Тестовое задание по функциональной грамотности. Тесты развитие функциональной грамотности В чем была радость обладания кнутом

Колесниченко Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Гафиятуллина Алла Михайловна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 8-9 классов

Цель: подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности.

Текст №1. «ЗЕЛЕНЫЕ КРЫШИ»

В мегаполисах, где отдается много природного пространства под застройку, зеленая кровля является идеальным решением для компенсации ущерба, нанесенного природе. Этот способ устройства крыши стал особо актуален с учетом того обстоятельства, что стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока, и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, устраивать на крышах зданий места для отдыха и проведения досуга.

Озеленение крыш - термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.

Родиной "зеленых крыш" считают Ассирию и Вавилон (2500 лет назад). Но самыми известными, конечно же, остаются висячие сады Семирамиды, известные как седьмое чудо света.

Сегодня лидерами по части взращивания зеленых культур на крышах являются Великобритания, США, Германия и Швейцария.

Создание зеленых крыш выгодно по нескольким причинам:

1.Зеленые крыши фильтруют воздух, борясь с различными его загрязнениями, в том числе с СО2 (углекислый газ).

2.Растительность и почва обеспечивают хорошую шумоизоляцию.

3.Зеленые крыши накапливают ливневую воду, её можно очистить и применять в быту.

4.Зеленые крыши отфильтровывают тяжелые металлы и другие загрязняющие компоненты дождевой воды.

5.Наличие зеленых крыш увеличивает количество представителей живой природы на застроенной городской территории.

Однако несмотря на то, что тяжелая экологическая обстановка в Казахстане требует заботы о чистоте окружающей среды, напрямую влияющей на здоровье граждан, идею зеленых крыш не разрабатывают в республике, ссылаясь на климатические условия.

В нашем родном городе Караганда на сегодняшний день всего 7 парков и 28 скверов и бульваров. При численности населения 453 тысячи человек на каждого жителя приходится 6,4 кв.м зеленых насаждений общего пользования, что составляет только 40% от нормативных рекомендаций. Где же выход? (Текст составлен на основе исследовательской работы«Зеленыекрыши»учителя географии ОШ№ 37 г.КарагандыРогозиной Т.Г.)

Задание №1

Опираясь на текст, ответь, почему в современном мире стали актуальными «зеленые крыши»?

Критерии оценки:

Это задание на поиск информации в тексте. Правильный ответ заключен в первом предложении. Если ученик отвечает правильно (допускается замена слов, не искажающих при этом смысл фразы), он получает за ответ 1 балл.

Если ответ неверный – 0 баллов.

Задание №2

Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.

Нет информации

Критерии оценки:

Правильные ответы

Нет информации

Родиной «зеленых крыш» являются Ассирия и Вавилон

Понятия «зеленые крыши» и «зеленые легкие земли» являются синонимичными

Лидером по озеленению крыш является Япония

В Казахстане нет необходимости внедрения «зеленых кровель»

В нашей стране ведется активная пропаганда по внедрению «зеленых крыш» в крупных городах

«Зеленые крыши» можно использовать для выращивания овощей, фруктов и прочей зелени

5-6 правильных ответов – 1 балл.

Менее 5 правильных ответов – 0 баллов.

Задание № 3.

Рассмотрите эти два рисунка. Что между ними общего и чем они различаются? Запишите свой ответ.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис.1 Рис.2

Критерии оценки:

При оценке ответа обращается внимание на использование учеником следующих ключевых слов: сады Семирамиды, висячие сады,седьмое чудо света, Вавилон, мегаполис, загрязнение воздуха, застройка, эстетический вид, озеленение, место для отдыха, чистый воздух.

Допускается замена ключевых слов на синонимичные слова и выражения.

Если ученик провел параллели между этими двумя рисунками, смог установить взаимосвязь между ними, а также четко определил различия, за свой ответ получает 2 балла.

Если нашел только сходства, но не нашел различия – 1 балл.

Если нашел различия, но не нашел сходства – 1 балл.

Если употребил 1-3 из всех предполагаемых ключевых слов – 1 балл.

Если не нашел сходства и различия – 0 баллов.

Если увлекся подробным описанием висячих садов, но не сделал выводы – 0 баллов.

Задание №4

Перед вами несколько элементов из схемы «Конструкция зелёной крыши». Посчитайте, сколько орфограмм в каждом названии, заполните таблицу ниже и на основе полученных данных начертите график.

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Критерии оценки:

Правильные ответы

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Правильная кривая на графике – 2 балла.

Правильно заполнена таблица, но неправильно построен график – 1 балл.

В таблице 1-2 ошибки (а значит, что и график построен неправильно) –

Более 2 ошибок в таблице (график построен неверно) – 0 баллов.

Задание №5

Согласны ли вы с тем, что «зеленые крыши» порой называют «пятым фасадом» здания? Свой ответ аргументируйте.

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Ученик согласен с данным высказыванием, а затем аргументируетсвой ответ в 3-4 предложениях. В ответе должны присутствовать ключевые слова либо слова, синонимичные им: фасад, здание, лицевая часть, внешняя сторона, архитектура, декор, назначение, образ.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, приведены два и более аргумента, ответ лаконичный и содержит выводы, использованы обороты речи « я считаю», «поэтому», « таким образом» и т.п. – 2 балла.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, но нет аргументов или аргументы неубедительные – 1 балл.

Если в ответе нет понятия «фасад» или толкования этого слова -- 0 баллов.

Если в ответе нет ни одного из ключевых слов – 0 баллов.

Если ученик не согласен с данным высказыванием – 0 баллов.

Вариант 1

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и по­сыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выстав­ляли комнатные цветы, я и организовал «птичью сто­ловую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тык­венных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие оби­татели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показыва­ются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Груст­но мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потре­скивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гля­жу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мельк­нул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цы­почках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до ве­ранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сер­добольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Напол­нить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам -поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдо­стью в голосе сказала:

Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послу­шался жену. Она была биологом. И знала толк в сво­ей науке.

(Н. Красильников)

Вопросы и задания:

    Определи тему текста.

________________________________________________________________________________________________________

2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.

________

    Почему закончилась дружба с Манькой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни за­дания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепень­кие птенчики. Только одно из шести яичек мне уда­лось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо камен­ки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точеч­ками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так не­высоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жа­лобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвраща­лась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка вы­клюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки.

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый сле­пенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пере­смешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот ма­ленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка

выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать

свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей

в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клю­вик, ни хвост. Я подумал". «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голо­ду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яич­ки - высиживал её птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармли­вать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.

(В. Бианки)

Вопросы и задания:

    Определи жанр произведения.

__________________________________________________

    С какого события началась эта история?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ты понимаешь название рассказа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что испугало В. Бианки на седьмой день?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что удивило тебя в этом произведении?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция:

Дом Пушкина

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли.

Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда.

В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат – прохладный, крепкий.

Вещи из льна обладают удивительным свойством – там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами.

От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.


Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

3. Утверждения, соответствующие тексту 1. Во время прогулки иметь при себе страховочный документ, ваучер и ключ от номера отеля. 2. Договориться с родственниками о времени вашего возвращения. 3. Деньги можно хранить на пластиковой карте. 4. Необходимо сделать профилактические прививки. 5. Иметь информацию о посольстве или консульстве. A) 3, 4 B) 1, 3 C) 1, 3 D) 2, 3 E) 3, 5
4. Вы едете в другую страну, в вашем номере отеля оказался соотечественник и вы можете соблюдая личную безопасность, договориться A) о ночном купании B) об экскурсии C) о месте хранения денег D) о частном такси E) о хранении своего багажа
5. Утверждения, соответствующие тексту 1. Вы должны знать об особенностях другой страны. 2. В багаже должно быть всё необходимое. 3. Необходимо иметь при себе ноутбук, мобильный телефон. 4. Необходимо иметь страховочные документы. 5. Иметь информацию о лучших отелях страны. A) 1, 4 B) 2, 3 C) 1, 2 D) 3, 4 E) 4, 5
6. Согласно источнику, при укачивании необходимо иметь с собой A) бинт B) фестал C) бонин D) страховочный документ E) целлофановый пакет

Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

Первая женщина-журналист

У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.

В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.

Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.

Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».

С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.

7. Темы ее статей, освещенных в газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» A) жизнь казахских женщин, политика и общественная жизнь B) жизнь степняков, поэзия, проблемы материнства C) природные явления, политическая жизнь, просвещение D) просвещение, скотоводство, проблема общественной жизни E) музыка в жизни казахов, поэзия, вопросы политики
8. Основная идея текста отражена в цитате A) Набатному колоколу нужен смелый язык. B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду. C) Высокий стиль газетчика – это пустая болтовня о политике. D) Первое правило журналистики – не спорить с предрассудками читателей, а опираться на них. E) Газета считается культурной, если она формирует мнение своих читателей не грубой ложью, а изысканным умолчанием.
9. Сложности, с которыми столкнулась Назипа, работая журналистом A) люди не любили журналистов B) больше половина жителей было безграмотными C) в тот период часто менялась власть D) просвещение не интересовало людей E) она столкнулась с беззаконием
10. Названия редакций газет по порядку, где работала Назипа до периода разработки казахского букваря A) «Казах», «Сарыарка», «Алаш» B) «Айкап», «Сарыарка», «Енбекши казах» C) «Казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин» D) «Енбекши казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин» E) «Знамя единства», «Казах», «Алаш»
11. Назипа провела юбилейный вечер, посвященный творчеству A) Мыржакыпа Дулатова B) Магжана Жумабаева C) Абая Кунанбаева D) Жамбыла Жабаева E) Ибрая Алтынсарина
12. Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время A) социальные отношения B) семья, воспитание детей C) гендерное равенство D) политика E) экономика страны

Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

Интересно

Мое знакомство с фауной этого города началось необычным образом. Утром, на второй день нашего пребывания в Ванкувере, я решил поснимать прямо с причала панорамы города. Поставил кинокамеру на штатив, навел объектив на противоположную набережную, где возвышались ряды небоскребов, включил камеру и повел панораму с этих гигантов на набережную, где бежали красивые автомобили. С набережной, не выключая камеры, перевел панораму на берег залива и неожиданно увидел через объектив какие-то небольшие комочки, похожие на уток. Я наехал объективом на более крупный план и не поверил своим глазам: на песке возле воды сидела довольно крупная стая канадских гусей. Я легко узнал их, потому как не раз гонялся за ними с кинокамерой у нас на Чукотке, куда канадские гуси изредка прилетают. Крупно тогда мне так и не удалось снять эту осторожную птицу.

Дикие канадские гуси в Ванкувере?! Эти прирожденные стайеры, способные покрывать в полете огромные дистанции! Как они оказались в шумном городе? Для меня это было загадкой. Немного подумав, я решил, что, очевидно, в стае много молодых птиц, и стая, пролетев слишком большое расстояние и устав, вынуждена была сесть для отдыха в черте города.

Случай сам шел мне в руки. Не мешкая, я снял камеру со штатива и, прихватив легкий нагрудный штатив, побежал по мосту на противоположный берег. Минут через двадцать я уже был на набережной вблизи дикого пляжа, где по-прежнему спокойно сидели гуси.

Прячась за выброшенные морем коряги и редкие кустики, я подобрался к ним совсем близко. Помня, как трудно давалась мне подобная съемка на нашем Севере, я старался двигаться очень осторожно, не поднимая высоко головы и почти не дыша. Наконец переполз к последней, разделявшей нас коряге. От меня до птиц оставалось всего 8-10 метров. Гуси словно не хотели меня замечать. Они гуляли по песку, чистили свои перья клювами, иногда щипали травку, а некоторые, как мне показалось, двигались в мою сторону.

Я так увлекся съемкой, что не сразу почувствовал, что меня кто-то дергает за штанину. Оглянулся и застыл от удивления. Несколько крупных гусей незаметно обошли меня сзади и сейчас разглядывали с явным интересом. А один, самый нахальный, дергал за штанину. Он либо проверял прочность моих фирменных джинсов, либо надеялся таким образом выпросить подачку. Я ничего не мог понять: передо мной явно были дикие гуси. Но почему они не испытывают здесь страха перед человеком?

Дождавшись, когда стая поднялась и полетела над заливом, я снял на прощанье птиц в полете и пошел вдоль набережной в сторону Стенли-парка. Я шел мимо зеленых лужаек и стоянок легковых машин, удивляясь тому, что видел: через каждые двести-триста метров встречал одну за другой стаи гусей, свободно разгуливающих на лужайках, спортивных площадках, возле припаркованных автомашин и не обращавших внимания на снующих мимо пешеходов. Помню, мальчишки-школьники гонялись за ними. Гуси убегали от них, не желая улетать. Им явно здесь нравилось...

13. Утверждения, не соответтвующие тексту 1. фотограф сразу почувствовал, что его гусь тянет за штанину 2. гуси в Ванкувере не боятся людей 3. автор снимал гусей издалека 4. автор сразу узнал канадских гусей 5. автор ожидал, что гусь может подойти к нему A) 1, 2, 4 B) 1, 3, 4 C) 3, 4, 5 D) 2, 4, 5 E) 1, 3, 5
14. Утверждения, соответвующие тексту 1. На третий день пребывания в Ванкувере автор решил поснимать гусей. 2. Автор удивился, что гуси незаметно подошли к нему. 3. Гуси спокойно гуляли по дикому пляжу. 4. Автор вел съемку канадских гусей в Стенли-парке. 5. В объективе камеры увидел небольшие комочки, похожие на уток. A) 2, 4, 5 B) 3, 4, 5 C) 2, 3, 5 D) 1, 2, 4 E) 2, 3, 4
15. Герой легко узнал канадских гусей, потому что A) он был родом из Канады B) снимал гусей на Чукотке C) он исследовал данный вид гусей D) в детстве он часто гонялся за канадскими гусями E) Чукотка была родиной канадских гусей
16. Стиль и тип текста A) публицистический, повествование B) художественный, повествование C) художественный, рассуждение D) художественный, описание E) публицистический, рассуждение
17. Подтверждает цитату героя «Гуси, словно не хотели меня замечать» A) гуси позировали оператору B) гуси не улетали C) один гусь смело подошел к оператору D) гуси, не обращали внимания на посторонних E) гуси пугались прохожих
18. Автор называет гусей в первом абзаце «осторожной птицей», потому что A) гуси не боялись людей, но быстро улетали B) гуси никогда не приземлялись вблизи людей C) гуси редко прилетали в город D) крупно не удалось сфотографировать гусей E) гуси прилетали мимо Чукотки
19. Главная идея текста A) птицы непредсказуемы B) любая цель достижима C) счастье в маленьких радостях D) можно бесконечно удивляться жизни E) жизнь интересна
20. Значение слова «штатив» в тексте A) электронное устройство для фотокамеры B) складное устройство для установки каких-либо приборов C) покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предмета D) зарядное устройство E) пульт управления камерой

Тест по биологии на развитие функциональной грамотности.

Учитель Почтарь О.Ю. ОСШ№ 17 город Балхаш

1 вариант

Задание 1 . Грудная клетка отсутствует у

а) змей б) ящериц в) черепах г) крокодилов

Задание 2 .Для личинок земноводных характерны:

I. Жаберное дыхание.

II. Только кожное дыхание.

III. Один круг кровообращения.

IV. Два круга кровообращения.

V. Трехкамерное сердце.

а) II, III, V

б ) I, IV, V

в ) I, III

г) IV, V

Задание 3. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

а) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

в) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

Задание 4.Ферменты слюны расщепляют:

а) белки;

б) углеводы

в) жиры;

г) жирорастворимые витамины

Задание 5. Для свёртывания крови необходимы, помимо прочего:

А) ионы железа;

Б) ионы хлора;

В) аскорбиновая кислота;

Г) ионы кальция

Задание 6.

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая бо­лезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зави­симость в % от числа обследованных людей.

Рак лё гких

неку­рящие

Из них в %

куря­щие

Рак гортани

некурящиерящие

Гортани

куря­

щие

Ишемическая

Болезнь сердца

некурящие­

рящие

Ишемическая

Болезнь сердца

курящие­

1-10

сигарет

1-10

сигарет

1-10

сигарет

11-20

сигарет

11-20

сигарет

11-20

сигарет

31-40

сигарет

31-40

сигарет

31-40

сигарет

1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

Задание 7

Прочитайте текст «Возбуждение и торможение» и выполните задание

Возбуждение и торможение

Условием для осуществления любого рефлекса является целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д. В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса - процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определенную деятельность и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Явление центрального торможения было открыто И.М. Сеченовым в 1862 г. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и

координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.

Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у нее еду. Раздражитель - в данном случае человек или другая собака - немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает в отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.

(По Шустановой ТЛ.)

Используя содержание текста «Возбуждение и торможение», укажите звенья рефлекторной дуги и объясните, что образуется в коре мозга при формировании условного рефлекса и возникновении условного торможения.

Задание 8

Прочитайте текст «Прокариотические и эукарио-тические клетки» .

Прокариотические и эукариотические клетки

Электронный микроскоп выявил фундаментальные отличия между эукариотическими и прокариотическими клетками. Предполага¬ется, что прокариотические (бактериальные) клетки возникли раньше эукариотических. Бактериальным клеткам присущи все жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках, а именно митохондрий, эндоплазматической сети, хлоропластов, лизосом и комплексов Гольджи. Самое же важное их отличие заключается в том, что у них нет и окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические. Прокариотическая ДНК представлена одной свернутой кольцевой молекулой. Рибосомы в прокариотических клетках имеются, но они здесь мельче, чем в цитоплазме эукариотических клеток.

У прокариотических клеток имеются клеточные стенки, несколько иного химического состава, чем у эукариотических клеток. Вакуолей с клеточным соком у прокариотических клеток нет, нет и пищеварительных или сократительных вакуолей, которые присутствуют в эукариотических клетках животных.

Используя содержание текста «Прокариотические и эукариотические клетки», укажите три процесса, которые происходят как в прокариотических, так и в эукариотических клетках.

Задание 9

В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых (в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине.

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1,3

0,8

1,7

1,6

0,7

1,2

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

0,3

0,4

0,5

0,5

1,0

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1) С какими процессами связаны колебания численности насекомых?

2) На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?

3) Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.

Задание 9

Прочитайте текст

Прямое и непрямое развитие организмов

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит малек, похожий на взрослую особь, но отличающийся от нее размерами, недоразвитием чешуи и плавников, а человек рождает маленького ребенка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растет, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку - неподвижную стадию. Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое.

Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук, листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных. Из яйца выходит личинка - головастик. Внешне он напоминает малька рыбы, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников. Через некоторое время у него формируются конечности, развиваются легкие, исчезает хвост. Через два месяца после выхода из яйца головастик пре-вращается во взрослую лягушку. Однако некоторые земноводные развиваются с неполным превращением, например аксолотли. Их личинки достаточно крупных размеров живут в воде, имеют пятипалые конечности, дышат жабрами и способны к размножению.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», укажите основные особенности организмов, развивающихся с полным превращением, отличающие их от организмов, развивающихся с неполным превращением.

Задание 10

Культуру, содержащую 20 бактерий в 1 мл, поместили в парное молоко и поставили его в теплое место. Таким образом, исследователи создали идеальные условия для развития бактерий. В таблице отражены данные, показывающие изменение численности бактерий на протяжении нескольких часов.

Число бактерий

Время

1 час

100

2 часа

1000

3 часа

10000

4 часа

100 000

5 часов

1000 000

6 часов

1000 000

7 часов

750 000

8 часов

700 000

9 часов

700 000

10 часов

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1) Как изменяется количество бактерий с течением времени?

2) Чем объясняется тот факт, что через 6-7 часов число бактерий начинает снижаться?

3) Почему число бактерий начинает снижаться, а затем стабилизируется?

Задание 11

Какой участок рефлекторной дуги нужно уда­лить у собаки, что бы выработанные у нее ус­ловные пищеварительные рефлексы исчезли? Ответ объясните.

Ответ:Удалить чувствительный нейрон

Задание 12

Навеска сухих семян массой 20 г была замочена в воде. После набухания семян масса навески составила 50 г.

1. Сколько воды по отношению к массе первоначальной навески (в процентах) поглотили при набухании семена?

2. Как поступает вода в семена при набухании?

Задание 13 .Как объяснить тот факт, что у некоторых растений (манжетка, примула, ива и др.) незадолго перед дождем или после влажной и теплой ночи появляются «слезы» (капли воды) на кончиках листьев?

Ответ: (У этих растений имеются водные устьица – гидатоды – выделяющие воду в капельно-жидком состоянии. Этот процесс называется гуттацией. Водные устьица всегда открыты, так как не имеют механизма закрывания – открывания. Вода, нагнетаемая корневым давлением с определенной силой в условиях затрудненного испарения (перед дождем, после влажной, теплой ночи) выделяется в виде капель – слез на кончиках листьев).

Задание 14 Клевер красный в Европе начали культивировать с 14 века. Это произошло в Германии.

А. Какое происхождение имеет слово «клевер»?

Б. Кто способствовал распространению клевера красного в Европе?

В. Почему клевер красный включают в кормовой севооборот?

Ответ:

(А. Слово «клевер» произошло от немецкого «клее».

Б. Насекомые – опылители, в частности, шмели.

В. Как у любого бобового растения корни клевера содержат бактериальные клубеньки – колонии азотфиксирующих бактерий. После отмирания клубеньков почва обогащается азотом).

Задание 15 Известно, что фотопериодизм играет большую роль в жизни растений. Как узнать, что продолжительность дня служит сигналом для наступления сезонных изменений в жизни растений?

А. Надо одно растение поставить на свет, а другое – в темное место.

Б. Следует одно растений выращивать в условиях длинного дня (с дополнительным освещением), а другое – в условиях короткого дня (10ч.) и выявить изменения в их развитии

В. Надо поместить растение в условия короткого дня (10 ч.) и следить за изменениями в его развитии.

Г. Следует поместить растение в условия длинного дня (14 ч.) и следить за изменениями в его развитии.