Презентация к уроку "мировой океан". Презентация урока "океанические течения" Как человек использует волны и течения презентация
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ УРОКА 1. Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 1. Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 2. Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 2. Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 3. Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 3. Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 4. Развивать познавательный интерес к предмету. 4. Развивать познавательный интерес к предмету.
ВИДЫ ВОЛН И ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Разновидности волн Разновидности волн -ветровые волны (штиль, шторм) -ветровые волны (штиль, шторм) - барические волны - барические волны - Цунами - Цунами Причины их образования: Причины их образования: переменные ветры переменные ветры разность атмосферного давления разность атмосферного давления землетрясения землетрясения
ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды поднятия и опускания уровня воды 2. Причины образования – 2. Причины образования – СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ 3. Высота приливов - 3. Высота приливов - 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др. 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по физической географии для 6 класса
СВОЙСТВА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА
ДВИЖЕНИЯ ВОД В МИРОВОМ ОКЕАНЕ
ОКЕАН КАК СРЕДА ЖИЗНИ
Цель работы:
- Сформировать представление о Мировом океане;
- Изучить свойства вод Мирового океана;
- Сформировать представление о движении вод Мирового океана;
- Познакомиться с организмами, обитающими в Мировом океане.
Мировой океан – основная часть гидросферы.
Вода Мирового океана превышает ¾ земной поверхности.
Мировой океан един, он никогда не прерывается.
Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая суши.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКЕАНОВ
Общая площадь, млн. км ²
Мировой океан
Средняя глубина, м
Атлантический океан
Наибольшая глубина, м
Индийский океан
Тихий океан
Северный Ледовитый океан
СОЛЕНОСТЬ
ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ
Соленость-это количество граммов веществ,
растворенных в 1 л (кг) воды.
Средняя соленость воды в Мировом океане –
35 ‰ или 35 г.
Если в 1 л воды содержится меньше 1 г
растворенных веществ, такую воду
называют пресной.
Красное море - 42 ‰
Балтийское море - 11 ‰
ОТ КАКИХ ПРИЧИН ЗАВИСИТ СОЛЕНОСТЬ ВОДЫ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ?
Соленость воды зависит:
- от испарения с поверхности океана;
- от притока пресной воды (атмосферные осадки, сток с суши).
Т Е М П Е Р А Т У Р А
Вода в Мировом океане нагревается солнцем,
но только в верхнем слое.
Самая высокая температура воды
у экватора (+27+28 º С),
самая низкая, в полярных областях (+1 º С).
ПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ
СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА + 4 º С
ПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЧЕМУ НА БОЛЬШОЙ ГЛУБИНЕ
ТЕМПЕРАТУРА ПОСТОЯННАЯ –
Солнечные лучи нагревают только верхний слой воды, толщиной всего несколько метров. Вниз от этого слоя тепло передается благодаря постоянному перемешиванию воды, поэтому глубже 1000 м t º воды
всегда + 2+3 º С.
ОКЕАНСКАЯ ВОДА ЗАМЕРЗАЕТ ПРИ t º – 2 º С
Чем больше соленость, тем ниже tº замерзания.
1. Что называется соленостью воды?
2. Что значит: соленость 18 ‰?
3. Сколько граммов различных веществ
можно получить из 1 т черноморской воды,
если ее соленость 18 ‰?
Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного
4. При какой температуре замерзает океанская вода?
Ветровые волны
Приливы и отливы
Течения в океане
Ветровые волны – это преимущественно колебательные движения водной поверхности вверх и вниз от среднего уровня
Длина волны
Гребень волны
Подошва волны
Высота волны
ПРИЧИНА, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ВЕТРОВЫЕ ВОЛНЫ – ВЕТЕР
Цунами – японское слово
«цу» – бухта «нами» – волна:
«волна, заливающая бухту»
Цунами – это волны, вызываемые землетрясением
и извержением подводных вулканов.
Причина их возникновения – движение земной коры.
Средняя скорость распространения цунами –
700-800 км/ч.
Высота цунами у берега может достигать
10 и более метров.
Высота цунами в открытом Океане обычно
не более 1 м при длине 100 – 200 км.
Поэтому там они мало заметны и не опасны.
Когда цунами подходит к берегу, высота ее увеличивается до 10 и более метров.
Обрушиваясь, она выбрасывает на берег суда, разрушает постройки, а отступая, уносит в Океан все, что встречается на ее пути.
Предотвратить появление цунами невозможно.
Можно только заранее предупредить об их приближении.
Возникают из-за приближения вод Океана Луной и в
меньшей степени Солнцем
Пенжинская губа Высота прилива = 14 м
Залив «Фанди» высота прилива = 18 м
Течение – это перемещение воды в
горизонтальном направлении
Главная причина образования течений в океане –
постоянные ветры
Т Е Ч Е Н И Я
по глубине
холодные
глубинные
поверхностные
Гольфстрим
Западных Ветров
Западных Ветров
Гольфстрим
Течения Тихого океана
Калифорнийское
Межпассатное противотечение
Южное пассатное течение
Течение западных ветров
Восточно-Австралийское
Перуанское
Аляскинское
Северное Тихоокеанское
Северное пассатное течение
Северное пассатное
Антильское
Гольфстрим
Северо-Атлантическое
Канарское
Гвианское
Бразильское
Течение Западных ветров
Бенгальское
Течения Атлантического океана
Южное пассатное
Мозамбикское
Течение мыса Игольного
Западно-Австралийское
Сомалийское
Муссонное
Течения Индийского океана
Южное Пассатное
Течение Западных ветров
Северо-Атлантическое
Норвежское
Восточно-Гренландское
Западно-Гренландское
Лабрадорское
Течения Северного Ледовитого океана
Рассмотрите схему и назовите части волны
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Объясните, в чем заключается
опасность цунами.
2. В тетрадях сделайте два рисунка.
На одном изобразите прилив,
а на другом отлив.
3. Используя атлас, установите соответствие:
течение
океан
1. Гольфстрим
2. Лабрадорское
3. Перуанское
4. Норвежское
5. Куросио
6. Сомалийское
7. Западное
Австралийское
Б. Индийский
В. Атлантический
Г. Северный
Ледовитый
планктон
Пассивно перемещающиеся в толще воды растения (фитопланктон) и животные (зоопланктон)
Активно передвигающиеся организмы
Организмы, живущие на дне
мелкие рачки, медузы
рыбы, китообразные, черепахи, головоногие моллюски
бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные, морские звезды
горящая медуза
рачок голубой
большая медуза
водоросли
рыбка - попугай
рыба молот
дельфины
g reenspot nudibranch
яркая рыбка
черепаха
морская звезда
голубая морская
морская звезда
красные водоросли
Установите соответствие:
морские организмы
группы организмов
- черепаха
- красные водоросли
- морская звезда
- акула
- рачки
- медуза
А. планктон
Б. нектон
Презентация может быть использована при объяснении темы урока географии в 6 классе "Волны в океане". При работе с презентацией можно применить музыкальное оформление "Шум прибоя", "Шум волны" . Это придает больший эффект для восприятия учебного материала. Данная презентация опробирована на уроках по данной теме и имеет положительный результат в усвоении знаний. Желаю успехов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ учитель географии МОУ «Житнинская СОШ» Кащеева Е.В. ВОЛНЫ В ОКЕАНЕ
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ УРОКА 1.Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия. 2.Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой). 3.Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации. 4.Развивать познавательный интерес к предмету.
Клокочет, бушует, волнуется море Сердито и грозно, седые валы Как вихри летают на буйном просторе И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей Они, разъяренные бьют в берега! Но вот на средину отхлынули тучей, Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора - Ревут ураганом, громами гремят, Понять невозможно их чудного хора, Но, кажется, что-то они говорят… Н.А.Некрасов «Непонятная песня»
ВОЛНА - движение водных масс под воздействием природных явлений
ВИДЫ ВОЛН И ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Разновидности волн -ветровые волны (штиль, шторм) - барические волны - Цунами Причины их образования: переменные ветры разность атмосферного давления землетрясения
Цунами возникают в результате подводных землетрясений, извержения вулканов, оползней.
Последствия цунами
ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ
ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ 1. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ- это периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды 2. Причины образования – СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ЛУНЫ 3. Высота приливов - 4. Приливы и отливы люди используют для получения дешевой электроэнергии, жители побережья собирают моллюсков, принесенных водой, вылавливают рыбу и мн.др.
Список терминов
Архипелаг
Полуостров
Промилле
Соленость
Залив Фанди
Кислая губа на Кольском полуострове
Белое море
Пенжинская губа в Охотском море
Длина волны
Высота волны
«ДА» или «НЕТ»?
- Основную часть гидросферы составляют воды Мирового океана?
2. Только в самой сухой пустыни воздух не содержит водяного пара?
3. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан называется Мировым круговоротом воды?
5. Крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами океанов, называется островом?
6. Самый большой по площади океан – Атлантический?
7. Самый большой по площади остров – Гренландия?
8. «Море без берегов» находится в Индийском океане?
9. Самый широкий пролив на Земле - Магелланов?
10. Берингов пролив соединяет два моря, два океана, разделяет два государства, два полуострова, два материка?
11. Полуостров – это половина острова?
12. Море – это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами?
13. Приливы вызываются притяжением воды Луной?
В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку:
«Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 42 гр. с.ш. и 50 гр. з.д. Просим помощи.1523 год, ноябрь, 23 число»
Тема урока:
«Океанические течения»
Шмелькова Е.А. учитель географии МБОУ «Красносельцовская СОШ»
Цель урока:
Сформировать представление об океанических течениях, совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой океанов, контурными картами.
- Какие бывают течения?
- Как они образуются?
- Почему одни направлены от экватора, а другие к экватору?
- Чем течение отличается от волн?
- Какова скорость движения воды в течении?
- Какое течение самое быстрое, самое мощное, самое широкое?
- Чем отличаются теплые течения от холодных?
Течение – это…
… перемещение воды в океане в горизонтальном направлении. Это как река без берегов.
Как образуются течения?
Причина течений – постоянные ветры.
Пассаты и западные ветры.
Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных Ветров.
Его ширина – 2500 км, скорость – 3,5 км/ч. Длина 30000 км.
Гольфстрим
Скорость течения 10 км/ч
Ширина – сотни километров
Длина 3000 км.
- В чем значение течений в природе и жизни человека?
- Какова закономерность в распределении течений?
(Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные.
Течения образуют круговороты. В Северном полушарии по часовой стрелке, в Южном – против часовой стрелки.
У восточных берегов материков течения теплые, а у западных - холодные
- На контурную карту нанесите пять теплых течений и пять холодных. Красными стрелками укажите теплые, синим цветом – холодные. Подпишите течения вдоль стрелок.
- Найдите на карте уникальное течение, которое направлено от экватора, но является холодным.
(Муссонное течение в Индийском океане)
- Почему Перуанское течение холоное?
(Оно направлено от умеренных широт к экватору)
Параграф 39.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Доделать задание в контурной карте.