Правительствующий Сенат в первой половине XIX века. Сенат от царствования Александра I до конца XIX

С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи.

Преобразование Сената предусматривалось Указом от 5 июня 1801 года, в котором поручалось членам Сената разработать проект закона о его правовом статусе. Основная идея, которую должны были положить все разработчики в основание реформы Сената, - сделать Сенат органом, сдерживающим произвол администрации. Среди проектов закона о Сенате особое внимание императора Александра I привлек проект Н.П. Румянцева, по которому устройство Сената имело два основных направления: он должен был быть органом административным или правительственным, осуществляющим надзорно-контрольную деятельность за всеми органами управления в империи, и вместе с тем должен был быть органом судебным, выполнявшим функцию «сберегателя государственных законов». Содержание данной записки было одобрено Александром I и отдельные ее положения получили практическое применение при преобразовании Сената.

8 сентября 1802 года был издан Указ «О правах и обязанностях Сената», который вручал Сенату и административно-надзорную, и судебно-надзорную власти. По этому указу объявлялось, что 1)Сенат есть верховное место Империи, которое, имея себе подчиненными все присутственные места, хранилище законов, печатей о повсеместном соблюдении правосудия; поэтому верховная ревизия по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию; 2) власть Сената ограничивается единственно властью Императорского Величества, иной же высшей власти он над собою не имеет, 3) единое лицо Императорского Величества председает в Сенате и 4) указы Сената исполняются всеми, как собственные императорского Величества, один Государь или его Именной Указ могут остановить Сенатские повеления.

После определения обязанностей Сената был изменен и его внутренний состав. По учреждении Министерств все министры объявлялись членами Сената, но так как они не всегда были свободны от занятий по своим частям управления и потому не всегда могли присутствовать в Общем Собрании Сената, они не допускались до подписания протоколов по тем делам, на слушаниях которых они не присутствовали и по которым они мнений своих не давали в Сенате. Должность министра Юстиции должна быть нераздельна с должностью генерал-прокурора Сената. Непременными членами, как Общего Собрания Сената, так и его Департаментов назначены были также генерал-губернаторы по делам вверенных им губерний. В определенных законом случаях могли быть призываемы к присутствию Сената и посторонние люди, но с одним только совещательным голосом и по тем именно делам, для которых они призывались.

Судебное значение Сената осталось нетронутым, его судебные департаменты получили дальнейшее развитие. Но сенат, как установление правительственное, не был восстановлен в прежних правах. Его компетенция в этом кругу дел составилась так сказать из отрывочных поручений, не составляющих одного стройного и систематического целого.

В первые годы царствования Императора Александра были упразднены, учрежденные Императором Павлом временные Департаменты: казенных дел, апелляционный и межевой, которые стали не нужными по совершении ими той цели, для которой они были учреждены. В 1805 году число их увеличено присоединением двух новых, вместе с этим прибавлением произведена была перемена и в их названии, так что весь Сенат в окончательном своем виде состоял из следующих 9-ти департаментов: в С.-Петербурге - первый, второй апелляционный, третий апелляционный, четвертый апелляционный (новоучрежденный), пятый уголовный (что прежде 4-й), межевой; в Москве - шестой уголовный (что прежде пятый), седьмой апелляционный, восьмой апелляционный (новоучрежденный); из них 4, 5 и Межевой составляли особенное временное Общее Собрание вместо упраздненного собрания трех временных Департаментов.

Каждый Департамент имел свою особенную Канцелярию под управлением обер-прокурора, назначаемого министром Юстиции. Канцелярию каждого Департамента, отделения и Общего Собрания составляли по штату: обер-секретари, секретари, экзекуторы, протоколисты, регистраторы, повытчики или столоначальники с их помощниками и нужное число канцелярских служителей. В некоторых департаментах, где это было нужно, мог ли быть и «переводчики особенных языков». Главным начальником Канцелярии Сената в общем ее составе был министр Юстиции или генерал-прокурор.

В конце 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю.

Но эти преобразования существенно не коснулись Сената, хотя Сперанский и предполагал произвести коренные изменения в этом органе. К началу 1811 года подготавливается проект преобразования Сената, а в июне выноситься на рассмотрение в Государственном Совете. Главным образом Сперанский хотел отделить в Сенате административную и судебную части и предложил преобразовать Сенат в два учреждения. Сенат Правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров -- министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Во вторую половину царствование Александра I в сенате также не было произведено никаких существенных перемен, так что он во многом остался не примиренным с прочими установлениями.

Для упрочения и упорядочения государственной власти Николай I повелел провести кодификацию законов. К 1833 году было подготовлено 15 томов нового Свода законов Российской империи, одобренного и утвержденного Государственным советом и царем и введенного в действие с 1 января 1835 года. Николай I отдавал предпочтение составлению нового законодательства о правах сословий. Но, опасаясь новых проявлений недовольства со стороны дворянского общества, а также вследствие Польского мятежа 1830-1831 гг., царь отказался от проведения коренных реформ в государственном и общественном строе.

Николай Павлович окончательно издал указы, определяющие состав Сената и компетенцию его дел. Теперь Сенат состоял из 11 департаментов: 1-й, 2-й,3-й, 4-й, 5-й и Межевой находились в С.-Петербурге, 6-й, 7-й, и 8-й в Москве; 9-й и 10-й в Варшаве. В каждый департамент Сената, исключая первый, и в каждое отделение департамента назначается Императорским Величеством ежегодно первоприсутствующий. Первый департамент Сената должен соединять в себе все дела, относящиеся к управлению в Империи, a 5-й в С.-Петербурге, 6-й в Москве и 10-й в Варшаве департаменты заведовали делами уголовными, остальные - судебными. Из дел исключительно подлежащих ведению Сената ему предоставлен суд над губернскими предводителями дворянства по преступлению должностей.

Свод законов закрепил за Сенатом как его основную функцию - осуществление надзорно-контрольной деятельности над органами государственного управления и формы этой деятельности.

Сенат, оставаясь административным учреждением, становился верховным судилищем империи.

В 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.

Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.

Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.

Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.

В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в.

В эпоху Петра Великого в России появился Правительствующий сенат. На протяжении последующих двух веков этот государственный орган власти много раз переформатировался согласно воле очередного монарха.

Появление Сената

Правительствующий сенат создавался Петром I как «подушка безопасности» на случай отъезда государя из столицы. Царь был известен своим деятельным характером - он постоянно был в разъездах, из-за чего государственная машина в его отсутствие могла простаивать месяцами. Это были наглядные издержки абсолютизма. Петр действительно был единственным воплощением государственной власти на просторах империи.

В первоначальный Правительствующий сенат (1711 г.) вошли ближайшие соратники и помощники царя, обладавшие его многолетним доверием. Среди них Петр Голицын, Михаил Долгоруков, Григорий Волконский и другие высокопоставленные вельможи.

Создание Правительствующего сената при Петре 1 произошло в эпоху, когда в России еще не существовало четкого разделения властей (судебной, исполнительной и законодательной). Поэтому круг полномочий этого органа постоянно менялся в зависимости от ситуации и целесообразности.

В своем первом указании Петр объявил сенаторам, что им стоит особенное внимание обращать на состояние казны, торговли и суда. Важно то, что это учреждение никогда не было оппозиционным царю. В этом российский Сенат являлся полной противоположностью одноименного органа в соседней Польше или Швеции. Там подобное учреждение представляло интересы аристократии, которая могла выступать против политики своего монарха.

Взаимодействие с провинциями

С самого начала своего существования Правительствующий сенат много работал с регионами. Огромная Россия всегда нуждалась в эффективной системе взаимодействия провинций и столицы. При преемниках Петра существовала сложная сеть приказов. В связи с крупномасштабными реформами во всех сферах жизни страны, они перестали быть эффективными.

Именно Петр создал губернии. Каждый такой административный субъект получил по два комиссара. Эти чиновники работали непосредственно с Сенатом и выражали в Петербурге интересы провинции. С помощью вышеописанной реформы император расширил рамки самоуправления в губерниях.

Фискалы и прокуроры

Конечно, создание Правительствующего сената не могло обойтись без учреждения новых должностей, связанных с его работой. Вместе с новым органом появились фискалы. Эти чиновники были царскими надсмотрщиками. Они контролировали работу учреждений и следили за тем, чтобы все указания монарха исполнялись в точности до последней ремарки.

Существование фискалов приводило к злоупотреблениям. Человек, обладавший такой властью, мог использовать свое положение в корыстных целях. Первое время даже не существовало регламентированного наказания за ложное доносительство. В связи с неоднозначной службой фискалов в русском языке это слово получило второе негативное лексическое значение доносчика и ябеды.

Тем не менее создание этой должности было необходимой мерой. Обер-фискал (главный фискал) мог потребовать объяснений от любого чиновника в Сенате. Благодаря такому положению вещей каждый вельможа, вне зависимости от высоты своего положения, знал, что его собственные злоупотребления властью могут погубить его. Фискалы существовали не только в Петербурге, но и в губерниях (провинциал-фискалы).

Очень быстро создание Правительствующего сената показало, что этот государственный орган не может эффективно работать из-за внутренних распрей между сенаторами. Часто они не могли прийти к общему мнению, переходили в своих спорах на личности и т. д. Это мешало работе всего аппарата. Тогда Петр в 1722 году учредил должность генерал-прокурора, ставшего главным лицом в Сенате. Он был «мостиком» между государем и столичным учреждением.

В эпоху дворцовых переворотов

После смерти самодержца функции Правительствующего сената впервые были серьезно урезаны. Случилось это из-за того что был учрежден в котором заседали аристократы-фавориты и Он стал альтернативой Сенату и постепенно перенимал у него полномочия.

После своего восшествия на престол восстановила старый порядок. Сенат вновь стал главным судебным учреждением империи, ему подчинялись военная и морская коллегии.

Реформы Екатерины II

Итак, какие функции осуществлял Правительствующий сенат, мы разобрались. Следует заметить, что такое положение де не нравилось Екатерине II. Новая императрица решила провести реформу. Учреждение было разделено на шесть департаментов, каждый из которых отвечал за конкретную сферу жизнедеятельности государства. Эта мера помогла точнее очертить полномочия Сената.

Первый департамент занимался внутренними политическими делами, второй - судебными. Третий - губерниями, имевшими особый статус (Эстляндия, Лифляндия, а также Малороссия), четвертый - военными и морскими вопросами. Эти учреждения находились в Санкт-Петербурге. Два оставшихся московских департамента ведали судом и административными делами. Вот какими функциями был наделен Правительствующий сенат при Екатерине Второй.

Также императрица значительно усилила влияние генерал-прокурора на работу всех департаментов. Во время эта должность потеряла былую важность. Екатерина предпочитала держать все под контролем и, таким образом, восстановила петровские порядки самодержавия.

Во время недолгого правления ее сына Павла Сенат снова потерял большую часть своих прав. Новый император был крайне подозрительным. Он не доверял вельможам, обладавшим хоть каким-то влиянием и пытавшимся вносить свою лепту в дело принятия государственных решений.

В XIX веке

Таким, каким он был в самом конце своего существования (накануне революции), Правительствующий сенат был создан в период правления Александра I. Именно тогда политическая система империи стабилизировалась. Прекратились а наследование царского титула перестало быть лотереей.

Александр был, наверное, самым демократически настроенным российским императором. Он получил в свои руки государство, работавшее по устаревшим механизмам, которые было необходимо срочно менять. Новый царь понимал, что создание Правительствующего сената (год 1711-й) было продиктовано благими целями, но считал, что с течением лет этот орган утратил свою значимость и превратился в жалкую имитацию самого себя.

Сразу после своего появления на троне Александр I в 1801 году издал указ, в котором предлагал чиновникам, работавшим в этом учреждении, дать ему на рассмотрение свои проекты по приближающейся реформе. Несколько месяцев шла активная работа по обсуждению переформатирования Сената. В дискуссии принимали участие члены Негласного комитета - молодые аристократы, друзья и соратники Александра в его либеральных начинаниях.

Ход работы

Сенаторы назначались на свою должность лично императором. Ими могли стать только чиновники первых трех классов (согласно Табели о рангах). Теоретически сенатор мог совмещать свою основную должность с какой-нибудь другой. Например, эта поправка часто использовалась в случае с военными.

Непосредственные решения по тому или иному вопросу принимались в стенах определенного департамента. В то же время периодически созывались общие собрания, на которых присутствовали все члены Сената. Указ, принятый в этом государственном органе, мог отменить только император.

Функции

Давайте вспомним, в каком году был создан Правительствующий сенат. Правильно, в 1711, и с тех пор этот институт власти регулярно принимал участие в законодательстве. В ходе своих реформ Александр I создал для этой цели специальное учреждение - Государственный совет. Однако Сенат по-прежнему мог разрабатывать черновики законов и предлагать их на высшее рассмотрение через министра юстиции, который с XIX века также совмещал старую должность генерал-прокурора с новой.

Тогда же на месте коллегий были созданы министерства. Первое время существовала некоторая путаница в отношениях между новыми исполнительными органами и Сенатом. Полномочия всех ведомств, наконец, были определены к концу правления Александра I.

Одной из самых важных функций Сената стала его работа с казной. Именно департаменты сверяли бюджет, а также сообщали верховной власти о недоимках и недостатке денег. Кроме того, Сенат был поставлен над министерствами в решении межведомственных споров об имуществе. Этот государственный орган регулировал внутреннюю торговлю, назначал мировых судей. Сенаторы вели гербовник империи (для этого даже был создан специальный департамент).

Значимость Сената и его упразднение

Петр I нуждался в государственном учреждении, которое могло бы подменить его на время отсутствия в столице. В этом императору помогло создание Правительствующего сената. Дата появления должности генерал-прокурора (1722 год) также считается днем рождения Прокуратуры в современной России.

Однако со временем функции Сената изменились. Исполнительная власть чиновников была невелика, но они оставались важной прослойкой между многочисленными коллегиями (а позднее министерствами).

Заметную важность Сенат имел в делах судебных. Сюда стекались апелляции со всей страны. В Сенат писали недовольные губернские прокуроры, а также губернаторы. Этот порядок был установлен после Александра II в 1860-е гг.

Когда в России к власти пришли большевики, они одним из первых своих законов запретили деятельность Сената. Это был декрет о суде № 1, принятый 5 декабря 1917 года.

Сенат (в России) Сенат в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу . Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены С. ‒ сенаторы ‒ назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах ). В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. С. в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет , затем Кабинет министров . В 1741 делается попытка восстановить значение С., однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по которой С. был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й ‒ судебными, 3-й ‒ окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й ‒ военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) С. превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты С. стали закрываться. В 1872 в составе С. создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» ‒ высший политический суд России.

К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.

Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.

Н. П. Ерошкин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сенат (в России)" в других словарях:

    Правительствующий Сенат в Российской империи высший государственный орган, подчиненный Императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта) 1711 как высший орган государственной власти и законодательства. Здание Сената и Синода в Санкт… … Википедия

    I. Сенат в царствование Петра Вел. Петр во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710 гг.) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (лат. Senatus от senex старик). Совет старейшин; у римлян, высшее совещательное собрание, вообще высшее государственное учреждение, под ведением которого находится судебная власть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сенат Российской империи: история создания и функции - 5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сенат: Сенат совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) какого либо государства: Сенат (Древний Рим) (лат. senatus, от senex старик, совет старейшин) один из высших… … Википедия

    Сенат Республики Польша Национальная Ассамблея Республики Польша Верхняя палата … Википедия

    Верхняя палата сейма Королевства Польского, а после Речи Посполитой. Сенат был одним из трёх сословий (наряду с посольской избой и королём), составлявших Сейм Речи Посполитой. Содержание 1 Предыстория … Википедия

    Для термина «Сенат» см. другие значения. Сенат Парламента Республики Казахстан верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан,… … Википедия

    - (senate) Буквально: совет старых людей. Законодательный орган в Древнем Риме. В настоящее время – верхняя палата законодательных органов ряда стран, включая США. Минимальный возраст сенатора США – 30 лет, члена Палаты представителей – 25.… … Политология. Словарь.

    - (латинское senatus), 1) в Древнем Риме республиканского периода верхновный орган власти. 2) В России в 1711 1917 Правительствующий Сенат высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1 й половины 19 в. высший судебный… … Современная энциклопедия

Книги

  • Сенаторы Российской империи. В 2-х томах , Федорченко Валерий Иванович. Более 300 лет назад, в феврале 1711 г., в России был утвержден Правительствующий Сенат. По мысли его создателя, Петра Великого, он становился высшим государственным органом Российской…
  • С. М. Соловьев. Избранные произведения в 3 томах (комплект) , С. М. Соловьев. В предлагаемое вниманию читателей трехтомное собрание сочинений великого русского историка С. М. Соловьева (1820-1879) вошли либо не переиздававшиеся после их первого выхода в свет…

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената - высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц .

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

В 1872 г. в составе Сената было создано "Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников