Русский язык формирование гражданской идентичности. Роль русского языка в формировании гражданской идентичности

18 августа 2017 года в театре эстрады «Янтарь-холл» Светлогорска состоялась Межрегиональная августовская педагогическая конференция «Русский язык как основа гражданской идентичности». Мероприятие организовано: Министерством образования правительства Калининградской области и БФУ им.И.Канта.
Участники: руководители образовательных учреждений региона, организаций культуры, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций.

Гостей и участников конференции приветствовала Ольга Юрьевна Голодец , заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

«Мне очень приятно, что подготовку к учебному году мы начинаем здесь, в уютном Светлогорске. Вы - педагоги Калининградской области - задаете высокую планку всей России. В этом году в школы России пойдут 7 млн. 443 тыс. учащихся. В первые классы придет на 40% больше детей, чем в прошлом году. В Калининградской области число учащихся тоже прирастает. Образовательная инфраструктура в регионе развивается очень успешно. Ваш молодой врио губернатора очень четко и твердо ставит задачи перед федеральным центром. И мы готовы помогать тем, кто развивается! Я с удовлетворением отмечаю, что те задачи, которые казались сложными и невероятными, в КО уже решены: очередь детей в детсады практически ликвидирована; введены новые ФГОСы. В федеральном рейтинге топ-500 присутствует 5 калининградских школ. Мне приятно отметить, что семь школьников из Калининграда и области представляли Россию на международных соревнованиях по разным школьным предметам. Это свидетельствует о высоком уровне школьного образования в регионе. Мне хочется пожелать вам успехов в новом учебном году!»

После слов приветствия Ольга Голодец объявила Благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность объявлена временно исполняющей обязанности министра образования Калининградской области Светлане Сергеевне Трусеневой.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области Антон Андреевич Алиханов приветствовал педагогическую общественность региона и вручил медали «За заслуги перед Калининградской областью» выдающимся педагогам региона.


Антон Алиханов :

«Дорогие друзья, Ольга Юрьевна, я помню наше перовое знакомство, вы поставили жёсткие задачи. И вот сегодня мы вас повезем в школу, которую построили совместными усилиями. Спасибо вам большое за поддержку, мы достигли определенных успехов, они стали заметны уже на российском уровне. Мы не будем останавливаться, будем продолжать. Сегодня мы занимаемся образованием комплексно - хотим выстраивать систему от детского сада до вуза и даже дальше. Вот только, что мы обсуждали, какой проект мы реализуем в рамках «Кванториума», когда школьники 9 – 11 классов уже практически находят себе работу и понимают, как им двигаться дальше по профессиональному пути. Мне хочется пожелать сегодня всем присутствующим, никогда не останавливались на достигнутом. Спасибо большое вам за работу и самого доброго вам!»


Торжественную церемонию награждения участников областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» провели Светлана Трусенёва, временно исполняющая обязанности министра образования Калининградской области, и Андрей Павлович Клемешев, ректор БФУ им.И. Канта.
В конкурсе 2017 года принимали участие 28 учителей из всех 22 муниципальных образований области.

Лауреатами конкурса «Учитель года» стали:

Вериногов Алексей Федорович, средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель истории и обществознания

Напреенко Максим Геннадьевич Гимназия «Вектор» города Зеленоградска, учитель биологии

Сидоренко Александр Александрович средняя общеобразовательная школа города Ладушкина, учитель истории и обществознания

Кучер Виктория Владимировна гимназия города Гурьевска, учитель иностранного языка

Микаилова Юлия Сергеевна средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель биологии

Киселёв Андрей Александрович учитель физической культуры средней общеобразовательной школы города Зеленоградска

Победителя областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2017» награждали: Ольга Голодец и Антон Алиханов. Им стал Алексей Михайлов - учитель немецкого языка лицея «Ганзейская ладья».

Алексей Михайлов – выпускник БФУ им. И. Канта, он с отличием закончил университет по специальности «теория и методика преподавания иностранных языков и культур, немецкий язык и литература» в 2006 году. Поздравляем с высоким званием «Учитель года»! Партнёр.

Профессор, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, Уфа, Россия. [email protected]

Халиулина А. И.

Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, Уфа, Россия. [email protected]

ID статьи на сайте журнала: 5834

Сафин Ф. Г., Халиулина А. И. Роль русского языка в формировании общероссийской гражданской идентичности в полиэтничном регионе (на примере Башкортостана) // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 90-96



Аннотация

В статье анализируется роль языкового фактора в становлении гражданской идентичности на примере многонациональной Республики Башкортостан. На основании переписей населения и ряда социологических опросов доказывается, что, несмотря на меры по внедрению изучения родных языков, в республике наблюдается значительное расширение сферы распространения русского языка. Это, в свою очередь, способствует возникновению у русскоязычных башкир и татар чувства общности с гражданами России и формированию у них общероссийской (гражданской) идентичности.


Ключевые слова

этническая идентичность; гражданская идентичность; государственная идентичность; русский язык; языковой фактор; этноязыковая ситуация; родной язык; Башкортостан

Список литературы

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Пройденные пути и некоторые проблемы современной российской этносоциологии // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 106-116.

Губогло М.Н. Русский язык и толерантность. М.: Старый сад, 2003.

Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации: опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.

Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2006.

Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2012.

Сафин Ф.Г., Фатхутдинова А.И. Этническая и региональная идентичности в региональном измерении: феномен Башкортостана (1959-2002). Уфа: Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, 2012.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Любовь Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учитель русского языка и литературы

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

О сновой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке » и дидактический материал : упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием гражданской и культурной идентичности в каждом классе различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим
о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять ; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило ; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в
соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм . Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны » (5 кл.); др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «культура, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно - христианские добродетели. См.приложение1

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

В текстах диктантов, изложений нашло отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе , в летописи «Повести временных лет», текст которой мы изучаем на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве». В изучении текста «Житие Сергия Радонежского» Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, православный народ отмечает его память.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы: «Обособленные приложения и определения, вводные слова» в 8 классе провожу выборочный диктант по тексту пересказ Житие Сергия Радонежского Бориса Зайцева)

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 5 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка в гимназии разбудить душу ребенку и создать благодатную почву для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.

Использованная литература:

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

(А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)

1.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского

языка и литературы

Черникова П.В., учитель русского языка

и литературы Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее

и вы увидите, что окажетесь не в состоянии

совершить дурной поступок.

Конфуций

21 век – век высоких технологий, время информационного общества.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот,

куда не заглядывали даже научные фантасты. В системе школьного

образования наблюдается смещение акцентов в сторону дисциплин

естественнонаучного цикла.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание

школьника? У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени

задуматься о «разумном, добром, вечном».

«Печально я гляжу на наше поколенье!» – сказал бы сегодня

М.Ю. Лермонтов.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Во

второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области

образования основывается на одном из принципов: гуманистический

характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья человека, свободного развития личности, воспитание

гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача

защиты и развития национальных культур, регионально-культурных

традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают

значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным

средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из

основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это

стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь

подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-

нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной,

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Такимобразом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы

формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов,

развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми

моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как

патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные

эмоции.

Воспитать – значит способствовать формированию сердечного

человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как

можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к

духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию,

отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться

равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться

Человеком.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс

становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а

результат его во многом зависит не только от мастерства педагога, но и

родителей.

Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся,

способствовать их духовно-нравственному становлению, решение проблем,

связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию

такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной

морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко

осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу

внутреннего влечения к добру.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-

нравственное воспитание школьника, способствующее формированию

личности ученика. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное

воспитание школьников на уроках русского языка и литературы». Также

уделяю внимание формированию развитию речи учащихся, развитию

творческих способностей обучающихся.

К большому сожалению, многие ученики не могут и не хотят

грамотно говорить. И многих из них это устраивает. Остаётся

«невостребованным» духовный опыт, оставленный нашими замечательными

художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым,

Достоевским, Толстым… А задача учителя – «достучаться» до сердца, души

ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Роль классической литературы в духовно-нравственном воспитании

подростков просто неоценима, она способствует нравственному

воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки,

патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет

организовать досуг детей.

В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные

формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-

творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их

моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я

использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных

принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы

помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия,

необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими

близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы»,

«Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность

нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,

близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать

эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:

сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание,

любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть,

благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,

порядочность, угрызение совести и т.д.

При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,

предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества

учащихся. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания

учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа,

фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить

детям.

Наряду с уроками русского языка воспитывать нравственные качества

мне помогают и уроки литературы, где просто и доступно даются ответы на

многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных

помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения-

рассуждения о таких нравственных понятиях, как совесть, честь,

милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие

работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На

правильном пути стоят мои дети».

Вопросы нравственности также можно рассмотреть на примере

произведений А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева,

В. Белова, С. Алексеева, А. Костюнина. Их произведения не относятся к

разряду «легкой» литературы, позволяющей расслабиться, забыться, уйти от

проблем. Напротив, они погружают читателей в самые болевые проблемы

времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности,

безнравственность. Эти писатели пишут правду, взывают к проблемам

направляют нас к вечным ценностям.

В качестве завершения работы с этими авторами учащимся

предлагается написать сочинения-рассуждения (например «Уроки

нравственности в …»)

Предполагается, что учащиеся будут знать традиции народа,

выработают навык составления собственной родословной, будут

ориентироваться в понятии «духовные ценности», разовьют осознанноеотношение к духовному наследию страны. Учащиеся смогут уверенно

ориентироваться в основных понятиях нравственной культуры, осознавать

ответственность за собственную жизнь, здоровье, за благополучие близких,

усвоят нравственные нормы поведения, будут уверенно разбираться в

терминах «нравственность», «нравственная культура», «нравственный

подвиг».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей

учащихся, большое внимание уделяю словесному творчеству учащихся,

развитию их творческих способностей.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяется воспитанию

православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного

воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного

самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых

нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет

достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к

сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного,

трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле,

поэтому нужно внешнее воздействие образовательной среды. Духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является

важным средством формирования у дет


УДК 37.035.46

И.В.Хаирова

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования основ гражданской идентичности у учащихся младших классов в процессе обучения их русскому языку на основе использования методологии социокультурного образования. Представлена диагностика социокультурных знаний у учащихся 4-х классов. Раскрываются теоретический, методический и практический аспект реализации социокультурного принципа в обучении русскому языку.

Ключевые слова: основы гражданской идентичности, лингвокульторология, социокультурный подход к изучению языка, национальная языковая картина мира, концепт.

I. V.Khairova FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF CIVIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS RUSSIAN LANGUAGE

In the article the problem of developing the foundations of civic identity in students ofjunior classes in the learning process of their Russian language using a methodology of social and cultural education. Presented diagnosis sociocultural knowledge ofstudents 4 classes. Reveal the theoretical, methodological and practical aspects of implementing the principle of social and cultural learning Russian.

Key words: The basics of civic identity, the science of language and culture, socio-cultural approach to the study of language, national language picture of the world, concept.

Отличительной особенностью нового образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД предполагают, что у выпускников начальной школы будут сформированы в том числе основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Безусловно, формирование основ гражданской идентичности будет осуществляться на разных предметах. Высоким потенциалом в решении данной задачи обладает учебная дисциплина «Русский язык». Ведь язык есть средство формирования и сохранения знаний. По словам А.А.Леонтьева, язык есть вся система значений, включающая и языковые, и предметные значения, отражающие качества и свойства реального мира . В слове фиксируются результаты человеческого познания. Из результатов этого познания складывается языковая картина мира. При этом каждый язык создает свою особую картину мира, в которой отражается не только общечеловеческий, но национально-культурный опыт народа - носителя языка.

Вопрос о необходимости изучения языка как феномена культуры является актуальным для современной стратегии языкового образования. При этом в методике и практике используются два термина для обозначения данного подхода к изучению русского языка -культуроведческий подход, предполагающий прежде всего формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия ; и социокультурный, предполагающий знания о культурах разных народов, о человеческом обществе, о современном состоянии социума, в котором ученик развивается .

В аспекте проблемы формирования основ гражданской идентичности, на наш взгляд, актуальным становится реализация социокультурного подхода в изучении русского языка, поскольку сам термин семантически шире, соприкасается с принципами глобального образования, обучения в диалоге культур.

Новые антропологические подходы к исследованию языка и ориентация лингводидактики на культуру, на способы концептуализации и категоризации знаний о мире, повышенное внимание к формированию языковой личности, ее ментальности требуют нового взгляда на роль родного языка при изучении неродных языков. Сопоставление отдельных явлений в родном и изучаемом языках при этом осуществляются на болеешироком фоне сопоставления фрагментов языковых картин мира, концептосфер, когнитивных и ассоциативных полей. Учет реалий культуры, особенностей концептуального членения мира, своеобразия аспектов коннотации, метафорики, знание особенностей внутренней формы слов, вторичной номинации вносят коррективы в изучение всех уровней языка.

Внедрение лингвокультурологической концепции обучения языкам (какродному, так и неродным) оптимизирует содержание обучения русскому языку, в котором должны найти отражение такие проблемы, как взаимосвязь языка и культуры, национальная языковая картина мира, национально-культурная семантика слова, базовые концепты родной культуры и культуры изучаемого языка; фразеология в национально-культурном аспекте и т.д.

Каков же уровень владения знаниями о культуре русского народа у младших школьников? Нами был разработан диагностический комплекс культурно-ориентированных вопросов и заданий на основе диагностики Л.Н.Новиковой

Приведем примеры вопросов и заданий данного комплекса. 1.Закончите пословицы: Семь раз отмерь.. .(один раз отрежь); Кто где родится... (там и пригодится); Без труда не вытащишь... (рыбку из пруда) Старый друг лучше.. .(новых двух) и т.д. (пословицы из курса начальной школы). 2. Подчеркните животное (рыба, насекомое, птица), обозначающее в русской культуре такие человеческие качества, как: нечистоплотность - (медведь, свинья, осел); упрямство -(баран, козел); хитрость - (волк, лиса, осел) трудолюбие - (пчела, бабочка, ворон) и т.д. 3. Что означал в русской культуре красный цвет? (красоту). 4. Перечислите известные вам народы, проживающие в России? 5. Назовите русскую национальную еду, которая была повседневным сытным и любимым кушаньем. 6. Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А.С. Пушкина (материал взят из сказок, изучаемых в начальной школе), например: «И царица хохотать... и прищелкивать перстами...» (пальцами); «Наступает срок родин; сына бог им дал в аршин» (старинная мера длины) и т.д. 7. Назовите несколько известных вам: а)блюд русской кухни; б)народных игр; в)названий ремесел, распространенных на Руси; г)народных праздников; д)названий «нечистой силы»; е)народных примет; ж)древних русских имен; з)слов, важных для русского человека.

Экспериментом было охвачено более 300 учащихся школ Республики Татарстан. В данной статье проиллюстрируем результаты эксперимента на примере двух классов.

Анализ результатов выполнения заданий диагностического комплекса показал следующее. Учащиеся относительно успешно справились с первым заданием, однако далеко не все смогли закончить все шесть предложенных пословиц. Многие учащиеся не смогли закончить первую и вторую пословицу, одна из учениц отметила, что «1 и 2 пословицу никогда не слышала». Несмотря на то, что большинство учащихся справились со вторым заданием, некоторые ученики не смогли правильно указать, какие животные в русской культуре обозначают лень, сонливость; верность; хлопотливость. Лишь отдельные ученики справились с третьим заданием. Среди наиболее частых ответов, которые давали учащиеся, были «кровь», «боль», «страдание», «любовь». Наиболее трудным для учащихся оказался четвертый вопрос диагностического комплекса: учащиеся имеют слабое представление о народах, населяющих нашу страну. Были учащиеся, которые вовсе не смогли назвать ни одного народа, проживающего на территории России; другие назвали только татар и русских; а несколько учеников отметили, что на территории России проживают только «японцы и китайцы». Многие учащиеся не различают такие понятия, как национальность и религия; страна и народ; республика и жители. Например, в некоторых работах школьники, называя народы, населяющие Россию, написали: «россияне, россиянцы, россисты, мусульмане, православцы». Очень трудным оказалось задание, в котором нужно было определить значение устаревших слов из сказок А.С.Пушкина, включенных в программу начальной школы. Часть учащихся

дали неверное толкование таким словам, как «душегрейка», «перстами», «аршин», «парчовая», «столбовая дворянка», «кичка». При ответе на седьмой вопрос крайне мало было названо блюд истинно русской кухни. Среди наиболее частых ответов были: пельмени, хлеб, манная каша, блины, борщ. Кроме того, испытуемые отмечали еду, не относящуюся к народной кухне, например «биг мак, чипсы» и др. В номинации народные приметы, ученики назвали следующие: если чёрная кошка дорогу перейдет - жди несчастья; птицы низко летают - значит будет ливень; не свисти - денег не будет и др.; некоторые испытуемые вместо примет писали пословицы или выдумывали приметы сами, например: найди сто рублей и ты счастлив; не ссорься и будет много друзей. Во многих работах незаполненными остались номинации «названия ремесел, распространенных на Руси», «народные игры», «народные праздники», «древние русские имена». Определяя слова, важные для русского человека, ученики указали такие: «спасибо», «здравствуйте», «мама», «Бог».

В соответствии с законами математической статистики мы выделили низкий (до 25% выполненных заданий), средний (от 26% до 50% выполненных заданий), достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий) высокий (от 76% до 100% выполненных заданий) уровни владения культурологическими знаниями. В экспериментальном классе результаты получились следующие: 10% имеют достаточный уровень владения культурологическими знаниями, 60% -средний уровень и 30% - низкий уровень. В контрольном классе 7% учащихся имеют достаточный уровень, 28% - средний уровень и 35% - низкий уровень.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что большинство учащихся имеют низкий или средний уровень владения знаниями о культуре русского народа.

Далее школьникам был предложен комплекс вопросов, выявляющих владение социокультурными знаниями по трем языкам: английскому, татарскому и русскому. В него вошли вопросы, связанные с обычаями и традициями, с достижениями культуры интеграционного характера, реалии бытового обихода, позиция «язык» косвенно отражена во всех вопросах. Приведем примеры вопросов, входящих в разработанный нами комплекс для учащихся 4-х классов: татарский национальный праздник, проводимый в конце весны; как называют татарского Деда Мороза; в русском языке животные, птицы, рыбы отвечают на вопрос «кто?», а на какой вопрос они отвечают в татарском языке; в русском языке - это небольшая постройка для хранения старых и ненужных вещей, в татарском языке - это дворец; в России начало весны символизирует праздник Масленица, а как называется этот праздник у татарского народа; как принято обращаться в Англии к другим людям: на ты или на вы; английский глагол со значением «показывать», а в русском языке - существительное, обозначающее яркое эстрадное представление; всемирная организация, которая борется за экологическую чистоту на нашей планете и т.д.

По результатам составлялись матрицы, затем определялись уровни владения социокультурными знаниями. Приведем общие результаты в таблице (см. табл/ 1).

Таблица 1.

К ла сс Кол-во учащихся Низкий уровень владения социокультурными знаниями Средний уровень владения социокультурными знаниями Достаточный уровень владения социокультурными знаниями Высокий уровень владения социокультурными знаниями

А А 25 8 % 76% 16%

ББ 26 19 % 54 % 27 %

Анализируя ответы учащихся, следует отметить, что отдельные вопросы вызвали у школьников затруднения. Например, отвечая на 11 вопрос («Вещь, бывшая в употреблении, планируемая попасть во «вторые руки»), дети давали следующие ответы: «наследство», «б/у», «кот в мешке» и даже «такого быть не может». Или, например, среди ответов на 13 вопрос

(«Подарок, которого не ожидаешь») встретились и такие: «выигрыш», «машина» и даже «PSP» (детская компьютерная игра). Это связано, на наш взгляд, с тем, что ответы на подобные вопросы требуют от школьников и определенного уровня мышления, смекалки. Встречались и ответы с юмором, например, на вопрос № 7 («Г орячие собаки», которые стали популярными и в России) был дан ответ не «хот-дог», а Белка и Стрелка. Но порадовало и знание детьми организаций, борющихся за жизнь нашей планеты, так как кроме ответа «Greenpeace», был ответ и WWF (World Wildlife Fund) - Всемирный фонд дикой природы.

Однако самые большие затруднения вызвали вопросы, связанные со знаниями традиций, национальных праздников. В этом блоке дети дали больше всего прочерков и неправильных ответов. И это несмотря на то, что все эти праздники проходят на общешкольном уровне. Науруз и Масленицу устраивают в школе с обязательным концертом, блинами на Масленицу и татарскими национальными блюдами на Науруз.

Эта проблема приобретает еще более актуальное звучание в контексте задачи формирования основ гражданской идентичности. Ведь для того, чтобы ученик осознавал себя гражданином России, свою этническую принадлежность, научился гордиться своим народом, уважительно относиться к культурам других народов, необходимо знание и понимание национально-культурных особенностей (обычаев, традиций, уклада быта и т. д.) своего народа, народов, которые населяют Россию, осознание самобытности, уникальности языковой картины мира своего народа (в сравнении с другими культурами и языками). Формирование национального и межкультурного сознания и менталитета обуславливается социокультурным подходом к изучению русского языка.

Реализацию социокультурного подхода видят прежде всего в использовании текстов с национально-культурным компонентом, в обращении к образным средствам языка, к фразеологизмам, к клише и стереотипам в русском национальном языке, в привлечении материальных (невербальных) объектов культуры (предметов национального быта, утварь, одежда, произведения народного декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки, зодчества, скульптуры).

Целый урок русского языка может быть посвящен работе с одним словом, близким и знакомым учащимся. Еще в начале нашего века австрийская школа «WORTER UND SACHEN» («Слова и вещи») продемонстрировала важность культурологического подхода во многих областях языкознания, и прежде всего - в лексике и этимологии.

Так создается серия уроков «Энциклопедия одного слова». Такие уроки не только способствуют формированию основ гражданской идентичности, но и развивают у учащихся языковое чутье, интерес к предмету, поскольку история одного слова позволяет ученикам увидеть язык живым, изменяющимся, осуществить настоящее лингвистическое микроисследование.

Базовой лингвосоциокультурной задачей такого урока может стать актуализация фоновых знаний учащихся по тому или иному культурному феномену. Уроки такого типа могут включать следующие элементы:

1. Введение слова (Формулировка цели и задач урока);

2. Работа с лингвистическими словарями (толковые словари С.ИОжегова, В.И.Даля, этимологический словарь Н.М.Шанского, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова, словарь синонимов, словарь антонимов). Организуя такую работу на уроке, учитель может использовать групповые, парные формы работы, ставить пред школьниками исследовательские задачи (каково значение суффиксов в словах, входящих в одно словообразовательное гнездо, в чем заключается отличие синонимичных слов), а также выслушать выступления заранее подготовленных учащихся.

3. Осмысление фразеологического материала, в котором используется данное слово.

4. Жизнь слова в литературных произведениях.

Этот элемент урока может быть реализован по-разному: в форме викторины, брейн-ринга, в форме специально подготовленных докладов школьников, например, «Образ коня в любимых сказках».

5.Использование текстов с национально-культурным компонентом.

6. Работа с материальными (невербальными) объектами культуры (живопись, музыка, предметы национального быта и т. д.).

7.Творческое, проектное задание, предполагающее применение языковедческих и культур-ных сведений по теме, их углубление, систематизацию, выражение личностного отношения к рассматриваемому культурному феномену.

Например, на уроке по слову «Конь» учащимся может быть предложено на выбор выполнение следующих заданий: 1. По материалам, имеющимся в кабинете, составить текст на одну из предложенных тем: «День коня в одной из стран», «История лошади», «История повозки разных народов». 2. Вопросы к брейн-рингу. 3. «Лошадиный» словарик. 4. Узнай песню о коне.

5. Описание картины с изображением коня. 7. Напиши стихотворение о коне или проанализируй любимое стихотворение о коне.

Покажем, как может быть организована работа с текстом на уроке по слову «Конь»

"Конь в хозяйстве - что печь в доме",- говорит пословица. Без коня крестьянину было поля не вспахать, в путь не отправиться. Конём дорожили, о нём складывали сказки, пели песни и даже после того, как коня заменили машины, мощность их моторов по привычке измеряли в лошадиных силах.

[Словарная работа: лошадиная сила (единица мощности двигателя, машины, равная 736 ваттам)]

В Болгарии до сих пор празднуют Тодорицу, День коня. В этот день на окраине Софии готовятся к скачкам; в гривы коней вплетают красно-белые ленты, украшают их веточками герани и базилика - символами весны. Всадники надевают новые вышитые рубашки и специально приготовленные шляпы. А потом на лугу начинаются скачки с препятствиями. Победителей ждут свежий каравай и подарки. (По А.Стрижеву.)

Определите тему текста?

Сформулируйте основную мысль текста?

Какие типы речи использованы в нем? Докажите.

На каком празднике татарского народа проводят мероприятие, похожее на праздник Тодорица? (Сабантуй) Расскажите об этом празднике. Что значит конь для татарского народа?

«Конь для татарского народа во все времена был другом и кормильцем. Конь был надёжной опорой. В тёмные, глухие ночи выносил резвый конь из страшной, чёрной чащобы на дорогу, на коне путешествовали и выходили на лашманскую работу - валили для царя корабельный лес. Оседлав верного коня, шёл татарский джигит в пугачёвскую рать (войско); татарские всадники сражались в одном строю с героями Великой Отечественной войны.

Неслучайно обязательной частью программы Сабантуя являются скачки. Здесь принимают участие подростки десяти - пятнадцати лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда Сабантуй уже близок, им «разогревают ноги».

Среди волжских татар живёт прекрасная традиция: одаривать не только резвейшую, но и ту лошадь, которая придёт последней. Это обычно делают женщины постарше или бабушки. Они приходят на Сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбой. Да и то правда, протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа».

По итогам работы с текстами можно задать учащимся вопросы:

Что общего в культурах татарского, болгарского, русского народов в восприятии коня?

Какими качествами наделяют его народы?

Однако далеко не все символы воспринимаются одинаково во всех культурах. Ведь концепты вербализуются в разных языках в соответствии с характером и своеобразием материальной, духовной, социальной культуры и менталитета конкретного этноса, в тесной взаимосвязи с лингвистическими и прагматическими фактами.

Интересен в этом отношении концепт БЕРЕЗА (в рамках лингвокультурологического

под-хода концепт рассматривается как ментальная сущность, несущая на себе отпечаток духовного облика человека определенной культуры). Восприятие этого символа в русской и татарской культуре не совпадает.

В традиционной русской культуре береза является мифическим деревом, символом женского начала, любви, материнства, символом памяти об умерших предках. «Страной берёзового ситца» называл Россию С.А. Есенин. В сознании носителей русского языка берёза - это неотъемлемый ассоциативный атрибут национальной идеи, артефакт и ментофакт русской культуры.

В текстах татарских народных песен часто встречается слово каен «берёза». В песнях символизация волшебных и лечебных свойств берёзы практически не сохранилась, хотя в некоторых произведениях берёза выступает символом красивой, стройной девушки и вообще молодости, изящной красоты, чистоты. Тем не менее у татар берёза в основном выступает символом печали, грусти, горя. Более того, она считается кладбищенским деревом. Рядом с домом, в садах берёзу татары не сажают. Об этом говорит пословица: «каен утырткан кайгылы була», т.е. человек посадивший березу, наживает горе [Типология татарского фольклора, 1999, с.33].

На последующих этапах обучения подобный исследовательский подход к слову может стать отправной точкой к созданию учащимися творческих проектов по русскому языку. Так, учащимся старших классов могут быть предложены следующие темы для исследования: «ДОМ в русском и татарском языковом сознании», «ПРИРОДА в русском и татарском языковом сознании» и т.д. Предметом исследования школьников могут стать ключевые национально маркированные концепты. Ведь именно в них в языковой картине мира актуализируется этнический менталитет, поэтому изучение ключевых концептов позволяет заглянуть в сердцевину национальной культуры.

Реализуя в обучении русскому языку социокультурный подход, можно успешно решать задачу формирования основ гражданской идентичности. Поскольку на таких уроках учащиеся получают знания о мире, об обществе, в котором личность живет и развивается, о народе, к которому принадлежит, получают опыт эмоционально-ценностной ориентации в мире, в обществе, в социуме, происходит освоение личностью норм общества и ценностей культуры с помощью родного языка.

Литература

1.Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум - М, 2004. - 192 с.

2.Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в многонациональной школе //Русский язык в школе. -2007. - №> 4. - С. 3-7

3.Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 138.

4.Новикова Л.Н. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5 - 9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005. - 515 с.

5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - КВК 9785090210584.

В условиях роста социального разнообразия в стране, в связи с активными миграционны-ми процессами перед системой образования остро встают проблемы обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур, развитие культуры толерантности. Достижение социального согласия в условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества является обязательным условием укрепления стабильности, безопасности государства. В настоящее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Формирование гражданской идентичности личности - одна из важнейших задач социализации в подростковом возрасте. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны. Ученые по-разному объясняют сущность понятия гражданская идентичность. Ими рассматриваются различные аспекты изучения гражданской идентичности: одни (Т.В. Водолажская) считают, что гражданская идентичность входит в состав различных категорий и трактуется как реализация основных потребностей человека в принадлежности к какой-либо группе; другие (И.В. Конода) выделяют в ней политико-правовую компетентность личности, ее активную политическую и гражданскую позицию, чувство принадлежности к обществу, некоторые (А.М. Кондаков) осмысливают гражданскую идентичность как принадлежность человека к определенной, имеющей для него важное значение общности людей той или иной страны. Современное образование одной из своих задач ставит формирование умения школьника соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет человеку осознавать себя полноправным гражданином своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности. Таким образом, под гражданской идентичностью следует понимать осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентированы на формирование у школьников основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; это обусловило необходимость разработки новых подходов к осуществлению гражданского образования.

В настоящей статье проанализировано одно из направлений формирования гражданской идентичности. Примеры из опыта, которые приведены в статье, естественно, лишь один из всех возможных вариантов работы. Целью было осмыслить то, что привилось и дает хорошие результаты.

Образование учит «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим культурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и ее приверженцами. Однако даже самые опытные педагоги, целенаправленно формирующие у школьников верное представление о гражданской общности, об идентичности, о великодушии, толерантности, умение вести себя в этом обществе и сотрудничать с другими людьми, не всегда в совершенстве владеют нужными методами. Внимание к высокому воспитательному потенциалу русского языка, развивающего как эстетические чувства, так и нравственные, гражданские идеалы, требует от учителя поиска путей гражданского образования подрастающего поколения в процессе изучения русского языка.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово-слово учителя, писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала, обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью как над определенным языковым явлением, так и над смыслом, который несет предложенный текст. Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика. Общаясь со школьниками, учитель всегда чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного, гражданского роста надо работать. Многие талантливые книги не только помогают сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивают главное-возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет радостью общения, стремлением духовно расти.

Сегодня в школе в изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект соизучения языка и культуры. Он предполагает формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия. Особенностью работы учителя русского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к русскому языку как ценности. Воспитание у школь-ников ценностного отношения к рус-скому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

Воспитание любви к русскому языку невозможно без целенаправленной и систематической работы над обогащением словаря учащихся терминологическими понятиями: русский язык — эстетический феномен и эстетическое наследие русского народа, эстетическая функция языка, эстетика языка и речи, языковая и речевая гармония, это позволит расширить знания учащихся о совокупности характеристик русского языка и формировать нравственные и гражданские идеалы. Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний русских писателей, поэтов и ученых об эстетических качествах русского языка, о родной земле, об истории страны, научно-лингвистических и публицистических текстов. Еще в XIX в. чтение и анализ образцовых текстов отечественные методисты считали как единственно верный путь постижения уникальной природы родного слова. Так, В. П. Острогорский писал, что «сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...».

К данным высказываниям можно предложить комплекс заданий, орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять мировоззренческого восприятия текста. Выскажите собственное отношение к приведенным высказываниям. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме. Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинения-эссе, сочинения в поэтической форме и т.п. Чтобы формирование у школьников гражданской позиции было успешным, можно сочетать такие формы работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся, а именно: анализ содержания текстов мировоззренческого характера и создание учащимися на их основе собственных высказываний. Наиболее эффективные методы и приемы: лекция-беседа, лекция - сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. В условиях специально организованного обучения учитель может не только работать над пониманием школьниками текста, но и восстанавливать с ними историческую картину мира нашего народа, учить понимать особенности мировоззрения нашего народа через языковые средства родного языка. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому наиболее эффективны следующие образовательные технологии: проектная, КТД, технология проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем самоопределении), технология развития критического мышления. Важным является использование на уроках различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют гражданственность и патриотизм.

Учащиеся, размышляя над образцовым текстом, формируют умение выражать свое отношение к проблемам языка и эстетики, чистоты языка, в стремлении к языковому эстетическому идеалу реализуется как нравственный, так и очень важный для развития личности интеллектуальный аспект уроков русского языка. Настроить на размышления может содержание текстов или строки из них, высказывания, которые становятся темой сочинений-рассуждений. Важным механизмом в данном случае является гражданственность и патриотизм как чувства приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью.

Любовь к своей Родине, гражданственность проявляются и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм, что важно для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, которые помещены во всех разделах учебника русского языка. Следует учитывать, что формирование гражданственности будет успешным, если на уроке созданы ситуации, эмоциональный и интеллектуальный фон, при которых ученик почувствует потребность сказать то, что он чувствует, как он понимает текст, красоту родной речи. Таким образом, обращение на уроках русского языка к текстам, которые, с одной стороны, становятся стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны - должны предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания, дает возможность сделать его не только обучающим, но и воспитывающим.

Следовательно, модель гражданского образования школьников в процессе изучения русского языка является целостной системой педагогических воздействий, предполагающей создание условий для успешного гражданского образования учащихся. Различные формы учебной деятельности школьников позволяют организовать освоение, усвоение и присвоение гражданских понятий и ценностей общества, культуры гражданского поведения. Очевидно, что в данной статье был рассмотрен один из подходов к решению задачи формирования у школьников гражданской идентичности, что поиск перспективных направлений использования воспитывающего потенциала русского языка и привлечение вариативных форм и видов учебной деятельности учащихся будет продолжен.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.
4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
5. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994
6. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.
7. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования
8. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
9. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.