Презентация к уроку "мировой океан". Презентация урока "океанические течения" Как человек использует волны и течения презентация


ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ УРОКА 1. Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 1. Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 2. Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 2. Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 3. Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 3. Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 4. Развивать познавательный интерес к предмету. 4. Развивать познавательный интерес к предмету.










ВИДЫ ВОЛН И ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Разновидности волн Разновидности волн -ветровые волны (штиль, шторм) -ветровые волны (штиль, шторм) - барические волны - барические волны - Цунами - Цунами Причины их образования: Причины их образования: переменные ветры переменные ветры разность атмосферного давления разность атмосферного давления землетрясения землетрясения











ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды поднятия и опускания уровня воды 2. Причины образования – 2. Причины образования – СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ 3. Высота приливов - 3. Высота приливов - 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др. 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по физической географии для 6 класса

СВОЙСТВА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА

ДВИЖЕНИЯ ВОД В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

ОКЕАН КАК СРЕДА ЖИЗНИ


Цель работы:

  • Сформировать представление о Мировом океане;
  • Изучить свойства вод Мирового океана;
  • Сформировать представление о движении вод Мирового океана;
  • Познакомиться с организмами, обитающими в Мировом океане.

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Вода Мирового океана превышает ¾ земной поверхности.

Мировой океан един, он никогда не прерывается.

Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая суши.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКЕАНОВ

Общая площадь, млн. км ²

Мировой океан

Средняя глубина, м

Атлантический океан

Наибольшая глубина, м

Индийский океан

Тихий океан

Северный Ледовитый океан


СОЛЕНОСТЬ

ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ


Соленость-это количество граммов веществ,

растворенных в 1 л (кг) воды.

Средняя соленость воды в Мировом океане –

35 ‰ или 35 г.

Если в 1 л воды содержится меньше 1 г

растворенных веществ, такую воду

называют пресной.

Красное море - 42 ‰

Балтийское море - 11 ‰


ОТ КАКИХ ПРИЧИН ЗАВИСИТ СОЛЕНОСТЬ ВОДЫ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ?

Соленость воды зависит:

  • от испарения с поверхности океана;
  • от притока пресной воды (атмосферные осадки, сток с суши).

Т Е М П Е Р А Т У Р А

Вода в Мировом океане нагревается солнцем,

но только в верхнем слое.

Самая высокая температура воды

у экватора (+27+28 º С),

самая низкая, в полярных областях (+1 º С).

ПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА + 4 º С

ПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ


ПОЧЕМУ НА БОЛЬШОЙ ГЛУБИНЕ

ТЕМПЕРАТУРА ПОСТОЯННАЯ –

Солнечные лучи нагревают только верхний слой воды, толщиной всего несколько метров. Вниз от этого слоя тепло передается благодаря постоянному перемешиванию воды, поэтому глубже 1000 м t º воды

всегда + 2+3 º С.


ОКЕАНСКАЯ ВОДА ЗАМЕРЗАЕТ ПРИ t º – 2 º С

Чем больше соленость, тем ниже tº замерзания.


1. Что называется соленостью воды?

2. Что значит: соленость 18 ‰?

3. Сколько граммов различных веществ

можно получить из 1 т черноморской воды,

если ее соленость 18 ‰?

Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного

4. При какой температуре замерзает океанская вода?



Ветровые волны

Приливы и отливы

Течения в океане


Ветровые волны – это преимущественно колебательные движения водной поверхности вверх и вниз от среднего уровня

Длина волны

Гребень волны

Подошва волны

Высота волны

ПРИЧИНА, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ВЕТРОВЫЕ ВОЛНЫ – ВЕТЕР


Цунами – японское слово

«цу» – бухта «нами» – волна:

«волна, заливающая бухту»


Цунами – это волны, вызываемые землетрясением

и извержением подводных вулканов.

Причина их возникновения – движение земной коры.

Средняя скорость распространения цунами –

700-800 км/ч.

Высота цунами у берега может достигать

10 и более метров.

Высота цунами в открытом Океане обычно

не более 1 м при длине 100 – 200 км.

Поэтому там они мало заметны и не опасны.


Когда цунами подходит к берегу, высота ее увеличивается до 10 и более метров.

Обрушиваясь, она выбрасывает на берег суда, разрушает постройки, а отступая, уносит в Океан все, что встречается на ее пути.

Предотвратить появление цунами невозможно.

Можно только заранее предупредить об их приближении.


Возникают из-за приближения вод Океана Луной и в

меньшей степени Солнцем


Пенжинская губа Высота прилива = 14 м

Залив «Фанди» высота прилива = 18 м


Течение – это перемещение воды в

горизонтальном направлении

Главная причина образования течений в океане –

постоянные ветры


Т Е Ч Е Н И Я

по глубине

холодные

глубинные

поверхностные

Гольфстрим

Западных Ветров

Западных Ветров

Гольфстрим



Течения Тихого океана

Калифорнийское

Межпассатное противотечение

Южное пассатное течение

Течение западных ветров

Восточно-Австралийское

Перуанское

Аляскинское

Северное Тихоокеанское

Северное пассатное течение


Северное пассатное

Антильское

Гольфстрим

Северо-Атлантическое

Канарское

Гвианское

Бразильское

Течение Западных ветров

Бенгальское

Течения Атлантического океана

Южное пассатное


Мозамбикское

Течение мыса Игольного

Западно-Австралийское

Сомалийское

Муссонное

Течения Индийского океана

Южное Пассатное

Течение Западных ветров


Северо-Атлантическое

Норвежское

Восточно-Гренландское

Западно-Гренландское

Лабрадорское

Течения Северного Ледовитого океана


Рассмотрите схему и назовите части волны


ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1. Объясните, в чем заключается

опасность цунами.

2. В тетрадях сделайте два рисунка.

На одном изобразите прилив,

а на другом отлив.


3. Используя атлас, установите соответствие:

течение

океан

1. Гольфстрим

2. Лабрадорское

3. Перуанское

4. Норвежское

5. Куросио

6. Сомалийское

7. Западное

Австралийское

Б. Индийский

В. Атлантический

Г. Северный

Ледовитый




планктон

Пассивно перемещающиеся в толще воды растения (фитопланктон) и животные (зоопланктон)

Активно передвигающиеся организмы

Организмы, живущие на дне

мелкие рачки, медузы

рыбы, китообразные, черепахи, головоногие моллюски

бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные, морские звезды


горящая медуза


рачок голубой


большая медуза

водоросли


рыбка - попугай

рыба молот


дельфины

g reenspot nudibranch


яркая рыбка


черепаха



морская звезда


голубая морская


морская звезда

красные водоросли


Установите соответствие:

морские организмы

группы организмов

  • черепаха
  • красные водоросли
  • морская звезда
  • акула
  • рачки
  • медуза

А. планктон

Б. нектон

Презентация может быть использована при объяснении темы урока географии в 6 классе "Волны в океане". При работе с презентацией можно применить музыкальное оформление "Шум прибоя", "Шум волны" . Это придает больший эффект для восприятия учебного материала. Данная презентация опробирована на уроках по данной теме и имеет положительный результат в усвоении знаний. Желаю успехов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ учитель географии МОУ «Житнинская СОШ» Кащеева Е.В. ВОЛНЫ В ОКЕАНЕ

ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ УРОКА 1.Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 2.Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 3.Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 4.Развивать познавательный интерес к предмету.

Клокочет, бушует, волнуется море Сердито и грозно, седые валы Как вихри летают на буйном просторе И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей Они, разъяренные бьют в берега! Но вот на средину отхлынули тучей, Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора - Ревут ураганом, громами гремят, Понять невозможно их чудного хора, Но, кажется, что-то они говорят… Н.А.Некрасов «Непонятная песня»

ВОЛНА - движение водных масс под воздействием природных явлений

ВИДЫ ВОЛН И ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Разновидности волн -ветровые волны (штиль, шторм) - барические волны - Цунами Причины их образования: переменные ветры разность атмосферного давления землетрясения

Цунами возникают в результате подводных землетрясений, извержения вулканов, оползней.

Последствия цунами

ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ

ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды 2. Причины образования – СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ 3. Высота приливов - 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др.


Список терминов

Архипелаг


Полуостров

Промилле

Соленость


Залив Фанди

Кислая губа на Кольском полуострове

Белое море

Пенжинская губа в Охотском море

Длина волны

Высота волны


«ДА» или «НЕТ»?

  • Основную часть гидросферы составляют воды Мирового океана?

2. Только в самой сухой пустыни воздух не содержит водяного пара?


3. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан называется Мировым круговоротом воды?


5. Крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами океанов, называется островом?

6. Самый большой по площади океан – Атлантический?


7. Самый большой по площади остров – Гренландия?

8. «Море без берегов» находится в Индийском океане?


9. Самый широкий пролив на Земле - Магелланов?

10. Берингов пролив соединяет два моря, два океана, разделяет два государства, два полуострова, два материка?


11. Полуостров – это половина острова?

12. Море – это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами?

13. Приливы вызываются притяжением воды Луной?


В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку:

«Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 42 гр. с.ш. и 50 гр. з.д. Просим помощи.1523 год, ноябрь, 23 число»


Тема урока:

«Океанические течения»

Шмелькова Е.А. учитель географии МБОУ «Красносельцовская СОШ»


Цель урока:

Сформировать представление об океанических течениях, совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой океанов, контурными картами.


  • Какие бывают течения?
  • Как они образуются?
  • Почему одни направлены от экватора, а другие к экватору?
  • Чем течение отличается от волн?
  • Какова скорость движения воды в течении?
  • Какое течение самое быстрое, самое мощное, самое широкое?
  • Чем отличаются теплые течения от холодных?

Течение – это…

… перемещение воды в океане в горизонтальном направлении. Это как река без берегов.


Как образуются течения?

Причина течений – постоянные ветры.

Пассаты и западные ветры.


Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных Ветров.

Его ширина – 2500 км, скорость – 3,5 км/ч. Длина 30000 км.



Гольфстрим

Скорость течения 10 км/ч

Ширина – сотни километров

Длина 3000 км.


  • В чем значение течений в природе и жизни человека?
  • Какова закономерность в распределении течений?

(Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные.

Течения образуют круговороты. В Северном полушарии по часовой стрелке, в Южном – против часовой стрелки.

У восточных берегов материков течения теплые, а у западных - холодные


  • На контурную карту нанесите пять теплых течений и пять холодных. Красными стрелками укажите теплые, синим цветом – холодные. Подпишите течения вдоль стрелок.
  • Найдите на карте уникальное течение, которое направлено от экватора, но является холодным.

(Муссонное течение в Индийском океане)

  • Почему Перуанское течение холоное?

(Оно направлено от умеренных широт к экватору)



Параграф 39.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Доделать задание в контурной карте.