Произведения боккаччо список. Джованни боккаччо - биография, информация, личная жизнь. Лучшие работы Джованни Боккаччо

Джованни Боккаччо — итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист.

Джованни Боккаччо родился в 1313 г., в июне или июле во Флоренции в семье местного купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.

Где-то в 1330 году переезжает в Неаполь, учится купцовским премудростям (по желанию отца), но, не проявив к ним способностей, начинает заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 году Джованни покидает Флоренцию и поселяется в небольшом имении в Чертальдо, полностью погрузившись в творчество. Пока его не подкосил тяжелый недуг, читает публичные лекции посвященные «Божественной комедии».

Большим потрясением для Бокаччо стало извещение о смерти его друга Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года.

21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

Также одним из родоначальников итальянского Возрождения (Чинквеченто) является не менее знаменитый гуманист, чем Петрарка, поэт и романист Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Современник Петрарки, его друг и ближайший литературно-духовный сподвижник, Боккаччо начинал свой творческий путь как поэт, не без влияния Данте и Петрарки. Некоторое время жил во Флоренции, как поклонник Данте, многое сделал для распространения наследия Данте, читал лекции о творчестве великого поэта, особенно высоко отзывался о «Божественной комедии».

На творчество Боккаччо наложило отпечаток его происхождение: родился он в Париже, его отец - итальянский купец из Флоренции, мать - француженка. Младенцем Боккаччо был увезен в Италию и с тех пор не был в Париже. Жизненная раздвоенность не позволила в некоторой степени стать Боккаччо тем цельным человеком, которое требовало время. Но в то же время именно жизненная раздвоенность привила будущему писателю то познание жизни, без которого он не состоялся бы как романист, закладывающий новые приемы художественного изображения в литературе. Потому что Боккаччо удалось отметить самые неизвестные незаметные, мелкие черты реальной жизни и выразить в произведении в их страшной безобразной уродливости, что мешает человеку почувствовать по-настоящему радость жизни, которую писатель изобразил так живо, так естественно, как никто до него в литературе. Поэтому будучи молодым человеком, он сознательно, вопреки воле отца, избежал участи быть торговцем и скучно-корыстным юристом, а стал писателем.

В жизни Боккаччо, как и у Данте, Петрарки была своя Муза. Она не оставила в литературе такой след, как Беатриче, Лаура, но образом Фьяметты, героиней, пронизывающей едва ли не каждое произведение Джованни Боккаччо почти во всех сочинениях новеллиста, она стала. Под этим именем скрывается настоящая жизненная Мария д’Аквино, по некоторым сведениям побочная дочь короля Неаполя Роберта Анжуйского.

Как и Петрарка играл именем Лауры (Лаура – лавр), так и Боккаччо не случайно дал своей героине имя Фьяметта: дословно огонек. Живой огонек, разжигающий настоящую земную естественную любовь. Этим муза писателя отличается от Беатриче Данте – у него она божественный дух, чистая душа; от Лауры – реальная женщина, но любовь у Петрарки все же не сколько земная, а сколько возвышенная, идеальная. Кроме того в отличие от своих братьев по перу, Боккаччо жил с Марией некоторое время, добившись от нее признания своим писательским талантом. Не перестал он отзываться о ней естественно-восторженно и после расставания с ней. Оттого тема любви в творчестве писателя становиться главной в его художественных воззрениях.

Ранние произведения Боккаччо по-своему подготавливали его к роману «Декамерон», ставшему итогом творческого развития писателя, выражением собственного художественного почерка и видения. Тогда как в повестях «Филоколо» (первая повесть), поэмы «Филострато», «Тезеида», «Амето», «Любовное видение», «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта» очень много веяний из античной литературы (их лирических произведений Вергилия, Овидия, постоянны художественные ссылки на античные мифы), в произведениях можно найти мотивы Данте, преломления французской литературы и главное – почти во всех произведениях Боккаччо подает тексты в органическом переплетении прозы с поэзией. Таким образом создаются новые жанровые разработки в литературе.

За внешней сюжетикой художественного вымысла проступают черты реальных людей, становится видна скрытая природа человека, что характерно только для данной эпохи. Так в пасторали Амето» сквозь буколическую природу пробиваются чувства современного человека, уже таящего внутри себя свои переживания. Ее герой пастух-дикарь перестает быть таковым под воздействием утонченности окружающих его нимф. Он более не боится показывать свою страсть. Он осознает, что преступно, неестественно молчать о своих чувствах. Особенно бурно проявление человеческой природы Боккаччо выражает в поэме «Фьезоланские нимфы». Жизнерадостность, ироничность, сатира писателя нашли свой выход в изображении любви двух молодых людей Африко и Мензолы. Здесь видны настоящие переживания человека:

Амур мне петь велит. Пора настала.

Он в сердце, как в дому, провел лета.

Великолепье сердце мне связало,

Блеск ослепил; я не нашел щита,

Когда лучами душу пронизало

Сиянье глаз. Владеет мною та,

Что, ночь и день из слез и воздыханий

Сплетя, томит, - вина моих терзаний.

Амур меня ведет и побуждает

В труде, что я отважился начать!

Амур меня на подвиг укрепляет,

И дар и мощь – на всем его печать!

Амур меня ведет и просвещает,

Внушив мне долг о нем повествовать!

Амур меня подъял для воссозданья

Старинного любовного преданья!

В поэму намеренно введена богиня Диана, утверждающая собой средневековую аскетичность, требующая презирать мужчин, как подобает амазонкам. Поэт создает на нее своего рода сатиру, призывая людям не стесняться, не стыдиться своих естественных чувств, а главное – не закрепощать человеческую природу ложными рассуждениями о первичности духа над материей. Впервые Боккаччо выступает как поборник естественного начала в человеке. Подобное изображение было новым словом в литературе и несло развивающее начало.

В повести «Фьяметта» Боккаччо впервые сделал заявку на отображение психологии человека, тем самым приблизившись к реалистичности изображения. Взяв за основу сюжет о разладе влюбленных и поместив на первом плане переживания героини, Боккаччо достиг глубокого анализа человеческой души, который передан через соответствующий прием повествования – монологической речью героини. Новым было и то, что впервые в европейской литературе в центре повествования активной героиней была женщина, до этого бывшая только предметом высоких воспеваний и любовных воздыханий. Правда, Боккаччо не вполне удалось передать жизненные черты земной женщины. Фьяметта несет в себе некоторую искусственность, присущую традициям средневековой литературы. Тем не менее ее образ явился первым опытом пристального внимания писателя к внутренней стороне человеческой природы.

Путь к «Декамерону» был проложен у Боккаччо его бурной политической деятельностью в родной Флоренции середины XIV века. Многие размышления и переживания писателя тех лет легли в основу «Декамерона». Во Флоренции Боккаччо возглавил один из ремесленных цехов в борьбе за лучшую жизнь. Выступления флорентийских ремесленников были едва ли не первыми в Европе, доходившие до открытых стычек с правящей властью. Это были тревожные 1343-1345 годы с лозунгами «Долой налоги!», и «Смерть жирным горожанам!», затем волнения ремесленников охватили практически всю Италию, это так называемое движение чомпи – чернорабочих. Так в 1371 году прошли выступления в тосканских городах Перудже и Сьене. Во Флоренции в 1378 году после смерти Боккаччо разразилось настоящее восстание чомпи. И хотя писатель не дожил до этой даты, движение ремесленников подкреплялось недавними яркими делами Боккаччо.

Итальянская жизнь во всех своих ракурсах, нюансах и тонкостях проявления человеческой природы широко, глубоко, объективно вошла в художественную панораму романа «Декамерон», написанной Боккаччо по приблизительным данным в 1352-1354 годах.

Писатель хорошо знал средневековую литературу, ее жанровые особенности, античную литературу, в большей степени ее греческие страницы, изучал истоки народной литературы, ее фольклорное начало, откуда черпал многие приемы, средства отображения реальной действительности. Боккаччо обращал внимание на то, что было в эпицентре народной мудрости, было основой живого разговорного языка, все то, что вызывало здоровый народный смех и такой же силы презрение и осмеяние. И как Данте, решавший огромные задачи по совершенствованию человека, так и Боккаччо избрал единственно верный на тот момент жанр – новеллу. Именно этот жанр, который бы дошел до ума и сердца каждого человека, а не только лица сановного, важного чинами, что в меньшей степени заботило писателя, хотя и такого человека в первую очередь имел Боккаччо ввиду. Демократичность, доступность нужны была Боккаччо. Поэтому новелла стала своего рода тем удивительным средством – общественным рупором, позволившим Боккаччо говорить о самых затаенных уголках человеческой природы в целом.

Новелла (от итальянс., новость) – повествовательный прозаический жанр, реже стихотворный, представляет малую форму эпики. Нередко термин «новела» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но в новелле есть свои специфические черты. Новеллу следует рассматривать как определенный и, в частности, конкретно-исторический тип малой формы повествования. Малая форма повествования существует уже на заре развития литературы. Нов собственном смысле возникает именно в эпоху Возрождения. Впервые новелла складывается в итальянской литературе XIV – XV веков. Сюжеты новеллы были заимствованы из предшествующей литературы и фольклора. Но возрожденческая новелла принципиально отличается от новеллы предыдущего времени.

В эпоху Возрождения совершается процесс становления личности, индивидуального человеческого сознания и поведения. В условиях феодализма человек выступал как частица определенной общности людей – сословия. Рыцарского или монашеского ордена, цеха, крестьянской общины. Человек не имел личной воли, индивидуального мироощущения. И только в новую эпоху начинается процесс высвобождения личностного начла в каждом отдельном человеке. Именно этот сложный исторический процесс становится причиной рождения нового литературного жанра – новеллы.

В новелле впервые осуществляется многостороннее художественное освоение личной, частной жизни людей. Ранняя литература изображала людей в их непосредственно общественной деятельности, в их «официальном» облике. Даже если речь шла о любви, семейных отношениях, дружбе, духовных исканиях или борьбе за существование отдельного индивида, герой произведения выступал прежде всего как представитель определенной общности людей, воспринимал и оценивал все окружающее, себя – свое поведение, сознание с точки зрения интересов и идеалов этой общности. Отсюда личные отношения не получали полного и самостоятельного отображения. Хотя в предшествующей литературе была сфера литературы, где изображалась частная жизнь человека, но изображалась она в комической, сатирической форме (фарс, сатиры, фаблио), и человек выступал в своих низменных, жалких, недостойных чертах. Такая литература не создавала объективизма в изображении человека. И только новелла окончательно приблизила литературу к объективному изображению отдельного человека с его – личными – проблемами, переживаниями, всей жизнью.

Новелла объективно, многосторонне, крупно и пристально отображает человеческую природу. Отсюда в новелле обычно отображаются частные поступки и переживания людей, их личные, порой интимные подробности. Но это не означает. Что новелла лишена общественной остроты, социального и исторического содержания. Наоборот, в условиях распада феодального строя высвобождение и становление личности приобрело острейший общественный смысл. Это уже само по себе было бунтом против старого мира. Это определило остроту конфликтов, отражаемых в новелле, хотя речь нередко шла о бытовых повседневных ситуациях.

Новое содержание обусловило и новаторскую художественную форму новеллы. Если ранее в литературе господствовали резко выраженные жанровые каноны – ода и сатира, героика и фарс, трагическое и комическое, то для новеллы характерен прозаический нейтральный стиль. Воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. В то же время для новеллы типично острое, напряженное действие, драматизм сюжета, ибо личность сталкивается в ней с законами и нормами старого мира. Действие новеллы разворачивается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней.

Художественное своеобразие новеллы коренится в противоречивом сочетании картины прозаического, повседневного бытия и острых, необыкновенных, иногда даже фантастических событий и ситуаций, как бы взрывающих изнутри привычное, упорядоченное движение жизни.

Боккаччо в «Декамероне» отталкивается от огромного наследия созданной литературы (античной, народной, средневековой, заимствованной из других литератур, как восточной, например, и т.д.). Но выдвигая своей целью воспевание «здорового чувственного начала» в человеке, идет в большей степени не от знакомых средневековому читателю литературных истоков – например, сборника «Новеллино», состоявшего из 100 небольших бытовых рассказов, анекдотов о человеке и человеческой жизни, а от творчества Данте в первую очередь от его «Божественной комедии».

Как Данте Боккаччо создает целостное полотно изображения человеческой природы – такой, какая она есть. И набрасывая многоцветную палитру человеческого многообразия, писатель задумался над тем, от чего срочно нужно освободить человека. Поэтому внутренняя композиционность имеет много общего с построением «Божественной комедии» Данте: 100 новелл, первая вступительная, выявление всего недостойного, что есть в человеке по принципу постепенного обнажения внутренней природы отдельной личности как одного из типов человечества – как вступление в бездну ада Данте, утверждение жизнерадостности, жизнеутверждения человека как в чистилище «Божественной комедии» и, наконец, видение Боккаччо такого государственного устройства, которое позволило бы человеку раскрыть только лучшие стороны своей природы – это построение идеального общества в романе по принципу жизненного устройства героев как в дантовом Рае.

При этом Боккаччо использует свой отличительный художественный прием – он идет в своем повествовании по математическому принципу - «обратно пропорциональное»: представляя читателю галерею нелицеприятных своих героев, тем самым писатель требует от каждого из нас понимания, каким нужно быть человеком на самом деле в этот миг жизни – миг скоротечный, стремительный, но единственно желанный и нужный человеку, ибо другой жизни у нас нет.

Отсюда сто новелл в романе: цифра 100 как призвание человечества к гармонии, к порядку, к единению с собственной природой. Поэтому новое в новелле Боккаччо состоит в том, что он не только создает совершенно новый жанр, а в том, что превращает ее в психологический экскурс по лабиринтам человеческой природы. В этом главное отличие новеллы Боккаччо от всей предшествующей и современной литературы.

При этом сам писатель называет свое произведение по-разному и использует прием отстранения, чтобы не навязывать читателю свою точку воззрения для возникновения иных – неавторских выводов, что ведет к порождению не назидательности, а проявлению моралистичности, закономерно порождаемой самим читателем: «… я намерен сообщить на помощь и развлечение любящих … сто новелл, или, как мы их назовем, басен, притч и историй, рассказанных в течение десяти дней в обществе семи дам и молодых людей в губительную пору прошлой чумы… В этих новеллах встретятся забавные и печальные случаи любви и другие необычайные происшествия, приключившиеся как в новейшие, так и в древние времена. Читая их, дамы в одно и то же время получат и удовольствие от рассказанных в них забавных приключений и полезный совет, поскольку они узнают, чего им следует избегать и к чему стремиться. Я думаю, что и то и другое обойдется не без умаления скуки; если, даст бог, именно так и случится, да возблагодарят они Амура, который, освободив меня от своих уз, дал мне возможность послужить их удовольствию».

Верна характеристика академика А.Н.Веселовского: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту – страсть к жизни у порога смерти».

Не случайно Боккаччо начинает свое повествование с описания чумы – реального события в жизни европейских стран – с 1348 года. Но чума в романе – это и историческое событие, и художественный фон как завязка, и философское обобщение о результатах человеческого поведения и деяния. Боккаччо в описании чумы сравним с «Илиадой» Гомера, ее начала, когда «Феб сребролукий, царем прогневленный Язву на воинство злую навел… погибали народы…». Но у автора «Декамерона» все прозаичнее, тем страшнее:

«Итак, скажу, что со времени благотворного вочеловечения сына божия минуло 1348 лет, когда Флоренцию. Прекраснейший изо всех итальянских городов, постигла смертоносная чума, которая, под влиянием ли небесных светил, или по нашим грехам посланная праведным гневом божиим на смертных, за несколько лет перед тем открылась в областях востока и, лишив их бесчисленного количества жителей, безостановочно подвигаясь места на место, дошла, разрастаясь плачевно, и до запада…».

Стремясь уберечь себя от чумы в ее прямом и переносном смысле герои романа, по замыслу автора случайно встретившись в храме Санта Мария Новелла, уходят их города, объятого чумой, в загородные поместья – на лоно природы, где здоровый воздух, на котором они не только сохранят свое здоровье, но прекрасно (с пользой для себя) проведут время:

«Из них первую и старшую по летам назовем Пампинеей, вторую – Фьямметтой, третью – Филоменой, четвертую – Емилией, затем Лауреттой – пятую, шестую – Неифилой, последнюю, не без причины, Елизой. Все они, собравшись в одной части церкви, не с намерением, а случайно…».

Возраст дам и юных дев не превышает 28-летнего и не ниже 18-летнего возраста. Затем к ним присоединились трое молодых людей не младше 25-летнего возраста. Это Памфило, Филострато и Дионео. С точки зрения исследователей имена героев как прекрасных дам, так и молодых людей несут в себе те или иные биографические сведения самого Боккаччо. Так под именем Фьямметта скрывается собирательный образ его возлюбленной, а под именами юношей - сам писатель в разное время его жизненных периодов.

Писатель «уводя» своих героев из чумного города, приемом экстраполяции создает с ними совершенно новый мир. И этот мир – не призрачная идея, воображаемый идеальный мир как утопия, а вполне достижимый мир в образе конституционной монархии, сторонником которой был сам писатель. При этом Боккаччо учитывает все стороны и нюансы создания такого общества и государственного устройства.

Первое, что делает писатель, это намеренно локализирует данное пространство: «Оно лежало на небольшом пригорке, со всех сторон несколько удаленном от дорог, полном различных кустарников и растений в зелени, приятных для глаз». Локальность необходима зарождающемуся миру, так как существующий вокруг реальная действиетльность ничего, кроме чумы и ее последствий не даст миру, во-первых; а во-вторых, новый мир должен возникать только из своих чистых «клеток». Второе, что создает Боккаччо – не менее прекрасное пространство их бытия, в котором все учтено до мелких подробностей обыкновенного быта: «На вершине возвышался палаццо с прекрасным, обширным двором внутри, с открытыми галереями, залами и покоями, прекрасными как в отдельности, так и в общем, украшенными замечательными картинами; кругом полянки и прелестные сады, колодцы свежей воды и погреба, полные дорогих вин, что более пристало их знатокам, чем умеренным и скромным дамам. К немалому своему удовольствию, общество нашло к своему прибытию вес выметенным; в покоях стояли приготовленные постели, все устлано цветами, какие можно было достать по времени года, и тростником».

Необходимо обратить внимание на слова «прекрасный», «замечательными», «прелестный», «свежей», «дорогих», которые передают тонкости действительно устраиваемого идеального мира. Такому прекрасному природному миру должна соответствовать государственная организация человеческой жизни, что и создает автор на первых страницах романа. Героиня романа Пампинея, по праву старшей среди всех произносит следующие слова:

«… будем жить весело, не по другой же причине мы убежали от скорбей. Но так как вес, не знающее меры, длится недолго, я, начавшая беседы, приведшие к образованию столь милого общества, желаю, чтобы наше веселье было продолжительным, и потому полагаю необходимым нам всем согласиться, чтобы между нами был кто-нибудь главным, которого мы почитали бы и слушались как набольшего и вес мысли которого были бы направлены к тому, чтобы нам жилось весело. Но для того чтоб каждый мог испытать как бремя заботы, так и удовольствие почета и при выборе из тех и других никто, не испытав того и другого, не ощущал зависти, я полагаю, чтобы каждому из нас, по очереди, присваивались на день и бремя и честь: пусть первый будет избран всеми нами, последующие назначаемы…»

Данные слова представляют ясно проступающий образ конституционной монархии. Здесь проявляются собственные политические взгляды писателя. Сущность политических воззрений автора «Декамерона» в том, что несмотря на активные бурные выступления ремесленников едва ли не по всей Италии, а особенно во Флоренции и других южных городах-государствах и то, что сам писатель возглавлял один из флорентийских цехов, Боккаччо не особенно верил в силу неграмотных простых людей. Поэтому, ратуя за республиканские порядки, склонялся в сторону монархии, пусть и конституционной.

При этом Боккаччо не просто называет модель государственной власти, но создает все соответствующие структуры данного правления. Первое, на что обратим внимание, это то, что герои отправляются в загородное вынужденное путешествие со своими слугами, которые помогают им в ведении данного образа жизни:

«… они с радостью ответили, что готовы, и, не затягивая дела, прежде чем разойтись, сговорились, что им предстояло устроить для путешествия. Велев надлежащим образом приготовить все необходимое и наперед послав оповестить туда, куда затеяли идти, на следующее утро, то есть в среду, на рассвете, дамы с несколькими прислужницами и трое молодых людей с тремя слугами, выйдя из города, пустились в путь…».

Боккаччо, размышляя об идеальной форме правления для народа, предусматривал социальное разделение общества, пусть не на богатых и бедных, но господ и их слуг. Слуги в романе пользуются теми же привилегиями, что и их господа: они не ущемлены и не умалены ни в чем, едят и пьют те же «кушанья» и «вина», так же свободны, занимаются своими делами в личное время. Единственная их обязанность ревностно, заботливо ухаживать за господами, что они и делают с превеликим удовольствием:

«… вступив в залу нижнего этажа, они (господа – выделено нами М.Д.) увидели столы, накрытые белоснежными скатертями, чары блестели как серебро и было вес усеяно цветами терновника. После того как по распоряжению королевы подали воду для омовения рук, все пошли к местам, назначенным Пармено. Явились тонко приготовленные кушанья и изысканные вина, и, не теряя времени и слов, трое слуг принялись служить при столе; и так все было хорошо и в порядке устроено, все пришли в отличное настроение и обедали среди приятных шуток и веселья. Когда убрали со стола, королева велела принести инструменты… стали играть прелестный танец, а королева, отослав прислугу обедать, составила вместе с другими дамами и двумя молодыми людьми круг и принялась тихо ходить в круговой пляске…». Можно ли после этого отмечать какое-либо унизительное или рабское отношение господ к своим слугам. Сами же господа живут по единственному главному закону: «всякому вообще, дорожащему нашим расположением, мы предъявляем наше желание и требование, чтобы, куда бы он ни пошел, откуда бы ни возвратился, что бы ни слышал или не видел, он воздержался от сообщения нам каких-либо известий извне, кроме веселых». Все новости, каждый рассказ должен нести заряд бодрости, жизненного оптимизма, а также быть в первую очередь полезным. И это неписанный закон прекрасного общества «Декамерона».

Таким образом «устроив» идеальное общество, Боккаччо как автор начинает по данному образцу государственного правления создавать соответствующие человеческие типы. Отсюда философская задумка «заставить» своих героев рассказать о разнообразных качествах человеческой природы. Так обуславливается жанровая форма романа: «Декамерон» - значит десятидневник. В течение десяти дней рассказываются новеллы на различные темы – по романной структуре ведется своего рода дневник. Современное понимание дневника – ведение записей о каких-либо происшествиях человека, с их анализом, а значит это в определенной мере отражение психологических особенностей отдельной личности. В этом и состоит отличие новелл Боккаччо от средневековых жанров повествовательного характера. Даже в самых коротких рассказах есть элементы психологизма. Боккаччо не категоричен в идейной установке, не навязывает собственные суждения, а оставляет разрешать острые, сложные, а порой смешные проблемы самому читателю. Это не значит, что автор самоотстраняется от созданной ситуации. Уже то, на чем останавливает наш взгляд писатель, является его активным участием в утверждении прекрасной жизни, чистой жизни, здорового человека – прежде всего в нравственном отношении. В этом плане Боккаччо по-новому повторяет Данте. И разница лишь в том, что писатель Возрождения не создает образ ужасного Люцифера, а выводит его изнутри - из души каждого современного ему человека, что в сущности оказывается гораздо страшнее. То есть в новеллах Боккаччо человек сам обличает себя, свое настоящее внутренне «я», словно смотрится в живое «говорящее» зеркало.

Оттого целостна, компактна и в то же время многоступенчата художественная структура романа. Ведь перед читателем не одна новелла, а целая цепь. Встречаются своего рода одноактные новеллы, построенные по структуре вопрос-ответ, но также есть и многоактные, где мы встречаемся с настоящими превратностями судьбы. И такие новеллы исходят от традиций греческих романов. Порой читатель видит перед собой красочную фееричную сказку, что в духе восточных историй, а то сталкивается с целым романом, разворачивающимся в пределах одной новеллы. Подобное художественное строение романа «Декамерон» в духе зарождающейся возрожденческой литературной традиции.

Так, к примеру, новеллы первого дня открывает новелла о неком сэре Чаппеллетто, который при жизни был сверхобманщиком, но находясь при смерти умудрился хитростью исповедаться, а после смерти был причислен к лику святых. В первому дню относятся новеллы с коротким сюжетом, имеющим в сущности исключительно один случай. Подобные новеллы близки к средневековой эпической литературе.

В этой новелле говорится, что герой был нотариусом «и для него было бы величайшим стыдом, если бы какой-нибудь из его актов оказался не фальшивым… Лжесвидетельствовал он с великим удовольствием, прошеный и непрошеный; в то время во Франции сильно веровали в присягу, а ему ложная клятва была нипочем… Удовольствием и заботой было для него посеять раздор, вражду и скандалы между друзьями, родственниками и кем бы то ни было, и чем больше от него выходило бед, тем было ему милее».

БОККАЧЧО (Boccaccio ) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).

БОККАЧЧО (Вoccaccio ) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: "Охота Дианы" - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, "Филострато" (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, "Тесеида" (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом "вольгаре" и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351.), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354 и 1365), Венецию (1367 и 1368.). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: "Фьяметта" (1343), "Декамерон" (1348-1353), а также поэтический цикл "Фьезоланские нимфы" (1345). Литературный шедевр Боккаччо "Декамерон" стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. "Декамерон" представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы ("черной смерти"), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором "Илиады" и "Одиссеи", но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над "Генеалогией языческих богов" (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет "Комментарии к Божественной комедии" (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, "Похвальное слово Данте" (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском "Буколическую поэму" (подражание Вергилию), трактаты "О несчастьях знаменитых людей" и "О знаменитых женщинах" (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма, таким как "Охота Дианы" и др.

В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, . Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".

БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

Итальянский писатель - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Друг Петрарки .

Наиболее известное произведение – роман в новеллах Декамерон (10-дневные рассказы) / Decameron.

«… предположим, человека оставила женщина и этим он несчастен - есть все шансы, что он напишет какую-нибудь вдохновенную поэму или роман. Таких примеров мы знаем множество Боккаччио в своём предисловии к «Декамерону» пишет, что несчастная любовь создала ему эту книгу. Он написал эту книгу «благодаря Амуру, который освободил его от своих уз».

Зощенко М.М., Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость», Собрание сочинений в 2-х томах, Том 2, Екатеринбург «У-Фактория», 2003 г., с. 336.

«Декамерон» (по-русски «Десятиднев») состоит из ста новелл, рассказанных в течение десяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, которые уединились в предместье Флоренции во время эпидемии чумы.
Каждый день открывается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных нормам благородства и воспитанности.
Обрамление новелл «Декамерона» намечает контуры ренессансной утопии, рисует идиллическую картину: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом идеального микросоциума. В самих новеллах Боккаччо с необычайной широтой и проницательностью раскрывает иной мир - реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл принадлежат к разным социальным слоям: горожане и клирики, простолюдины и знать. Образы персонажей полнокровны, жизненны: это люди, предающиеся земным радостям, включая плотские удовольствия, столь решительно осуждавшиеся церковной моралью. Боккаччо реабилитирует женщину, говорит о возвышающей нравственной силе любви, но в то же время он зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клириков.
В «Декамероне» высветились новые грани складывавшегося гуманистического мировоззрения, в том числе его антиаскетические идеалы.
В центре внимания Боккаччо, как и Петрарки , - проблема Самосознания личности, которая получит широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.
«Декамерон» имел огромную популярность в Италии и за её пределами. Уже в XIV в. он был переведен на французский и английский язык, а его сюжеты нередко заимствовались и перерабатывались в духе национальных традиций других стран.
Однако церковь резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное, наносящее ущерб её авторитету, и настаивала на отречении Боккаччо от своего детища.
Испытывая душевные муки, Боккаччо обратился за советом к Петрарке , который в ответном письме удержал его от сожжения «Декамерона».
Важным вкладом Боккаччо в формирование гуманистической культуры стало и его сочинение «Генеалогия языческих богов», в котором прослеживаются взаимосвязи античных мифов, их происхождение и формируется своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. Автор продолжил здесь начатую Петраркой реабилитацию языческой поэзии, подчеркивал её близость к теологии.
Боккаччо утверждал, что поэзия раскрывает высокие истины о человеке и окружающем его мире, но делает это в присущей ей форме иносказаний, поэтому она заслуживает такого же внимания и глубокого осмысления, как и истины теологии».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идейные поиски, в Сб.: Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Сост. Л.М. Брагина, М., «Наука», 2004 г., с. 10-11.

Примерно в 1360 году Джованни Боккаччо написал первую его биографию Данте : Жизнь Данте Алигьери / Vita di Dante и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии».

Кроме того, он автор трактатов на латинском языке: О генеалогии богов / De genealogia deorum gentilium в 15-ти книгах; О знаменитых женщинах / De claris mulieribus (включает в себя 106 женских биографий - от прародительницы Евы до королевы Иоанны Неаполитанской); О злоключениях знаменитых мужей / De casibus virorum illustribus в 9-ти книгах.

Особый интерес представляют XIV и XV книги этого обширного сочинения, написанные в «защиту поэзии» против средневековых нападок на неё.

Эти книги, получившие огромную популярность в эпоху Возрождения, положили начало особому жанру «апологии поэзии».

По существу своему мы наблюдаем здесь полемику со средневековой эстетикой. Боккаччо выступает против обвинения поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т. д. В противоположность средневековым авторам, упрекавшим Гомера и других античных писателей в изображении фривольных сцен, Боккаччо доказывает право поэта на изображение любых сюжетов.

Несправедливы также, по мнению Боккаччо, обвинения поэтов во лжи. Поэты не лгут, а лишь «ткут вымыслы», говорят правду под покровом обмана или, точнее, вымысла. В связи с этим Боккаччо страстно доказывает право поэзии на вымысел (inventi), изобретение нового. В главе «О том, что поэты не лживы», Боккаччо прямо говорит: поэты «... не связаны обязательством держаться правды во внешней форме вымысла; наоборот, если отнимем у них право свободно применять любой род вымысла, вся польза их труда обратится в прах» (О генеалогии языческих богов, XIV).

Боккаччо называет поэзию «божественной наукой». Более того, заостряя конфликт между поэзией и теологией, он саму теологию объявляет видом поэзии, ведь она, так же как и поэзия, обращается к вымыслу и аллегориям.

В своей апологии поэзии Боккаччо доказывал, что главнейшими её качествами являются страсти (furor) и изобретательность (inventio). Такое отношение к поэзии не имело ничего общего с ремесленным подходом к искусству, оно обосновывало свободу художника, его право на творчество.

Таким образом, уже в XIV веке у ранних итальянских гуманистов формируется новое отношение к искусству как к свободному занятию, как к деятельности воображения и фантазии. Все эти принципы легли в основу эстетических теорий XV века».

История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 2, Средневековый Восток. Европа XV – XVIII веков, М., «Искусство», 1985 г., с. 1344-135.

Произведения Джованни Боккаччо повлияли на творчество: Джорджа Байрона , Гёте , Жана де Лафонтена , Мольера , Джонатана Свифта , Вильяма Шекспира и многих других.