Предлоги состоящие из одного слова называются. Русский язык. VI. Занимательная лингвистика

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Тема урока: «Простые и составные предлоги».

Цели урока:

Образовательные: показать отличия простых и составных предлогов;

Развивающие: закрепить умение отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Воспитательные: способствовать развитию интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник русского языка, 7 класс теория, практика, авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, мультимедийное оборудование, наглядный материал (предлоги на доске).

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, вы уже многое знаете о предлоге, прекрасно делаете грамматические задания. Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком предлога как части речи, ведь наша тема сегодня «Простые и составные предлоги».

    Грамматическая задача. (Выведено на интерактивную доску)

Начнем мы урок с одной грамматической задачи. Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.

    «Момент истины».

Следующий этап урока покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы урока, и можете ли вы отличить предлог от других частей речи. Итак, откройте стр. 120, упр. 320. Вам нужно определить, в каком из двух словосочетаний производный предлог, а в каком – самостоятельная часть речи (какая?). Также вам нужно будет увидеть и обозначить все знакомые орфограммы в предлогах. Два человека выполняют задание у доски (один выписывает словосочетания с самостоятельными частями речи, другом – с предлогами.) Проверка, обсуждение результатов и ошибок.

    Объяснение новой темы.

Обратите внимание на предлоги несмотря на, благодаря, в течении, вследствие (выписать их отдельно на доску). Они все производные, но они же чем-то отличаются, правда? Да, правильно, они отличаются количеством слов. Кто скажет, как называется тема нашего урока? Может быть, кто-то уже догадался, какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Итак, простые предлоги состоят из одного слова, составные – из нескольких. А как вы думаете, существуют ли предлоги, состоящие из трех слов? Тогда запишите, это предлоги: в отличие от, в связи с, в близи к и еще некоторые другие. И придумайте предложение с любым предлогом, какой вам больше нравится, обязательно его выделите.

Давайте продолжим. Мы выяснили, что есть простые и составные предлоги. Но это еще не все. Существует небольшая группа предлогов, которые называются сложными. Их мало, но вы все равно должны их знать и уметь отличать. Можете предположить, какие это предлоги? А, например, предлог из-за (стола) в какую группу можно отнести? Получается, что сложные те предлоги, которые через дефис.

    Систематизация знаний.

Сейчас разделите вашу страничку на три колонки, одна будет – «Простые», другая – «Сложные», третья – «Составные». Запишите в эти колонки примеры предлогов, какие вы вспомните (ученики озвучивают, какие предлоги они записывают). С простыми и составными все более менее понятно, давайте я помогу вам со сложными. Например: из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под и т.д.

    Закрепление знаний.

Для логического завершения вашей работы, придумайте по одному предложению с каждым видом предлогов. Кроме того, укажите, какой предлог в вашем предложении по значению и по происхождению (производный, непроизводный).

    Проверка знаний.

Кто может обобщить все, что вы сегодня узнали на уроке? А что вы еще можете сказать про составные предлоги, что еще ни разу не звучало сегодня на уроке? Может быть, вы заметили, одну его особенность. Если нет, посмотрите на свои предложения, какие характеристики у составных предлогов? Правильно, все они производные. От каких частей речи могут быть образованны предлоги?

    Подведение итогов.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем он был для вас полезен? Как вы оцениваете свою работу?

    Домашнее задание.

Найти несколько примеров сложных предлог в литературе\ любых печатных изданиях. Сделать упр. 322, стр. 121.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

Как запомнить написание составных предлогов

Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

Написание производных предлогов

Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

Разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.

Под значением предлогов , так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (напр., думать о будущем ). Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды:

  • пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.:

    живет в селе, работает на фабрике, отдыхал под Москвой и др.

  • временные (указывают на время): до, в, через, по , с, к, перед, в течение, накануне, в ходе :

    зарядка по утрам, отдых на каникулах, работа за месяц

  • причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине и др.:

    ошибка по невнимательности, задрожал от страха

  • целевые (указывают на цель): в, по, к, за, для, ради и др. :

    сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых

  • образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др.:

    работать с увлечением, смеяться от души

  • объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

    скучать по сыну, узнать насчет денег (ср.: перевести деньги на счет заказчика)

В зависимости от того, со сколькими падежными формами соотносятся предлоги, они делятся на:

  1. однозначные — предлоги, которые употребляются с одним падежом:

    при доме (П.п.), к дому (Д.п.), из леса (Р.п.);

  2. многозначные — предлоги, которые может выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами:

    забыл на столе (пространственное значение), отлучился на минуту (временное значение), верить на слово (значение образа действия).

Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на .

По своему строению предлоги делятся на:

  1. Непроизводные (или первообразные) — это небольшая и непополняющаяся группа простейших слов, которые всегда относились к этой части речи (не были образованы от других слов):

    без, в (во), до, для, за, из (изо), к(ко), кроме, между, на, над(надо), о (об, обо), от (ото), по, под (подо), перед (передо), при, про, ради, с (со), сквозь, у, через; из-за, из-под; по-над, по-за, с-под.

    Почти все такие предлоги многозначны. Многие могут соединяться с более чем одной падежной формой имени. Значения предлогов зависят от значений падежей, с которыми они сочетаются, и от значений управляемых существительных. Непроизводный предлог может сочетаться с тремя падежами (по, с ), с двумя падежами (в, за, меж, между. на, о, под ) или с одним падежом (без, для, до, из, из-за, из-под, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, по-за, по-над ).

  2. Производные (или непервообразные) — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. К производным предлогам относятся слова, которые образовались от наречий, существительных и деепричастий. Значения производных предлогов определяются значениями наречий, существительных и деепричастий, от которых они образовались. Производных предлогов значительно больше, чем непроизводных. Все они обычно однозначны, причем каждый такой предлог соединяется только с одним каким-нибудь падежом. Производные предлоги подразделяются на простые и составные. Простые совпадают с наречиями, существительными и деепричастиями (вдоль, возле, благодаря ), составные образовались от наречий, существительных и деепричастий с непроизводными предлогами ( вблизи от, за счёт, несмотря на ).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи , от которых они были образованы:

  1. наречные , образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения:
    • простые:

      близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, вместо, вне, внутрь, возле, вокруг, впереди, вроде, вопреки, вслед, мимо, наверху, навстречу, накануне, кроме, напротив, около, поверх, подобно, позади, помимо, поперёк, после, посреди, посредине, прежде, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди, сообразно, соответственно и т.д.;

    • составные:

      вблизи от, (не)вдалеке от, вдали от, вплоть до, впредь до, независимо от, применительно к, вместе с, вслед за, следом за, совместно с, наряду с, рядом с, согласно с, сравнительно с.

  2. отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения:
    • простые:

      путем, посредством, типа (люди типа Иванова), порядка (температура порядка ста градусов);

    • составные:

      ввиду, в силу, в течение, в продолжение, вследствие, в качестве, насчет, по мере, во время, по случаю, в деле, в связи с, по причине, по поводу, со стороны и др.

  3. отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения:
    • простые:

      благодаря, исключая, включая, спустя, считая, кончая, начиная;

    • составные:

      начиная с, исходя из, судя по, несмотря на, невзирая на и др.

По структуре предлоги делятся на:

  1. простые — предлоги — как непроизводные, так и производные, которые состоят из одного слова, в основном одно- и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр.,

    путем, мимо, среди, в, за и др.

Класс: 7

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

Этапы:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение темы: «Предлог»
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Цели:

  • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
  • Выяснить различие простых и составных предлогов.

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

  • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

3 слайд . Высвечивается ответ: С

4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

Звучит устный ответ учащегося у доски.

III. Работа над новым материалом

5 слайд .

1. На доске предложения:

В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.

(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

2. Анализ этих предложений:

а) Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании.

  1. Чтение параграфа учебника (№51)
  2. Выяснение различия простых и составных предлогов
  3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

3. Выполнение упражнения учебника (№303)

Упражнение 1.

4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

простые и составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
Как отличить предлог от приставки?
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
(смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

– И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

IV. Самостоятельная работа

Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

(по Соколову-Микитову)

– Определите стиль текста, тему, главную мысль.

V. Закрепление темы. Итоги урока

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие предлоги называются простыми?
– Какие предлоги называются составными?

VI. Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога.

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

VII. Слайд 9: Домашнее задание .

Параграф 51. Выучить теорию. Упражнение: 304