Психолого-педагогические условии эффективного использовании интерактивных методов. Понятие интерактивных технологий Интерактивные технологии и методы

Вначале преподаватель подробно останавливается на том, что нужно, чтобы усвоение считалось полным. В качестве общего обзора он может показать и объяснить составленную им таблицу целей для данного курса. Для более подробного пояснения учитель может показать предварительный тест, т.е. продемонстрировать ученикам вариант заключительной проверочной работы, но с использованием других проверочных вопросов.

Затем преподаватель знакомит с тем, как будет построен процесс обучения, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основных идеях:

Обучение будет осуществляться по новому методу, который позволит достичь хороших результатов не небольшой его части, а всем учащимся;

Каждый получает отметку только на основе заключительной проверки знаний по всему курсу;

Отметка каждого определяется не путём сравнения с результатами других, а заранее определенным эталоном;

Каждый обучающийся, достигший эталона, получает отметку «отлично»;

Число отличных отметок не ограничивается. Соответственно, взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;

Каждый обучающийся получит любую необходимую помощь. Поэтому если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены альтернативные возможности;

На протяжении всего курса обучения каждый обучающийся получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением, результаты этих проверок не

оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы обучающийся мог легче ориентироваться в своих пробелах или ошибках и исправить их;

В случае затруднений при выполнении текущих про -верочных работ сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки.

Единственный критерий оценки - эталон полного усвоения знаний и умений. После выполнения проверочной работы учащиеся разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо просто могут быть свободны до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание преподаватель уделяет тем, кто не смог продемонстрировать полное усвоение материала. С ними проводится вспомогательная (коррективная) учебная работа. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причём способ изложения изменяется (например, с активным использованием наглядных пособий, которые не применялись при его первом изложении; с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д.). При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа.

Переход к изучению новой учебной единицы происходит лишь в том случае, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

INNOVATIONAL APPROACHES TO TRAINING IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

I.S. Peshnya (Irkutsk Institute of Medical Advanced Studies)

The most important feature of the modern education is its direction to the preparing of the students not only to adapt themselves to the situation of the social changes but to perform actively and the innovative studying helps to manage with it. Innovative approaches to the studying are divided in two groups: Technological and searching. The technology ofcomplete adopting of know ledge became popular.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе интенсификации и эффективного управления УВП. - М.:

НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994 - 222 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

© ВИНОКУРОВА М.И. - 2006

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.И. Винокурова

(Иркутский государственный лингвистический университет, ректор - д.ф.н., проф. Г. Д. Воскобойник)

Резюме. Интерактивные технологии обучения обладают большим педагогическим потенциалом в области обучения, воспитания и развития. Реализовать данный педагогический потенциал и, таким образом, достичь высокой степени удовлетворённости процессом обучения, можно лишь при соблюдении ряда условий интерактивного обучения. К ним относятся: организационно-педагогические, социально-педагогические и психолого-педагогические условия. Ключевые слова. Интерактивные технологии обучения, педагогический потенциал, организационно-педагогические условия, социально-педагогические условия, психолого-педагогические условия.__________________

Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения дает и обосновывает преимущества их применения в решении всех задач обучения и воспитания.

Так, в области дидактики - это расширение кругозора, активизация познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности; развитие или выработка техники перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы и отвечать на них.

В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных и мировоззренческих установок, формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств.

Помимо этого мы приходим к выводу о том, что применение интерактивных технологий обучения способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, соединять воедино; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать ожидаемый результат, находить способ варьирования или перестройки чего-либо .

Кроме того, интерактивные технологии обучения позволяют упростить приобщение к нормам и ценностям социума; адаптироваться к условиям среды; осуществлять контроль, саморегуляцию; обучают общению, психотерапии, совершенствованию умения выразить свою мысль в устной и письменной форме, умению установить и поддерживать психологический контакт; умению слушать собеседника, понимать его мотивы, определять его текущее психологическое состояние, навыку владения широким спектром поведения; умению доказать, убедить, высказать согласие/несогласие .

Использование интерактивных технологий предполагает высокую интеллектуальную нагрузку на обучаемых, напряжённый регламент работы и, возникающие порой, фрустрирующие ситуации, связанные с психологическим дискомфортом (в случае несовместимости участников команды, принятия неправильных решений, неэффективных действий преподавателя или коллег по обучению и пр.), что требует квалифицированного, психологически грамотного управления процессом такого обучения и наличия у преподавателя коммуникативно-интерактивного потенциала, позволяющего превентивно отслеживать потенциальные трудности и, в случае возникновения, преодолевать их, или оказывать психолого-педагогическую поддержку обучаемым.

В результате исследования нами констатировано, что преподаватель, работающий в инновационной образовательной парадигме, достигает большей результативности, если организует учебный процесс как коммуникационный, прорабатывая на программно-целевом уровне каждый элемент этого процесса: цель - содержание - средства - каналы - результат - обратная связь, учитывая принципы работы со студенческой аудиторией, демонстрируя свою дидактическую и коммуникативную компетентность. В ходе исследования удалось установить, что достичь образовательной результативности, то есть развить коммуникативную компетенцию студентов, повысить их мотивационную го-

товность к проявлению познавательной активности и при этом достичь высокой степени удовлетворённости процессом обучения, можно лишь при соблюдении ряда условий интерактивного обучения.

Как известно, условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, а сам предмет выступает как нечто обусловленное. Следовательно, условие, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, в отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, составляет ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются .

Анализ опыта применения интерактивных технологий обучения позволил нам выделить, прежде всего, организационно-педагогическиеусловия. Это разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения; программно-целевая проработка каждого технологического «шага» или процедуры методического комплекса интерактивных технологий (постановка образовательных, развивающих и игровых целей, модульный подбор средств и определение векторов действия на развитие умений, прогнозирование «тревожных» ситуаций и конечного результата); наличие общей системы оценивания достигнутых результатов по окончанию цикла занятий, установление субъект-субъект-ных отношений, основанных на позитивном межличностном взаимодействии преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой.

Совместная целесообразная деятельность двух субъектов учебной деятельности в рамках занятий с применением интерактивных технологий обучения, «эффективное социально-педагогическое взаимодействие» , направлены, прежде всего, на утверждение и самоутверждение статуса обучающихся в мире общественных отношений, явлений, развитие знаний, умений, установок и личностных качеств. Преподаватель, занимая позицию партнера-помощника, способствует созданию реальных предпосылок для саморазвития личности обучающихся.

При таком подходе роль преподавателя становится, в основном, партнёрской и аудиторской, его основная функция - управлять коммуникационным процессом, то есть инструктировать, стимулировать соревновательную активность, учебно-познавательную деятельность, создавать творческую атмосферу, поощрять индивидуальный и коллективный успех, корректировать процесс достижения поставленных целей и действия участников интерактивного процесса обучения, организовывать дискуссии и рефлексивный анализ.

В то же время в процессе занятий обучающиеся вступают в общение друг с другом. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к противоположному мнению, признание рационального момента в иной позиции являются не только принципами, но и необходимыми условиями деятельности в системе «обучающийся - обучающийся».

Существенной характеристикой диалогического общения при этом является равенство позиций и активная роль взаимодействующих сторон. Индивидуализированное отношение субъектов обучения друг к другу, к содержанию занятий проявляется в действиях, настроениях и преобразуется в групповое отношение субъектов. Последнее не является простой суммой от-

ношений людей, а его следует рассматривать как сложное интегративное образование, результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения участников занятия.

Данные обстоятельства требуют развития дидактической, коммуникативной культуры и игровой технологической компетенции у преподавателей, использующих интерактивные технологии обучения.

К социально-педагогическим условиям, как показал анализ применения интерактивных технологий обучения, следует отнести создание творческой атмосферы на занятиях и реализация принципов игрового имитационного моделирования, к которым относятся: активность позиции, выражающаяся в проявлении физических и интеллектуальных сил студентов, начиная с подготовки к занятию, а также затем в самом процессе занятия и в ходе обсуждения полученных результатов; принцип занимательности в разыгрывании и исполнении ролей, основанный на игровом моделировании деятельности и оказывающий сильное эмоциональное воздействие на обучающихся; принцип индивидуальности и коллективности: на наших занятиях имеет место проявление чисто индивидуальных качеств как условие самовыражения и самоутверждения, коллективность выражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности; принцип проблем-ности, который реализуется при разрешении возникающих в процессе занятий задач.

Кроме того, важны правильная организация пространственной среды («коммуникативного игрового поля») и регламент обучения, то есть необходимо в соответствии с законами и принципами организации учебно-игровой деятельности разрабатывать правила каждого конкретного этапа комплекса интерактивных технологий, которые должны создавать благоприятные

условия для максимального проявления потенциальных способностей обучающихся.

К психолого-педагогическим условиям, выщеленныш в итоге экспериментальной работы, мы относим высокую мотивационную готовность к образовательной и развивающей деятельности. Как известно, психологи относят игру к интрогенному поведению, то есть поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстра-генного поведения, определяемого внешней необходимостью , отсюда следует, что интерактивные технологии только тогда реально обучают и воспитывают, когда пробуждают внутренние силы обучающихся, стимулирует их самодеятельность. Исходя из этого, преподавателю необходимо весь комплекс интерактивных технологий использовать как совокупность учебной и социально-коммуникативной деятельности, которая обеспечивает одновременно передачу предметных знаний, умений, навыков, развивает умственные силы и пробуждает внутренние стимулы обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самообучению. Следовательно, при организации занятий необходимо добиваться того, чтобы у обучающихся формировались и развивались способы собственного нравственного сознания, формы поведения, способности анализа, адекватного выбора и решения о действиях в условиях общения и взаимодействия.

Таким образом, если занятия с применением интерактивных технологий обучения проектируются на основе диагностики развития качеств личности, то являются одним из средств, способствующих развитию и воспитанию обучающихся. И если преподаватель использует интерактивные технологии целенаправленно, с учётом всех педагогических особенностей, то он обязательно окажется «в выигрыше».

CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF POSITIVE CONSTITUENT OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

M.I. Vinokurova (Irkutsk State Linguistic University)

Interactive technology of training has a great pedagogic potential in the sphere of studying, upbringing and development. To realizate this pedagogical potential and to reach high degree of satisfaction of training process you should observe some conditions of interactive training. They are: organizational - pedagogic, social - pedagogic and psychological - pedagogic conditions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арстанов М.Ж. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / Арстанов М.Ж., Пид-касистый П.И., Хайдаров Ж.С., Хайдаров Ж.С. - Алма-Ата, 1980. - 352 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994.

3. Учебное общение как предмет социально-психологического исследования и коррекции // Современные технологии обучения в гуманитарном вузе: Материалы межвуз. научно-метод. конф. - СПб.: РГПУ, 1994.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Политическая литература, 1987. - 588 с.

5. ЭльконинД.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 1978.


15 мин

Часть 1. Использование интерактивной модели обучения

Выступление ведущего (руководителя образовательной организации или его заместителя). После высказываемых тезисов участники обсуждают важные моменты и дискутируют.

Тезис 1. Необходимы новые формы и методы работы с обучающимися

Ведущий:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение понятия «воспитание» – это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015, далее – ФГОС основного общего образования), утверждаются следующие особенности воспитательной работы:
  • ориентация на идеал;
  • ценностные суждения;
  • следование нравственному примеру;
  • диалогическое общение со значимыми другими;
  • идентификация;
  • полисубъектность воспитания и социализации;
  • совместное решение личностно и общественно значимых проблем;
  • системно-деятельностная организация воспитания.
Необходимо выбрать новые методы и формы работы с обучающимися. Есть потребность в интерактивных технологиях, направленных:
  • на развитие коммуникативной культуры школьника;
  • обеспечение условий его эффективной социализации;
  • развитие индивидуальности;
  • воспитание личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

Тезис 2. Технология – инструмент профессиональной деятельности педагога

Ведущий:

Успешность реализации определенных ФГОС основного общего образования целей и задач зависит от тесного взаимодействия педагогов и родителей обучающихся. Применять новые технологии нужно не только в образовательной деятельности, но и в работе с их родителями.
Что такое педагогическая технология?

Участник:

Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Ведущий:

От педагога требуется умение организовывать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне. Применяемая при этом технология должна быть оптимальной с точки зрения влияния педагога на обучающихся, формировать у них ценностное отношения к миру.
Центральный компонент технологии – четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе. Точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, выбрать инструменты для отслеживания планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Педагогическую технологию отличают:
  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

Тезис 3. Интерактивная модель обучения и воспитания ориентируется на личность ребенка

Ведущий:

В современной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Их ведущий принцип – учет личностных особенностей обучающегося, индивидуальной логики его развития. В процессе обучения и воспитания нужно ориентироваться на детские интересы и предпочтения в содержании и видах деятельности. Педагогическая деятельность с ориентацией на личность обучающегося закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Какие модели обучения используются в педагогике?

Участник:

Выделяют несколько моделей образования:
  • пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная – inter (взаимный), act (действовать) – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательных отношений; педагог и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Ведущий:

Интерактивная модель обучения и воспитания – это имитация жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектной деятельности, совместное разрешение проблемных ситуаций.
Интерактивная технологияпредставляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества обучающихся, которые обеспечивают эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
Преимущества интерактивных, в т. ч. игровых технологий:
  • активизация и интенсификация образовательных отношений;
  • создание межличностного взаимодействия;
  • принятие коллективных решений в различных ситуациях, моделирующих реальные условия;
  • гибкое сочетание разнообразных приемов и методов работы;
  • возможность моделирования практически любого вида деятельности.
Назовите принципы интерактивного обучения и воспитания.

Участник:

Диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая игровая и тренинговая формы работы.
Перечислите интерактивные формы и методы работы.

Участник:

Дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.
Игровые: дидактические и творческие игры, в т. ч. деловые/управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры.
Тренинговые: формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Ведущий:

Во внеурочной деятельности обучающихся интерактивные технологии могут выполнять следующие функции:
  • ценностно-ориентационную (трансляция общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия);
  • индивидуально-ориентационную (самоопределение в статусе и функции в социальном взаимодействии);
  • инструментально-ориентационную (приобретение опыта ориентации в различных социальных ситуациях);
  • функцию самореализации (получение удовольствия от процесса взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей);
  • стимулирующую (побуждение участвовать во внеурочной деятельности, добиваться успеха, анализировать и рефлексировать собственное поведение);
  • конструктивную, диагностическую и корректирующую.
На сегодняшнем педагогическом совете, проводимом в форме организационно-деятельностной игры, нам предстоит разработать комплекс условий, обеспечивающих эффективность использования интерактивных технологий в деятельности нашей школы.


25 мин

Часть 2. Организационно-деятельностная игра

Игру полезно провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и со старшеклассниками на классных часах, а итоги обсудить на педагогическом совете.

Ведущий:

Разбейтесь на 4 равные команды: администрация, педагоги, родители, обучающиеся. Для вас подготовлены задания, где указаны вопросы с позиций четырех социальных групп.
Игра начнется во всех командах одновременно. На обдумывание дается 15 мин.
После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу) и т. д. Вы должны проиграть роли представителей каждой социальной группы.

Итоги обсуждения вопросов в каждой группе фиксируются, затем коллективно обсуждаются, анализируются, корректируются.

Ведущий:

Теперь приступим к разработке системы деятельности организации по внедрению интерактивных педагогических технологий.

Участники обобщают результаты игры. Экспертная группа отбирает максимально приемлемые варианты решения поставленных задач и готовит решение педагогического совета.

Ведущий:

Педагогический совет постановляет:
  1. С целью овладения педагогами современными интерактивными педагогическими технологиями методисту разработать и провести теоретические и практические занятия с коллективом.
  2. Обобщить опыт педагогов, эффективно использующих интерактивные педагогические технологии в работе с обучающимися и их родителями.
  3. Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых является коррекция деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс интерактивных технологий.
  4. Администрации разработать и обеспечить организационно-педагогические условия, обеспечивающие возможности использования интерактивных педагогических технологий в образовательном пространстве школы.
  5. Создать в образовательной организации новую организационную структуру управления, обеспечивающую включение педагогов и родителей обучающихся в самоуправленческую деятельность в рамках использования интерактивных технологий.
  6. Классным руководителям на родительских собраниях ознакомить родителей обучающихся с результатами педагогического совета.
  7. Заместителям руководителя образовательной организации по воспитательной и учебно-воспитательной работе создать банк интерактивных педагогических технологий работы с родителями и обучающимися с учетом возрастных особенностей и различных направлений воспитывающей деятельности.

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей.

Модели обучения

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную . Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно .

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

Классификационные параметры

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
  • Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

    – выявление многообразия точек зрения;
    – обращение к личному опыту участников;
    – поддержка активности участников;
    – соединение теории и практики;
    – взаимообогащение опыта участников;
    – облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
    – поощрение творчества участников.

    Концептуальные позиции

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
  • Особенности организации

    Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

    В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра ”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

    По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы . В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

    Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

    К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

    Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

    Интерактивные технологии и методы

    Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

    Работа в малых группах - в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

    Метод карусели;

    Лекции с проблемным изложением;

    Эвристическая беседа;

    Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

    Конференции;

    Деловые игры;

    Использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

    Технология полноценного сотрудничества;

    Технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

    Основная цель интерактивного обучения

    В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения , а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика . Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии . В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

    Идеальная модель обучения

    И еще один немало важный момент, о котором хотелось упомянуть.

    Среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности. Будет пригодной для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.

    А коль так, то перед нами учителями открывается широкое поле деятельности - творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

    Свою статью хотелось бы закончить словами известного дидакта И.П.Подласового: “Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение - всегда высокое искусство”. И пусть, каждый рассудит смысл этих слов, как считает нужным для себя.

    Список литературы:

    1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
    2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
    3. Материалы с сайта eurokid.com.ua

    В педагогике различают несколько моделей обучения:

    Пассивное обучение, когда ученик является объектом учебного процесса (слушает, смотрит);

    Активное обучение, когда ученик является субъектом учебного процесса (выполняет самостоятельную работу, творческое задание);

    Интерактивное обучение (от.inter –взаимно, act - действовать), когда процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия

    всех участников педагогического процесса.

    Интерактивное (диалоговое) обучение – это обучение, построенное на принципах взаимодействия ученикадеятельности школьников. Это обучение в общении. Главная особенность его методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учителя и учащихся, где учитель и учащиеся являются равнозначными субъектами обучения (учитель – организатор процесса обучения, лидер).

    Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную способность . Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной мысли над другими.

    Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций.

    Не поиск единственно правильного ответа, а умение решить проблему – суть интерактивного урока.

    Во время такого обучения школьники учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать продуманные решения.

    Сравнительные характеристики пассивного и интерактивного обучения .

    Параметры

    Пассивное обучение

    Интерактивное обучение

    Объем информации

    За короткий промежуток времени можно изучить значительный объем материала

    Незначительный объем материала требует значительных затрат времени

    Глубина усвоения содержания материала

    Ориентировано на уровень усвоения материала

    Учащиеся овладевают разными уровнями познания (знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой)

    Процент усвоения материала

    Как правило, невысокий

    Как правило, высокий

    Контроль над процессом обучения

    Учитель постоянно контролирует весь ход работы учащихся, глубину и объем усвоения материала

    Учитель осуществляет незначительный контроль над объемом и глубиной усвоения материала, ходом учебного процесса

    Источник мотивации

    Внешний: учитель, родители, оценки

    Внутренний: интерес самого учащегося

    Учитель – источник знаний

    Учитель – организатор, лидер

    Роль ученика

    Пассивная

    Активная

    Как видим, при интерактивной модели обучения учебные возможности школьников активизируются путем приобщения их к диалогу, в ходе которого предлагается высказывание и обоснование собственных мыслей вместо пересказывания «готовой» информации. Интерактивные формы работы способствуют развитию инициативы, независимости, самодисциплины, способности к сотрудничеству. Они стимулируют развитие когнитивных процессов, привлекают к активному участию в процессе обучения, заинтересовывают в совместной деятельности. Школьники учатся работать вместе, высказать свое мнение, делиться опытом, брать на себя ответственность за обучение. И главное – учатся учиться.

    Костяком интерактивных подходов к преподаванию являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Среди интерактивных подходов сегодня можно выделить следующие:

    Творческие задания,

    Работа в малых группах,

    Обучающие игры (ролевые игры и образовательные),

    Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии),

    Внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, газеты, фильмы, спектакли, выставки и пр.),

    Интерактивная лекция «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого» и др.,

    Обсуждение сложных проблем («займи позицию», «карусель», «ток-шоу», дебаты, симпозиум и др.)

    Интерактивное изучение литературы – это процесс, построенный на взаимодействии ученика-читателя с художественно-эстетическим окружением путем изучения содержания художественных произведений, научных текстов, литературно-критических статей в коллективном и групповом сотрудничестве через освоение отношений «ученик-читатель – автор – художественное произведение (учебник) – мультимедиа – учитель-фасилитатор – читатель (ученик)», где методические методы и приемы способствуют приобретению читательского опыта, формированию духовного мира «Я-личности».

    Интерактивные технологии обучения при таких условиях способствуют развитию в учащихся способности видеть и выделять проблемы художественного произведения, выявлять коллизии и противоречия. В ходе интерактивного обучения у школьников развиваются навыки анализа произведения, учащиеся развивают в себе умения самостоятельно учиться, формировать собственное мнение. Также интерактивное обучение дает возможность всесторонне рассматривать проблему, творчески подходить к ее решению, организовывать мыслительную деятельность школьников.

    Основу любого интерактивного метода составляет творческое задание, которое придает смысл обучению. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное решение, основанное на персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.

    Выбирая творческое задание, учитель должен позаботиться о том, чтобы оно отвечало критериям:

    Не имело однозначного ответа,

    Являлось полезным для учащихся,

    Было связано с жизнью школьников,

    Вызывало у учащихся интерес,

    Максимально служило целям обучения (в нашем случае – формированию читательской компетентности).

    Творческими будет задания на уроках литературы: при помощи устного словесного рисования проиллюстрировать художественный текст; найти в произведении Х1Х века проблемы, которые волнуют современных молодых людей, и подготовить вопросы для дискуссии; составить кроссворд «Стихотворения поэтов серебряного века»; написать письмо писателю Х1Х века с отзывом о его книге; дописать текст произведения (например, продолжить монолог Кабановой – героини драмы «Гроза» А. Островского) и т.д.

    Так как учебный процесс осуществляется при условии взаимодействия всех участников, это формирует дух коллективизма у школьников, развивает личностные связи, пробуждает желание заботы и поддержки, повышает самооценку, стабилизирует психологическое состояние учащихся. Осуществляется передача индивидуальных знаний другому человеку и общее решение проблем. Формируется чувство индивидуальной и групповой ответственности за принятие решений и результаты работы.

    Эффективным в этом смысле является обучение в малых группах , где каждый имеет право на достижение успеха. Интерактивное обучение в них превращается во взаимовыгоду между участниками учебного процесса, которые путем постоянного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества улучшают свои знания и умения ориентироваться в вопросах литературы. Члены одной группы знают, что все выигрывают от усилий каждого; понимают, что все члены группы имеют одну цель; согласны с мыслью о том, что общее выступление базируется на мысли каждого члена команды; для них успех каждого человека является гордостью всей команды.

    Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», чтобы ответить во время на вопрос «победитель или побежденный Чацкий?», учащиеся по группам составляют портрет героя в сравнении с другими действующими лицами. Первая группа рассматривает Чацкого через его взаимоотношения с Фамусовым, вторая группа сравнивает Чацкого и Молчалина, третья анализирует взаимоотношения героя с Софьей, четвертая – с окружающим обществом. В результате проведенного группового исследования в течение определенного времени и выступления представителей групп школьники находят ответ на поставленный вопрос (или не находит однозначного ответа).

    Групповая работа в старших классах может быть уместной на вводном уроке. Например, перед началом изучения темы «Культурная ситуация в России второй половины Х1Хвека» учащиеся получили задание по группам: «историки» должны рассказать об общественно-политической обстановке в России в это время, «литературы» - о литературной борьбе, «художники» - о деятельности Товарищества передвижных выставок, «музыканты» - об организации «Могучей кучки». На уроке проходит презентация проекта и представляется портфолио.

    Работа в группах будет эффективной и на обобщающих уроках. Например, на обобщающем уроке по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» 5 -6 группам учащимся предлагается одно задание - составить план к сочинению по теме «Мысль народная в романе». После отведенного для работы времени проходит конкурс составленных планов.

    Успех групповой работы зависит от соблюдения определенных условий :

    Учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания;

    Инструкции учителя должны быть максимально четкими;

    Группе должно быть предоставлено достаточное количество времени для выполнения задания;

    Члены группы должны понимать, что они связаны друг с другом таким образом, что пока один не достигнет успеха, не достигнет его и вся команда;

    В процессе работы все должны помогать друг другу, заинтересовывать друг друга в обучении;

    После работы необходимо обсуждать достижения и промахи, анализировать эффективность взаимодействия.

    Эффективная групповая работа строится на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества. Должны соблюдаться и другие принципы групповой (кооперативной) работы:

    Принцип равенства позиций (учитель и ученики являются равноправными участниками группы, только учитель играет роль «катализатора», способствующего развитию мышления; у всех участников группы одинаковые права и обязанности, они устанавливают партнерские отношения);

    Принцип активности (активность зависит от уровня заинтересованности проблемой, уровня осведомленности, опыта групповой работы, взаимоотношений в группе);

    Принцип исследовательской и творческой позиции участников (открытость к новому опыту, способность активно наблюдать за собственной деятельностью, реализовывать принцип партнерства);

    Принцип обратной связи (работа в группе дает возможность «увидеть себя глазами других участников»);

    Принцип доверительного общения (от соблюдения этого принципа зависит эффективность взаимодействия);

    Принцип партнерского общения (субъект-субъект), обеспечивающий признание ценности личности другого человека.

    Можно, например, разработать вместе с учащимися памятку «Нормы поведения в группе»:

    а) в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

    б) говори так, чтобы тебя понимали, высказывайся непосредственно по теме, избегай лишней информации;

    в) если прозвучала информация не вполне ясная, задай вопрос;

    г) каждый имеет право просить о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обратился за помощью;

    д) критикуй идеи, а не личности;

    е) цель совместной деятельности – не «победа» одной точки зрения. а возможность найти лучшее решение…

    Доктор педагогичных наук университета США Керолайн Хендерсон предлагает такую схему распределения по группам:

    Группирование по способностям (учащиеся имеют примерно одинаковый уровень знаний);

    Смешанное группирование (учащиеся разного уровня знаний работают в одной группе);

    Группирование по интересам;

    Группирование по половому признаку;

    Однородное группирование (у учащихся одинаковое отношение к прочитанному произведению);

    Неоднородное группирование (у учащихся разные мнения о прочитанном произведении);

    Группирование вслепую (группы создаются стихийно).

    Каждый тип группирования имеет свои достоинства и недостатки, все зависит от цели, которую преследует учитель. Выполняя различные упражнения на уроке, учитель может комбинировать группировки.

    Возможны различные варианты организации работы в малых группах . Вот один из них (по О. Пометун и Л. Пироженко):

      Объединение учащихся в группы (5 – 6 человек). Распределение

    учащимися ролей:

    Спикер (руководитель группы) организует работу в группе, приобщает всех к дискуссии, подводит итоги работы, определяет докладчика;

    Секретарь (ведет запись результатов работы коротко и разборчиво, участвует в дискуссии);

    Посредник (следит за временем и участвует в работе группы);

    Инициатор,

    Докладчик и пр.

    2. Сообщение задания группе и инструкции по его выполнению.

    3. Установка на определенное время работы.

    4. Работа в малых группах в течение установленного времени (внесение предложений, сведений, мнений и их обработка, принятие идей…).

    5. Презентация результатов работы.

    6. Оценка деятельности групп.

    От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в разных формах.

    Формы межгруппового общения

    Варианты презентации групповых решений

    Совместно-

    индивидуальная

    Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

    Совместно-последовательная

    Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

    Совместно-взаимодействующая

    Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

    Интерактивное обучение является одним из лучших способов выполнения миссии учителя . В этом случае «ученик становится творцом урока литературы, а учитель «режиссером-постановщиком, мудрым советчиком и организатором, который заботится о том, чтобы все участники могли получить духовно-эстетическое удовольствие от прочитанного произведения и сделанного во время совместного взаимодействия» (В.И. Шуляр). Педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся.

    При групповой работе может возникнуть проблема, когда одни ученики работают, а оценки получают все. Поэтому учителю необходимо позаботиться о распределении ролей, привлекать школьников к систематической работе, разработать в команде документы сотрудничества (например, правила работы в команде, или договор, или условия оценивания и т.д.). Оценивать необходимо работу всей группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

    Интерактивное обучение можно сравнить с игрой в кино. Ученики-актеры выполняют свои роли, вкладывая в игру свои способности, но игра регулируется режиссером - учителем. Играть необходимо по определенному сценарию, так как чрезмерная свобода актеров может привести к отрицательному результату. Поэтому учителю необходимо учитывать не только личностные особенности школьников, но и их тактику поведения на уроке. Учитель должен помнить, что только в теплой атмосфере учащиеся легче всего воспринимают и усваивают информацию. Но учитель также должен знать, что именно он устанавливает свои порядки и правила в классе, придерживаться которых все обязательно должны. Об этом учащиеся должны быть заранее осведомлены. Такой подход обеспечит необходимое поведение школьников и улучшит их сотрудничество. При возникновении проблем на уроке учитель не должен показывать свое неудовольствие. Необходимо дать детям возможность ошибиться, тогда они почувствуют большую ответственность за свои поступки. Однако учитель все же должен направлять учащихся на исправление ошибок.

    При подготовке к уроку с использованием интерактивных технологий учитель должен помнить :

    Организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;

    К работе необходимо по возможности и в разной степени привлекать всех учащихся;

    Необходимо заботиться о психологической подготовке школьников. Полезным будет разнообразное стимулирование учащихся за активное участие в работе;

    Продуктивной будет работа в малых группах (каждый должен быть услышан);

    Необходимо подумать о подготовке помещения (учащиеся должны иметь возможность свободно передвигаться);

    Все материалы для работы в малых группах должны быть приготовлены заранее;

    Во время урока важно придерживаться регламента и процедуры, проявлять

    терпимость к любой точке зрения, внимательно выслушивать каждого участника;

    Внимательно относиться к учащимся во время формирования групп;

    На одном уроке желательно использовать 1-2 интерактивных приема работы;

    Во время подготовки заданий учителю необходимо продумать разные варианты ответов и заранее выработать критерии оценки эффективности урока;

    Уроки должны захватывать учащихся, пробуждать в них интерес и мотивацию;

    Важно отметить, что умело организованный учителем интерактивный диалог между учащимися способствует творческому самовыражению читателя, его самоутверждению как Я-личности, способной получить эстетическое удовольствие от прочитанного.

    Интерактивное (диалоговое) обучение может успешно применяться в нестандартных формах урока.

    ВВЕДЕНИЕ

    интерактивный обучение мультимедийный

    Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать новую ситуацию, оценить её и принять соответствующее решение - это гражданин общества.

    Использование новых интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию -последовательность и темп изучения тем, систему заданий, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования -выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального смысла деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

    Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

    Информационно-коммуникационные и интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.

    Интерактивное обучение

    Объект исследования : технологии в образовательном процессе.

    Предмет исследования : интерактивные технологии в образовании.

    Цель исследования: изучить понятия «технология» в образовании, исследовать использования интерактивных технологий в образовательном процессе.

    Задачи исследования :

    1. Определить понятия «интерактивное обучение», «интерактивная технология».

    2. Изучить основные аспекты использования интерактивного оборудования в образовательной деятельности.

    Разработать занятия для детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста с использованием интерактивных средств обучения.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

    1.1 Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях

    Интерактивное обучение

    · Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

    · По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

    · Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

    · Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

    · Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

    · Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

    Уровни взаимодействия С точки зрения степени взаимодействия под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни):

    · линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

    · реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;

    · множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

    Иногда интерактивность в данной серии коммуникационного взаимодействия определяется как выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями).

    Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

    Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

    В структуру педагогической технологии входят:

    Организация учебного процесса

    Методы и формы учебной деятельности учащихся

    Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

    Диагностика учебного процесса.

    Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:

    Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

    Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

    Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

    Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Подведем итог: интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. На сегодняшний день нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями. Интерактивность - это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещению каких-либо сведений. Оно (взаимодействие) включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Технология (педагогическая технология) - совокупность форм методов и приёмов средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение данного процесса. Главная проблема, которая решается с помощью технологии - управляемость процессом обучения.

    1.2 Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности

    Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

    Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

    Только 45 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника - компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием.

    Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

    Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.

    Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

    В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

    Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Одной из активных форм обучения, предлагающей использование компьютерных технологий является создание мультимедийного реферата или презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

    Программа Power Point позволяет достаточно просто создавать мультимедийные презентации. Главное свойство этой программы заключается в том, что она поддерживает использование не только текстовой информации, но и позволяет вставлять и оперировать объектами, созданными в других программах. Примерами таких объектов являются аудио фрагменты, которые могут использоваться для звукового сопровождения, и графические объекты, что позволяет наиболее наглядно представить изучаемый материал. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

    При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска. Она - одна из самых важных инструментов при получении знаний учащихся. При помощи этой доски учитель может провести урок более интересным и увлекательным. Интерактивная доска дает возможности использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.

    Интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска, документ-камера, обеспечивают эффективность использования компьютеров при проведении уроков, занятий, внеклассных мероприятий, родительских собраний, совещаний, презентаций и др.

    Интерактивная доска - это гибкий инструмент, совмещающий в себе простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В комбинации с мультимедиа проектором, данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время проведения занятия, можно сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, послать по электронной почте, сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.

    Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

    Она реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность.

    Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

    В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

    Мультимедийная презентация - это современная и перспективная информационная рекламная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки.

    Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

    На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, преподавателю остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

    Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящий ученикам истинное удовольствие.

    Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям. Использование интерактивной доски может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников.

    Таким образом, по нашему мнению, интерактивные доски позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса :

    · Уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Последняя хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики ученика.

    · Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. Ученики по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

    · Повышают эффективность подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных; возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура.

    · Позволяет организовать групповую работу (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

    Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

    Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

    Таким образом, мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

    Информационные и интерактивные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, повышают интерес к творчеству, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.

    Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    Примеры заданий с использованием интерактивных средств обучения в старшей группе дошкольников (первоклассников)

    1. Задание на соотнесение числа с количеством (рис. 1).

    Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой и сопоставить её с карточкой с предметами. Дети поочерёдно подходят к интерактивной доске и двигают карточки с предметами к курточке с изображением соответствующего числа.

    2. Задание на количественный счёт (рис. 2).

    Педагог раскрывает «ширму» и просит детей украсить прическу куклы бантами. Ребёнок передвигает банты на голову куклы, дети хором подсчитывают количество бантов.

    Аналогично, дети «дарят» кукле цветы и считают их.

    Хотелось бы отметить активное участие детей в выполнении практических заданий.

    3. Задание на определение состава числа 7 из двух меньших (рис. 3).

    Детям предлагается сложить путём передвижения число из двух полосок различного цвета (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно из набора Кюизнера). После завершения задания ребятам предлагается сверить результат с тем, который находится за «ширмой».

    . Задание на внимание, знание геометрических фигур, классификации по трем признакам: цвет, форма, величина (рис. 4).

    Нужно расселить жильцов в домики, используя знаки-подсказки (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно с блоками Дьенеша).

    5. Задание на классификацию групп животных: домашние, дикие (рис. 5).

    Дети передвигают к условным обозначениям изображения животных, называют их. При условии правильного выполнении задания, дети активизируют звуковое сопровождение, имитирующее голос животного.

    6. Задание на составление загадки с опорой на схему (рис. 6).

    Детям предлагаются картинки и схема. Ребятам необходимо озвучить текст загадки и отгадать её. В случае правильного ответа педагог отодвигает «ширму» и показывает картинку-отгадку.

    . Задание «Кто, где живет?» на сопоставление (рис. 7).

    Дети называют животного, его жилище и маркером проводят линии, соединяющие изображение животного с его жилищем.

    8. Игра на внимание (рис. 8).

    Ребятам необходимо внимательно посмотреть на рисунок, затем рисунок закрывается ширмой, а дети должны его воспроизвести в тетрадях, на доске.

    9. Игра «Передвижение по игровому полю» на развитие алгоритмического мышления (рис. 9).

    Один из желающих игроков стоит у доски спиной к ней, другой играющий выполняет его команды на доске. Условие игры: звезда начинает движение с центра поля, передвигается по всему полю, выполняет команды: вперед, влево, вправо, вниз. Выигрывает тот, кто дольше продержится на игровом поле.


    Применение интерактивных средств обучения позволяет:

    · организовать обучение более интенсивно и качественно;

    · содействовать развитию творческих способностей у детей, путём использования фото-объектов, объектов со звуком, рисования и решения интерактивных задач;

    · активно вовлекать детей в познавательный процесс.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

    Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.

    Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.

    Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

    интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. На сегодняшний день нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями.

    Технология (педагогическая технология) - совокупность форм методов и приёмов средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение данного процесса. Главная проблема, которая решается с помощью технологии - управляемость процессом обучения.

    Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения.

    Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

    Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

    При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска. Она - одна из самых важных инструментов при получении знаний учащихся. При помощи этой доски учитель может провести урок более интересным и увлекательным. Интерактивная доска дает возможности использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом.

    Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям. Использование интерактивной доски может сделать образовательный процесс более увлекательным, вовлечь всех учеников в активный познавательный процесс.

    В своей работе мы разработали задания с использованием интерактивной доски для учащихся старшей дошкольной группы. Может также использоваться в первом классе общеобразовательной школы в общеразвивающих занятиях.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беспалько В.П . Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.

    2. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В.Педагогические технологии.- М.: Феникс, 2010.-336с.

    3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.

    4. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.- 428 с.

    5. Попова Е.Н. Интерактивные технологии - не роскошь, а средства обучения// Интернет и образование, Август, Том 2009, № 11(http://www.openclass.ru/io/11/osipova)

    6. Селевко Г.А. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998. - 255 с.

    7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

    Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.

    9. Якупова Г. З. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности// Журнал информатизация образования, 2007, №1.