Владимира. Источники смутно говорят о том, кому умирающий князь Владимир собирался передать свой великокняжеский стол. Большинство современных историков (М. Брайчевский, М. Свердлов, П. Толочко), ссылаясь на летописную статью, считает, что таким наследником вопреки старшинству должен был стать его любимый сын, ростовский князь Борис. Другие авторы (А. Кузьмин, А. Карпов) полагают, что согласно тогдашнему обычаю «родового сюзеренитета» все сыновья великого князя имели равное право на занятие отцовского престола, и все зависело лишь от того, кто первым из князей де-факто завладеет им. Наконец, еще одни авторы (Н. Милютенко) утверждают, что незадолго до смерти Владимир, по аналогии с византийской традицией, предполагал учредить или «дуумвират» в составе Святополка и Бориса, или «триумвират» в составе Святополка, Бориса и Глеба. Однако эта оригинальная гипотеза никак не согласуется с хорошо известными источниками.

В июле 1015 г., так и не назначив своего преемника, великий киевский князь «в болести и скончася», чем тут же воспользовался его пасынок Святополк Ярополкович, который, первым узнав о смерти приемного отца, ночью бежал из Вышгорода в Киев и, одарив киевлян богатыми дарами на созванном им вече, занял отцовский престол. Когда информация о произошедших в Киеве событиях дошла до князя Бориса, стоявшего супротив печенегов лагерем на реке Альте у Переяславля, княжьи воеводы предложили ему пойти походом на Киев и силой вернуть себе отцовский престол. Князь Борис отказался «взняти рукы на брата, на старшего» и отцовская дружина «разиидошася от него», а ростовский князь остался только «съ отрокы своими».

Князь Святополк, «исполнися беззакония, Каиновъ смыслъ приимъ», стал готовить физическое устранение Бориса как самого реального претендента на великокняжеский престол, для чего вернулся в Вышгород, где договорился с тамошними боярами исполнить свой коварный план. После тайного сговора боярин Путша и «путшина чадь» Талец, Елович и Ляшко срочно отбыли на реку Альту, где «акы зверье насунуша на копьи и прободоша Бориса» в его княжом шатре, где после усердной молитвы он прилег почивать. Следующей жертвой Святополка стал муромский князь Глеб, приходившийся Борису родным братом не только по отцу, но и по матери. Получив от Святополка ложное известие о болезни отца, князь Глеб срочно выехал в Киев, но, уже находясь под Смоленском, он получил от новгородского князя Ярослава известие о смерти их отца и гибели родного брата. Ярослав умолял младшего брата не ходить в Киев и не подвергать свою жизнь смертельной угрозе. Однако Глеб, «плачася по отци, паче же и по брате», заявил, что «лучше бы ми умрети с братомъ, нежели жити въ свете семъ», вполне сознательно обрек себя на гибель и остался под Смоленском, где через месяц был зарезан на княжеской ладье собственным поваром-иудой Торчином. Вскоре та же участь постигла еще одного сына Владимира пинского князя Святослава, который, пытаясь спастись от коварного Святополка, бежал в «Угорскую землю», но был настигнут наемными убийцами и загублен ими где-то в Карпатах.

За злодейское убийство своих братьев Святополк был прозван летописцем Окаянным, и под таким чудовищным прозвищем братоубийцы навсегда остался на скрижалях русской истории. Однако еще в середине прошлого века советский историк Н.Н. Ильин в своей известной монографии «Летописная статья 6523 года и ее источник» (1957), ссылаясь на одну из скандинавских саг, высказал предположение, что истинным виновником гибели Бориса был не Святополк Окаянный, а новгородский князь Ярослав. В советское время эта оригинальная версия была поддержана рядом известных историков, в частности, В.Л. Яниным, М.Х. Алешковским, А.С. Хорошевым и А.Б. Головко. Но при этом все указанные авторы рассматривали эту версию гипотетически и не облачались в мантию судей, выносящих окончательный приговор. В последнее время судейскую мантию возложили на себя не только некоторые историки либерального толка, в частности, А.Л. Юрганов, И.Н. Данилевский и Н.Ф. Котляр, превратившие эту научную гипотезу в аксиому, но и дилетанты типа Г.М. Филиста, написавшего откровенно слабую работу «История "преступлений" Святополка Окаянного» (1990). Сторонники «преступных деяний Ярослава» поставили под сомнение не только обстоятельства, но и саму летописную дату гибели Бориса. Н.Н. Ильин датировал это событие 1018 г., а А.Б. Головко и И.Н. Данилевский - 1017 г.

Несмотря на столь активную разработку «альтернативной версии» тех кровавых событий, большинство современных авторов (А. Кузьмин, П. Толочко, М. Свердлов, М. Брайчевский, А. Карпов, Д. Боровков) склонно больше доверять русским, а не иностранным источникам сомнительного содержания и происхождения. Хотя некоторые из них, в частности, А.Г. Кузьмин, М.Ю. Брайчевский и Д.А. Боровков, обратили особое внимание на разную фактическую канву тех трагических событий, содержащихся и в самой ПВЛ, и в «Сказании о Борисе и Глебе», высказав предположение о явной редакции первоначальной статьи ПВЛ.

Пока на юге Руси шла братоубийственная бойня, новгородский князь Ярослав был озабочен внутренним конфликтом в самом Новгороде, где произошла кровавая потасовка между новгородцами и пришлой варяжской дружиной, нанятой им для возможного отпора своему отцу. В конечном счете Ярославу не только удалось погасить этот конфликт, даровав новгородцам так называемый «Устав о мордобое», но и заручиться поддержкой тамошних «нарочитых мужей», собравших под знамена новгородского князя несколько тысяч вооруженных смердов. После разрешения внутренних дел Ярослав решил покарать коварного братоубийцу и пошел походом на Киев. Сам Святополк, получив известие о выступлении сводного брата, заключил союзный договор с печенегами и выступил навстречу ему. Обе рати сошлись у города Любеч, где поздней осенью 1016 г. «бы сеча зла», в которой Ярослав одержал вверх над хмельной дружиной сводного брата и победно взошел на отцовский престол в Киеве, а Святополк «бежа в Ляхи» под защиту своего тестя польского короля Болеслава Храброго.

Летом 1017 г., отбив очередной набег печенегов на Киев, великий князь Ярослав заключил военный союз с германским императором Генрихом II и пошел походом на пограничный с Польшей город Брест, где возможно скрывался беглый князь Святополк. Но в январе 1018 г. между Германией и Польшей был заключен Будишинский мирный договор и Ярослав, оказавшись в трудном положении, отступил назад. Всю первую половину наступившего года обе стороны усиленно готовились к решающей битве, которая состоялась в конце июля 1018 г. на берегу реки Буг, что в Волыни. По давно заведенной традиции перед ее началом для поднятия боевого духа обе стороны стали «лаять похабными словесами» друг друга. Но когда кормилец и воевода Ярослава Буды грубо оскорбил самого польского короля, «глаголя» тому, что «пропоремъ трескою чрево твое толъстое», Болеслав, не стерпев унизительной личной обиды, несмотря на свои внушительные габариты и вес, резво вскочил на коня, форсировал Буг и сходу начал битву, которая закончилась полным разгромом Ярослава и его дружины.

Ярослав с поля брани еле унес ноги и в сопровождении всего четырех ближайших отроков бежал в Новгород, а победители торжественно въехали в Киев, где Святополк Окаянный сел на отцовский престол. Правда, польские и немецкие хроники утверждали, что реально престолом завладел польский король, а Святополк был лишь марионеткой в его руках. Но как бы то ни было, вскоре между зятем и тестем произошел разлад, а сами киевляне, возмущенные бесчинством пришлых иноземцев, «избиша ляхов», вынудили польского короля и его дружину бежать из Киева. По дороге домой Болеслав не преминул присовокупить к своим владениям спорные «Червенские грады» Перемышль, Червень, Холм и Броды, отвоеванные у него Владимиром почти сорок лет назад.

Князь Ярослав, прохладно встреченный новгородцами, собрался бежать «за море», но возмущенные горожане во главе с посадником Константином Добрыничем подняли мятеж и заставили Ярослава подчиниться их воле и продолжить борьбу за отцовский престол. Их совместные усилия вскоре принесли свои плоды: 1) сами новгородцы, «начаша скотъ брати от мужа по четыре куны, совькупи вои многи», а 2) князь Ярослав, заключив военный союз с могущественным шведским королем Олафом Шётконунгом, получил в жены его дочь Ингигерд и большую норманнскую дружину. Весной 1019 г. объединенное войско новгородского князя вышло в поход против Святополка и союзных ему печенегов. А летом 1019 г. на реке Альте, в том самом месте, «идежа убив Бориса, бысть сеча зла, акаже не была в Руси», в ходе которой великий киевский князь и союзные ему печенеги были полностью разбиты. Потерпев сокрушительное поражение, Святополк вновь побежал в «Лядьскую землю» под защиту своего тестя, но по дороге разболелся и в «пустыне межи Ляхи и Чехи испроверже живот свой зле». А победитель Ярослав окончательно вернул себе отцовский престол и титул великого князя Киевского. Тогда же в благодарность за поддержку в этой долгой и многотрудной борьбе князь Ярослав, вероятно, даровал Новгороду специальную грамоту, освободившую его от уплаты традиционного «урока» великому князю в Киев.

Одной из печальных страниц нашей истории является раздробленность Древней Руси в Средние века. Но междоусобная война - это не прерогатива древнерусских княжеств. Межфеодальными войнами была охвачена вся Европа, в одной только Франции насчитывалось 14 крупных феодальных майоратов, между которыми велись непрерывные кровавые столкновения. Междоусобная война - характерная особенность Средневековья.

Слабая власть Киева и лествичное право

Основной причиной возникновения междоусобиц была слабая централизация власти. Периодически появлялись сильные лидеры, такие как Владимир Мономах или Ярослав Мудрый, радеющие о единстве державы, но, как правило, после их смерти сыновья опять начинали распри.

А детей всегда было много, и каждая ветвь рода, идущего от общего деда Рюрика, пыталась обеспечить себе верховенство. Усугубляла все специфика престолонаследия - лествичное право, когда власть передавалась не по прямому наследию к старшему сыну, а старшему в роду. Русь междоусобные войны трепали вплоть до кончины московского князя Василия II Темного, то есть до второй половины XV века.

Разобщенность

На ранних этапах развития государства периодически образовывались какие-то союзы между несколькими князьями, и войны велись блоками, или на время вся Киевская Русь объединялась для отражения набегов степных народов.

Но все это носило временный характер, и князья опять запирались в своих уделах, каждый из которых в отдельности не обладал ни силами, ни ресурсами, чтобы объединить под своим началом всю Русь.

Очень слабая федерация

Междоусобная война является гражданской войной. Это кровавое крупное противостояние между жителями одной страны, объединенными в определенные группы. Несмотря на то что в те далекие времена наша страна представляла собой несколько самостоятельных государств, в истории она осталась как Киевская Русь, и единство ее, пусть неактивное, все равно ощущалось. Это была такая слабая федерация, жители которой называли представителей соседних княжеств иногородцами, а иностранцев - чужеземцами.

Явные и тайные причины возникновения междоусобиц

Необходимо отметить тот факт, что решение идти войной на брата принимал не только князь, за ним стояли и горожане, и купечество, и церковь. Княжескую власть очень сильно ограничивали и Боярская дума, и городское Вече. Причины междоусобных войн лежат гораздо глубже.

И если княжества воевали между собой, то для этого имелись сильные и многочисленные мотивы, в том числе и этнические, и экономические, и торговые. Этнические потому, что на окраинах Руси формировались новые государства, население которых начинало говорить на своих наречиях и имело свои традиции и уклад. Например, Белоруссия и Украина. К обособленности княжеств вело и желание князей передавать власть по прямому наследству. Борьба же между ними велась из-за недовольства распределением территорий, за киевский престол, за независимость от Киева.

Разобщенность братьев

Междоусобная война на Руси началась еще в IX веке, и мелкие стычки между князьями, в сущности, не прекращались никогда. Но были и крупные междоусобицы. Первая распря возникла в конце X - начале XI веков, после смерти Святослава. Три его сына, Ярополк, Владимир и Олег, имели разных матерей.

Бабка, великая княгиня Ольга, способная объединить их, умерла в 969 году, а спустя 3 года погиб и отец. Точных дат рождения ранних киевских князей и их наследников имеется мало, но есть предположения, что к моменту сиротства Святославичей старшему Ярополку исполнилось всего 15 лет, и у каждого из них уже был свой надел, оставленный Святославом. Все это не способствовало возникновению крепких братских уз.

Первая крупная междоусобица

Начало междоусобной войны приходится на момент взросления братьев - они уже набрали силу, имели дружины и следили за своими вотчинами. Конкретным поводом стал момент обнаружения Олегом в своих лесах охотников Ярополка, руководимых сыном воеводы Свенельда Лютом. После возникшей перепалки Лют был убит, и, по некоторым данным, его отец Свенальд сильно подбивал Ярополка на нападение и всячески подогревал ненависть к братьям, которые якобы мечтают о киевском престоле.

Так или иначе, но в 977 году Ярополк убивает своего брата Олега. Прослышав об убийстве младшего брата, Владимир, сидевший в Великом Новгороде, сбежал в Швецию, из которой вернулся с сильным войском наемников, ведомых его воеводой Добрыней. Владимир тут же двинулся на Киев. Взяв непокорный Полоцк, он осадил стольный град. Спустя некоторое время Ярополк согласился на встречу с братом, но не успел дойти до ставки, так как был убит двумя наемниками. Владимир воцарился на киевском престоле спустя всего 7 лет после гибели отца. Ярополк в истории, как ни странно, остался кротким правителем, и считается, что очень юные братья стали жертвами интриг, ведомых опытными и хитрыми приближенными, такими как Свенельд и Блуд. Владимир княжил в Киеве 35 лет и получил прозвище Красно Солнышко.

Вторая и третья междоусобные войны Киевской Руси

Вторая междоусобная война князей начинается после смерти Владимира, между его сыновьями, которых у него было 12. Но основная борьба развернулась между Святополком и Ярославом.

В этой распре погибают Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми. В конце концов верх одерживает Ярослав, получивший позднее прозвище Мудрый. На Киевский престол он взошел в 1016-м и правил до 1054 года, в котором умер.

Естественно, третья крупная междоусобица началась после его смерти между семью его сыновьями. Хотя Ярослав при жизни четко определился с вотчинами сынов, а Киевский престол завещал Изяславу, в результате братоубийственных войн воцарился он на нем только в 1069 году.

Века раздробленности и зависимости от Золотой Орды

Последующий отрезок времени вплоть до конца считается периодом политической раздробленности. Начали образовываться самостоятельные княжества, а процесс дробления и возникновения новых уделов стал необратимым. Если в XII веке на территории Руси существовало 12 княжеств, то уже в XIII веке их насчитывается 50, а в XIV - 250.

В науке этот процесс получил название Даже завоевание Руси татаро-монголами в 1240 году не сумело остановить процесс дробления. Лишь нахождение в течение 2,5 века под игом Золотой Орды стало склонять киевских князей к созданию централизованного сильного государства.

Отрицательные и положительные стороны раздробленности

Междоусобные войны на Руси разрушали и обескровливали страну, не давая ей развиваться должным образом. Но, как отмечалось выше, междоусобица и раздробленность были недостатками не только Руси. Лоскутное одеяло напоминали и Франция, и Германия, и Англия. Как ни странно, но на каком-то этапе развития дробление сыграло и положительную роль. В рамках одного государства начали активно развиваться отдельные земли, превращаясь в крупные вотчины, возводились и расцветали новые города, строились церкви, создавались и оснащались крупные дружины. Политическое, экономическое и культурное развитие периферийных княжеств при слабой политической власти Киева способствовало росту их самостоятельности и независимости. И в некотором роде возникновению демократии.

Однако муждоусобицей на Руси всегда умело пользовались ее враги, которых было предостаточно. Вот и росту периферийных вотчин был положен конец нападением на Русь Золотой Орды. Процесс централизации русских земель потихоньку начался еще в XIII веке и шел до XV. Но и потом случались междоусобные столкновения.

Двойственность правил престолонаследия

Отдельных слов заслуживает начало междоусобной войны в Московском княжестве в После смерти Василия I власть переходит в руки его сына Василия II Темного, все годы правления которого были отмечены междоусобицами. Сразу после смерти Василия I в 1425 году вплоть до 1433-го война велась между Василием Темным и его дядькой Юрием Дмитриевичем. Дело в том, что в Киевской Руси до XIII века правила престолонаследия определялись лествичным правом. Согласно ему власть передавалась старшему в роду, и Дмитрий Донской в 1389 году назначил младшего сына Юрия наследником престола в случае смерти старшего сына Василия. Василий I умер, имея своих наследников, в частности сына Василия, который тоже обладал правами на московский престол, потому что с XIII века власть все чаще передавалась от отца старшему сыну.

Вообще первым нарушил это право Мстислав I Великий, правивший с 1125 по 1132 год. Тогда благодаря авторитету Мономаха, воле Мстислава, поддержке бояр остальные князья смолчали. А права Василия Юрий оспаривал, и часть родственников поддерживала его.

Сильный правитель

Начало междоусобной войны в Московском княжестве сопровождалось уничтожением мелких уделов и укреплением царской власти. Василий Темный боролся за объединение всех русских земель. На протяжении всего своего правления, которое с перерывами длилось с 1425 по 1453 год, Василий Темный неоднократно терял трон в борьбе сначала с дядей, а потом его сынами и другими охочими до московского престола людьми, но всегда возвращал его. В 1446 году он отправился на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, где был пленен и ослеплен, почему и получил прозвище Темный. Власть в Москве в это время была захвачена Но, даже будучи ослепленным, Василий Темный продолжал жесткую борьбу с татарскими набегами и внутренними врагами, рвущими Русь на куски.

Междоусобная война в Московском княжестве прекратилась после смерти Итогом его правления было значительное увеличение территории Московского княжества (он присоединил Псков и Новгород), значительное ослабление и потеря суверенитета других князей, которые вынуждены были повиноваться Москве.

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

    Прекращение усобиц.

    Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

    «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

    Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

    Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.