Развитие творческих способностей в начальной школе презентация. Презентация к дипломной работе "развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования". учитель начальных классов

«Развитие творческих способностей
младших школьников в учебно­
воспитательном процессе в рамках
реализации ФГОС НОО»
Выполнила: Медведко Л.П.,
учитель начальных классов,
ВКК
МКОУ СОШ №1

«В душе каждого ребенка
есть невидимые струны. Если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Что такое творческие способности?
Творческие способности­ это индивидуальные
психологические особенности ребенка, которые
не зависят от умственных способностей и
проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке
зрения на окружающую действительность.

Актуальность

Перед школой всегда стоит цель:
создать условия для формирования личности,
способной к творчеству.
Поэтому начальная школа, делая переход на новые
стандарты второго поколения, должна быть
сориентирована на развитие творческой
(креативной) личности.

 Развитие творческих способностей ­ важнейшая
задача начального образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребенка,
пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.

Если посмотреть на современное состояние
образования в России, то можно увидеть, что оно
характеризуется качественными изменениями в
области содержания, которое направлено на развитие
творческих способностей личности ребенка.
Актуальность и перспективность работы в данном
направлении определяется тем, в какой мере учебно­
воспитательный процесс обеспечивает развитие
творческих способностей каждого ученика, формирует
творческую личность, готовит его к творческой,
познавательной и общественной деятельности.

Творческие способности учащихся
Под творческими (креативными) способностями
учащихся понимают “…комплексные возможности
ученика в совершении деятельности и действия,
направленные на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность
мыслительных и личностных качеств, определяющую
способность к творчеству.

Основные цели

 развитие системности, диалектичности
мышления;
 развитие продуктивного,
пространственного,
управляемого воображения;
 обучение целенаправленному
использованию эвристических методов для
выполнения творческих заданий.

Задачи:
 Создать условия для развития личности ребенка.
Источниками развития ребенка выступают
два вида деятельности:
 учебная деятельность, которая направлена на
овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми
для жизни в обществе;
 творческая деятельность, в процессе которой ребенок
реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение
уже известных знаний.
 Способствовать проявлению у ребенка
самодеятельности, самореализации, воплощению его
собственных идей, которые направлены на создание нового.

Компоненты творческих
способностей школьников:
 творческое мышление;
 творческое воображение;
 применение методов организации
творческой деятельности.

Способности человека можно представить в виде
дерева:
корни - природные задатки
человека;
ствол - общие способности;
ветви - специальные
способности, в том числе и
творческие.
Чем больше ветвей, тем
дерево мощней, пышней и
ветвистее его крона!

Методы творчества
 наглядность;
 художественное слово;
 технические средства;
 игра.

Способы стимулирования творческих
способностей
 обеспечение благоприятной атмосферы;
 доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в
адрес ребенка;
 обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными
новыми для него предметами и стимулами с целью развития его
любознательности;
 поощрение высказывания оригинальных идей;
 обеспечение возможностей для практики;
 использование личного примера творческого подхода к решению
проблем;
 представление детям возможности активно задавать вопросы.

Методические приемы, развивающие
креативное мышление учащихся
Мозговой штурм
Мозговой штурм

Игровой метод
Метод дихотомии в игре «Да­нет»
Узнай объект по описанию
«Минутки» творчества
Уроки – сказки
Преобразование объектов
Составление синквейна
Проектная деятельность
Исследовательская работа
Внеклассные мероприятия

Система творчества, под которой понимается
упорядоченное
множество взаимосвязанных заданий, ориентирована
на познание, создание, преобразование в новом качестве
объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие
креативных способностей младших школьников в учебном
процессе.
Основным условием творчества учащихся на уроках
является
создание «УСПЕХА».

Результаты:
­ повышение качества знаний учащихся,
­ приобретение навыка самостоятельно
организовывать свою учебную деятельность,
­ активизация творческой и познавательной
активности учащихся,
­ формирование положительных личностных
качеств ученика,
­ формирование осознанной потребности в ведении
здорового образа жизни.

Заключение
Развитие творческих способностей учащихся
зависит от эффективности используемых
учителем методов и приёмов и того, насколько
творчески он подходит к данной проблеме.
Использование различных видов и форм
творческих заданий позволило достичь
определенного уровня в развитии творческих
способностей, который оказался посильным
для каждого ученика.

Систематическая работа по развитию творческих
способностей дает следующие результаты: дети
вырастают любознательными, активными, умеющими
учиться, настоящими мечтателями и фантазерами,
людьми, способными видеть чудо в привычных вещах.
Собственное творчество детей помогает прочнее
усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче
решается проблема мотивации, дети сами проявляют
желание творить. Важным моментом является то,
что творческие работы привлекают внимание всех
детей, здесь они открываются с положительной
стороны.

    Хочу представить вам работы, проводимые на уроках литературного чтения.

    Слайд 5

    Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

    Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

    Слайд 6.

    Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так:

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Слайд 7

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Слайд 8

Одно из самых интересных заданий для ребят - это работа с книжками - самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор книжек в классе.

В этих книжках - самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Слайд 9

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как, в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

Слайд 9.1

Творческое пересказывание

Цель творческого пересказывания - вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему так как пересказчику неизвестны какие- то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, получено при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.

Творческое сочинение

Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

  • привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
  • мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
  • упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное - отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Слайд 10

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.

Слайд 11

Со второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

Слайд 12.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных школах.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Драматизация - это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Просмотр содержимого документа


Критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Когнитивный

Средний уровень

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Мотивационно- потребностный

Деятельностный

Низкий уровень

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие.

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя.

Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий.



  • наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
  • Разработка и планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
  • соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
  • стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
  • разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.





Составление вопросов и тестов по данному тексту

Творческое пересказывание

Продолжение произведения (придумывание конца)

Творческое сочинение


  • Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
  • Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
  • Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.



  • Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации;
  • Только средствами движения, т. е в виде пантомимы
  • Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тема презентации: « Развитие творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время»

3 слайд

Описание слайда:

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Изучение литературы по данной теме Подбор методик и приёмов для развития творческих способностей учеников моего класса Использование опыта других педагогов. Система работы по данной теме

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования 1. Необходимость повышать теряющийся интерес к учению 2. Воспитание активной успешной творческой личности, востребованной современным обществом 3.Развитие творческих способностей детей разного уровня 4.Возрождение русской культуры и русского слова, теряющихся в связи с засильем западной культуры 5. Воспитание нравственности и доброго начала 6 Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов

5 слайд

Описание слайда:

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования « В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество- вот имя этой птицы» В.А.Сухомлинский «В каждодневной окружающей нас жизни творчество -есть необходимое условие существования человека» Л.С.Выготский «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» Б.В.Давыдов Деятельный подход в воспитании (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н,Е.Щуркова) Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амоношвили, В.А.Сухомлинский) Игровые технологии (И.П.Иванов) Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, Б.В.Давыдов, Л.С.Выготский) Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) Технология природосообразности (М.Монтиссори)

6 слайд

Описание слайда:

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: « Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности.» Задачи: Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников. Использование в педагогической деятельности технологий, направленных на развитие творческих способностей детей. Определение эффективности применения различных методов, влияющих на развитие творчества детей. Отслеживание показаний применения педагогических технологий.

7 слайд

Описание слайда:

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключена в словах Василия Александровича Сухомлинского: « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» С учётом требований ФГОС передо мной встала проблема необходимости создания модели работы, которая бы была направлена на: - выявление и развитие творческого потенциала детей. -построение уроков и деятельности ГПД на деятельной основе -проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии, соблюдая принципы: от простого к сложному принцип наглядности принцип индивидуальности

8 слайд

Описание слайда:

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббарт Технология работы в системе образования Используемые педагогические методики Ролевая, деловая игра, исследовательская работа, самостоятельная работа, практическая работа, обучение в сотрудничестве (парная и групповая работа). Используемые педагогические технологии Проблемное обучение, групповые технологии, коллективное творческое дело, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, проектные технология, системно-деятельностный подход. Самообразование Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС.

9 слайд

Описание слайда:

Виды творческих заданий на уроках русского языка Игры на уроках: Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм («Составь текст и озвучь его», «Кокурс дикторов» и др.) Лексико-фразеологические игры («Составь фразеологизм», « составь пословицу», « угадай-ка» и др.) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктационных норм («Третий лишний», «помоги Пете Ошибкину» и др) Нетрадиционные домашние задания: Задания на основе материалов газет и телевидения Разработка наглядного пособия Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме Составление ребусов, шарад, пословиц Сочинения на лингвистическую тему

10 слайд

Описание слайда:

Виды творческих заданий на уроках математики Придумать обозначение числа,понятия; Дать определение изучаемому объекту, явлению; Сочинить задачу по схеме, математическую сказку; Сформулировать математическую закономерность; Составить кластер,математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач; Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад; При работе в группах или парах по предложенным уравнениям составить текст задачи и предложить решить их другим группам или парам.

11 слайд

Описание слайда:

Любимые творческие задания детей класса: «Перевоплощение», где ведётся рассказ от имени предмета, игрушки, животного, птицы или другого лица, что помогает помимо творчества развивать рефлексию; «Очумелые ручки», где целью является подбор разнообразных и неожиданных возможностей использования предмета не по его прямому назначению; «Сочиняйка», когда рассказ учащихся складывается из заголовков произведений книги, журнальных и т.д. Стили и жанры сочиняемых произведений могут быть самыми различными в зависимости от темы и целей; «Рифмушки», когда ведущий даёт первую строку и каждый ребёнок далее сочиняет ещё по одной; « А ты знаешь…», когда ведущий говорит, например, «А вы знаете, что капуста – это овощ….» и далее детям предлагается записать как можно больше категорий объектов, к которым принадлежит названный предмет. Например, капуста – овощ, продукт питания, шар и т.д.; «Гляделки», где учащиеся интерпретируют увиденное на картине, стене, снегу, в поле, где угодно в окружающем их пространстве; «Фантазёры», когда учащиеся сочиняют и записывают различные легенды, выдумки, то, чего не может быть; «Чудилки» - лепка и рисование живых существ, обладающих невиданным до сих пор внешним видом, способностями и т.п., сочинение и запись рассказа о них.

12 слайд

Описание слайда:

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения 3 класс: 1. Придумай свою сказку. 2. Подготовь рассказ о старинных вещах, которые соответствуют времени, описанному в стихотворении И.Сурикова «Детство». 3. Нарисуй, какие звуки ты слышишь, читая стихотворение С.Есенина «Пороша». 4. Нарисуй нарядный переплёт старинного семейного альбома. 5. Придумай и запиши счастливый конец для сказки. 6. Придумай продолжение к стихотворению. 7. Прочитав сказку Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», придумай рассказ о том, как вы бережёте своё время и время окружающих вас людей. 8. Составь книгу-самоделку любимых произведений о маме (стихи, пословицы), нарисуй портрет. 9. Придумай и напиши сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок». 10. Ответь на вопрос: «Что для вас значит басня И.А.Крылова?». 11. Составь свод сказочных законов. 12. Творческая работа к уроку-отчёту «Здравствуй, гостья-зима!». - Заполните пропуски подходящими по смыслу словами и закончите маленькую сказку. Придумайте ей название. Как____ в лесу! За деревьями мелькают ________. Кричат в ночи ___________. А маленький __________ не боится! Скоро ______________! Вот заскрипел ___________. Это идёт _______________. Он несёт __________. С какой радостью _________ _________ _________.

13 слайд

Описание слайда:

Сочинения с элементами иллюстрации Интересно отправиться в осенний лес. Некоторые деревья стали лимонно-желтыми, а некоторые оранжевыми. Встречается и тёмно –красный цвет. Коричневый тоже присутствует в красках осени. Только вечнозелёные ели и сосны остаются такими, как были. Подует ветерок, и листья начинают падать разноцветным дождём. Они падают на тропинку и здорово шуршат под ногами. Слышно, как трещит сорока, вспорхнёт жёлтая синичка, раздаётся мерный стук дятла, суетятся последние насекомые. Совсем скоро лес погрузится в зимний сон, и его окутает звенящая морозная тишина.

14 слайд

Описание слайда:

Творческий проект «Наш театр» Цель: постановка кукольного драмматического спектакля по самостоятельно сочиненным сказкам. Показ спектакля одноклассникам, родителям, на школьном уровне, воспитанникам детского сада. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

15 слайд

Описание слайда:

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Для развития творческих способностей младших школьников необходимо вырабатывать творческую самостоятельность, интерес к познанию: творческие задания на каждом уроке система нетрадиционных уроков творческие работы во внеурочное время Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребёнка. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность

16 слайд

Слайд

Описание слайда:

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М. Просвещение 2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности-гражданина России А.Я.Данилюк М. Просвещение Н.И.Дереклеева «Мастер класс по развитию творческих способностей учащихся» 2007г В.Д.Шадриков «Развитие способностей» Начальная школа» 2004 №4 Н.К.Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся» Педагогический поиск 2009 Л.С.Выготский Воображение и творчество в детском возрасте Академия 2011г З.А.Зак Методы развития способностей у детей Педагогика 2010. М.В.Ермолаева Практическая психология детского творчества 2011 Ю.В. Григорьев « Внеурочная деятельность школьников» Воспитание школьников»2012 Д.Б.Эльконин «К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте» Вопросы психологии Нач.шк 1974 №4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования по ред Е.С.Полат М.2000 В.И.Ковалько « Младшие школьники после уроков» М 2000 А.В.Баранова «Моделируем внеурочную деятельность» м. Просвещение 2013

«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.

Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Лесновская СОШ»Тишина Н.С.


Развитие творческих и познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка. на уроках русского


  • основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
  • мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

  • Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Проявление радостных эмоций во время работы.
  • Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности .

  • Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
  • Замечать любые творческие проявления учеников.
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
  • Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.

Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.


Этапы развития творческих и познавательных способностей.

Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.

Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.

Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.


  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование творческих работ;
  • различные виды игр;
  • задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
  • творческие словари,ребусы,шарады;
  • составление синквейнов;
  • творческие задания на дом;

  • Свободное сочинительство (пиши,что хочешь).
  • «Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
  • «Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
  • Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
  • Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

  • «Ребенок мыслит образами»

Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а …..


  • АВТ М БИЛЬ
  • КОСМ С

  • Из б а нанов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву «О».
  • Когда тебя ужалит кр а пива,то трудно удержаться от крика «-А!».
  • Ну какой в о сход без солнца?!

Фонетические зацепки.

  • Па сс ажир берет билет в ка сс е.
  • На у лице встречаю знакомые лица.
  • На за пад е солнце пад ает.

  • выделение противоположных свойств;
  • поиск аналогий;
  • постановка вопросов;
  • переформулирование;
  • генерирование идей;
  • установление ситуативных связей между предметами;
  • установление причинных связей между событиями;
  • игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;

Ситуативные связи.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?


  • Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
  • Самосвал с грузом не пришел к назначенному времени.

Синквейн

Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.


Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск.

Права. Необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость.


Красивый

Маленький

Надежный

Желанный

Охраняет

Защищает

Ухаживает

Обогревает


Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.

Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь.


  • 49 и более очков . В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
  • От 24 до 48 очков . У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
  • 23 и менее очков . Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Главный стимул творчества огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.