Уничтожение боевых кораблей союзников. Биографии, истории, факты, фотографии Эскортный авианосец "набоб"

Линкор HMS Royal Oak был спущен на воду в 1914 году. Это был здоровенный баттлшип, почти 200 метров длиной и 30 тыс. тонн водоизмещения. В Первую Мировую он участвовал в Ютландском сражении, потом нес службу на Мальте и в Гибралтаре. В 1939 линкор вернулся в Портсмут, был в одной боевой операции, после чего относительно медленный и старый корабль решили направить в Скапа Флоу, для участия в противовоздушной обороны базы. Экипаж корабля. на тот момент составлял около 1200 человек.

Скапа Флоу со времен Первой Мировой считалась безопасной якорной стоянкой. В 1914 и в 1918 немецкие подлодки пытались прорваться сюда, одна села на мель и была захвачена, другую засекли и утопили. Вполне возможно, что эти успехи к 1939 расслабили англичан, и все были уверены, что проникнуть в бухту невозможно. Однако капитан немецкой лодки U-47 Гюнтер Прин считал, видимо, иначе.

Основным маршрутом входа в бухту и сейчас и тогда был южный и западный проливы (Хокса и Хой):

Проливы с восточной стороны — у островов Баррэй и Южный Рональдсей, считались несудоходными — во-первых сами по себе они были неглубокие, во-вторых на фарватерах были затоплены старые суда, чтобы полностью исключить возможность прохода этим путем. Однако какие-то лазейки все-таки оставались. В ночь с 13 на 14 октября 1939 в час максимального прилива U-47 прошла проливом Кирка, успешно обогнув все препятствия. Безлунная ночь способствовала тому, что лодка Прина осталась незамеченной. Практически сразу при выходе из пролива, с лодки заметили Royal Oak, стоящий на якоре. Последовали два торпедных залпа, приведшие к гибели линкора и большей части экипажа (почти 900 человек).U-47 ушла тем же путем.

Если наложить маршрут Прина (конечно же примерный) на современную навигационную карту, то выглядеть он будет примерно так (красная линия — прорыв, синяя — отход, синяя петля — первая и вторая атаки с интервалом в 12 минут):

Стоит отметить, как в боевых условиях Прин умудрился пройти таким непростым маршрутом ночью без всяких GPS, остаться незамеченным и спокойно уйти.

Сейчас бывший пролив Кирка выглядит так (Роял Оак стоял за дальним мысом справа):

По рассказам местных, чьи родственники жили на побережье бухты в те времена, на утро после гибели линкора берег был завален деревянными обломками, матросскими койками и прочими свидетельствами страшной катастрофы. Вот это место, где он погиб:

Расследование проведенное по результатам гибели корабля выявило бреши в обороне Скапа Флоу. Поэтому мелкие проливы, которые не использовались для судоходства, было решено блокировать полностью. Дамбы были построены в последующие несколько лет и получили название барьеры Черчилля (Churchill Barriers):

Потом по ним проложили дорогу на южный остров. Надо сказать, что я эти барьеры очень невзлюбил, поскольку в этом месте сделана исключительно узкая двух-полоска ограниченная отбойниками с обоих сторон. На праворульке габариты чувствуешь хуже, чем на обычной машине и разъезд со встречными машинами на барьере — это просто мучение какое-то.

Последние годы из бункеров линкора постоянно вытекала нефть, поэтому в 2010 была проведена серия операций по ее откачке, сейчас вроде утечка существенно уменьшилась. Операции эти проводились по результатам сонарного обследования корпуса:


По ним же был выполнен рисунок, как сейчас выглядит Royal Oak:

Ну и про наследие. Памятник экипажу Royal Oak можно увидеть в центральном кафедрале Киркуэлла:

В музее Скапа Флоу хранится табличка с названием линкора, поднятая с него одним дайвером. Вообще Royal Oak — историческое место и подъем чего либо с него запрещен. Табличку эту вытащили нелегально, дайвер переехал вместе с ней в Канаду, а уже потом его родственники вернули ее в Скапа Флоу:

Каждый год дайверы Королевского флота ныряют на линкор и «поднимают» на нем военно-морской флаг, который потом достается музеям или «дружественным» организациям. Один такой флаг хранится в администрации порта:

А рядом со зданием администрации, в поселке с названием Скапа, еще один большой мемориал экипажу корабля:

Вот такая история. Но это совсем не весь рассказ про исторические корабли Скапа Флоу.

Допущенный промах Дениц решил сохранить в строжайшем секрете: после его разговора с Лемпом из судового журнала исчезли все уличавшие лодку записи. Но рано или поздно все тайное становится явным. Официальный Лондон вполне справедливо обвинил Германию в том, что она в первый же день боевых действий нарушила соглашение 1930 года, запрещавшее военным кораблям уничтожать гражданские суда без предварительного задержания и досмотра. Несмотря на то, что Германское правительство упорно отрицало причастность своего флота к потоплению пассажирского судна, англичане не сомневались - немцы развернули неограниченную подводную войну. В действительности это произошло несколько позже, через пару месяцев, когда на морские коммуникации противника вышла тройка подводных лодок Прина, Шепке и Кречмера...

Планы нанесения удара по неприступной бухте Скапа-Флоу - главной военно-морской базе англичан - немецкое командование вынашивало долго и бережно. Ненависть немцев к этой базе была вполне объяснима: именно Скапа-Флоу стала братской могилой кораблей германского флота, затопленного после первой мировой войны. Взять реванш предстояло немецкой подлодке "U-47" под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, которой предписывалось скрытно проникнуть в бухту и потопить стоящие на рейде корабли.

Задача Прина была не из легких. Пролив Керк, единственно пригодный для прорыва вражеских подлодок в Скапа-Флоу, надежно перекрыли корпуса двух лежавших на дне стареньких брандеров. Англичане специально затопили их в самых узких местах и без того тесного фарватера. Собираясь проникнуть в Скапа-Флоу, Прин ждал очередного прилива, иначе лодка подвергалась риску сесть на мель. Действовать в бухте предстояло оперативно, не дожидаясь, пока скорость приливного течения возрастет настолько, что помешает лодке быстро выйти в открытое море и избавиться от возможного преследования.

Ночь, на которую была намечена операция, выдалась светлой, но Прин решил ни на йоту не отступать от своего плана. С началом прилива "U-47" благополучно проскользнула в рейд, слегка задев рулями одно из затолденных судов. Субмарина довольно долго бороздила бухту в поисках кораблей противника, пока Прин не заметил британский эсминец, дежуривший в северной части базы у пролива Холм. Взяв курс на север, командир "U-47" наконец обнаружил то, что искал. У причальной стенки стояли два военных корабля. Вспышки северного сияния то и дело освещали их массивные силуэты.

В одном из кораблей противника Прин мгновенно узнал английский линкор "Ройал Оук", другой оказался авианосцем "Пегасус" старой довоенной постройки. Лодка всплыла в крейсерское положение и пустила по целям пару торпед. В свете северной ночи Прин отчетливо разглядел, как одна из них пробила носовую часть "Пегасуса".

Удивительно, но прозвучавший взрыв не смутил спокойствия Скапа-Флоу - никакой реакции англичан на появление "гостя" не последавало. Это заставило командира "U-47" усомниться в успехе недавней торпедной атаки. Прин опасался, что, услышав взрыв из бухты, и все же отважился на повторный залп. Решение командира субмарины было тем более смелым, что новому залпу должна была предшествовать двадцатиминутная перезарядка порожних торпедных аппаратов. Все время, пока торпедисты колдовали над боезапасом, "U-47", рискуя быть обнаруженной, находилась в надводном положении, чтобы после перезарядки немедленно пойти на сближение с линейным кораблем. Свой последний шанс Прин использовал до конца: обе торпеды были выпущены с минимальной дистанции и поразили "Ройал Оук".

Линкор начал быстро погружаться в воду, а на берегу все пришло в движение. Англичане не могли предположить, что в бухте орудует немецкая подводная лодка, и искали противника в воздухе. Били зенитные орудия, метались по небу лучи прожекторов, а тем временем лодка возвращалась в пролив Керк.

На обратном пути "U-47" чуть не натолкнулась на английский эсминец, охранявший вход в пролив. Прин ничего не оставалось, как вести субмарину прежним курсом в надежде проскочить мимо противника. "U-47" несказанно повезло. В самый критический момент, когда расстояние между кораблями сократилось до минимума, эсминец резко отвернул в сторону - очевидно, собрался прочесать бухту. Капитан-лейтенант Прин без помех вывел подводный корабль в открытое море...

К началу военных действий против Англии, Гюнтер Прин имел десятилетний стаж подводника. Лодка "U-47" перешла под его начало еще в мирное время, а потом командир знал свой корабль наизусть и успел хорошо сработаться с экипажем.

13 октября 1939г. лодка Прина проникла в главную военно-морскую базу англичан Скапа-Флоу и уничтожила линейный корабль "Ройал Оук". Для британского правительства это было большим ударом. Достаточно сказать, что гибель линкора стала отдельным предметом обсуждения в нижней палате английского парламента, после того как 2 ноября 1939г. Черчилль представил вниманию парламентариев пространный доклад о противоборстве в Скапа-Флоу казалось тем более досадным, что накануне британское адмиратейство решило выставить дополнительные заграждения в проливе Керк. Командование английских ВМС собиралось затопить здесь еще одно большое старое судно, выкупив его у владельца. Однако государственное казначейство не спешило выделять для этих целей кругленькую сумму. Английским адмиралам пришлось походить по инстанциям, доказывая необходимость усиления защиты Скапа-Флоу. В конце концов казначейство все-таки раскошелилось, но было уже поздно. Старое судно неторопливо вышло из лондонского порта в Керк как раз в тот день, когда Прин успешно атаковал "Ройал Оук".

Конец 1939 года оказался для "U-47" исключительно ударным. Только за один поход в ноябре-декабре подлодка капитан-лейтенанта Прина отправила ко дну три вражеских транспорта общим тоннажем 31тыс.т. Вместе с тем плохое качество боезапаса принесло ряд разочарований. Напрасно Прин каждый раз старательно выверял позицию длч атаки. Шесть торпед, выпущенных лодкой по британским кораблям, попросту не взорвались.

В апреле 1940 года весь действующий подводный флот Германии был спешно переброшен в район Нарвика. Этот отдаленный норвежский порт, снабжавший Германию железной рудой, являлся одинаково лакомым кусочком для немцев и союхных англо-французских войск. Случилось так, что десантным отрядам Дитля удалось высадиться в Нарвике не день раньше, чем англичанам. Немецкие субмарины должны были помешать британским надводным кораблям с контрдесантом на борту прорваться к норвежскому побережью. Занять оборонительный рубеж у Нарвика предстояло и лодке "U-47" под командованием капитана-лейтенанта Прина. У берегов Норвегии германский подводный флот потерпел полное фиаско. В ходе операции немецкие подлодки предприняли не менее пяти попыток потопить мощный английский линкор "Уорспайт", но ни одна из них не увенчалась успехом. Пожалуй, было бы ошибкой полностью винить в этом торпедные расчеты немецких субмарин. Неудачи немецких подлодок в северных фьордах отчасти объяснялись недостатками германского торпедного оружия. Недавно принятые на вооружение торпеды с магнитным взрывателем срабатывали то слишком рано, то слишком поздно, а иногда и вовсе отказывались взрываться под килем вражеского корабля или значительно отклонялись от заданного курса. Основная причина странного поведения магнитных торпед крылась в том, что англичане, для которых не был секретом принцип действия нового оружия, периодически размагничивали свои корабли. Хромало и качество изготовления магнитных взрывателей. Не догадываясь об этом, Прин совершенно безрезультатно выпустил семь торпед по британским военным транспортам, которые в это время спокойно занимались высадкой десанда на побережье Вогс-фьорда. Каково же было удивление командира "U-47", когда в перископ ему удалось рассмотреть след движения одной из торпед - она шла, как ей хотелось.

После захвата Азорских островов американцы создали специальные базы ВВС для действий против немецких подлодок, что вынудило Германию увести большинство своих субмарин в открытую часть Атлантики. Торговые суда, огибавшие берега Африки на пути в Англию, как правило, пополняли запасы топливо во Фритауне. Капитаны судов считали этот район относительно безопасным, а потому зачастую выходили из Фритауна без охранения. Однако именно здесь их поджидали немецкие лодки. Если же торговым судам удавалось прорваться через первую линию подлодок, то, выйдя в Северную Атлантику, они неизбежно становились жертвами знаменитой 7-й флотилии (порт Сен-Назер), в состав которой одно время входила и субмарина "U-47". Боевую рубку лодки Гюнтера Прина украшало изображение взбешенного быка. Со временем такую эмблему стали носить почти все корабли 7-й флотилии.

В марте 1941 года почти одновременно погибли три лучшие немецкие подлодки под командованием Шепке, Кречмера и Прина, что отнюдь не было случайным совпадением. К тому времени англичане значительно усилили противолодочную оборону своих конвоев. Пять-десять эсминцев, которые Англия получила от Соединенных штатов в обмен на 99-летнюю арентду нескольких британских военно-морских баз, сыграли в этом не последнюю роль. Кроме того, охранение британских конвоев пополнилось многочисленными самолетами морской авиации, которые патрулировали район на большом расстоянии от транспортов, обеспечивая безопасность перехода.

Атака английского конвоя 8 марта 1941г. стала для капитан-лейтенанта Прина последней. Перед боем командир "U-47" отослал в штаб флота радиограмму, в которой докладывалось о численности конвоя противника и составе его охранения. На этом связь с подлодкой оборвалась навсегда. Как следовало из последнего донесения Прина, в охранении конвоя участвовал английский бомбардировщик. Именно на его счет немцы долгое время относили гибель подводной лодки "U-47". Лишь после войны выяснилось, что легендарная субмарина была уничтожена глубинными бомбами, сброшенными британским эскортным миноносцем "Вулверин".

HMS Royal Oak (1862)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

  • 24 х 201-мм 68-pounder
  • 11 х 178-мм RML 7 inch 6,5 ton Mk I.

Проектирование

На момент закладки HMS Royal Oak был одним из двухдечных деревянных линейных кораблей типа Bulwark. Первоначальный проект предусматривал установку тридцати шести 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Для установки нового вооружения на единственной палубе корабль был разрезан по мидель-шпангоуту и в корпус была установлена вставка длиной 6,4 м с пятью шпангоутами . Переоборудованы были и оконечности корпуса: в носовой части был установлен прямой форштевень , а кормовая часть получила элиптическую форму с нависающем подзором . Для улучшения обтекаемости обводы оконечностей имели схожую форму, в результате чего HMS Royal Oak получил прозвище «double-enders» (рус. двухконечный ).

При проектировании было решено использовать схему бронирования, примененную на французских броненосцах типа La Gloire. Это позволяло защитить слабые деревянные борта и обеспечить полную защиту батареи. Защита бортов была наиболее важна для кораблей с деревянным корпусом, так как они не имели разделения на отсеки.

В связи с тем, что для усиления брони была использована дубовая подложка, последняя имела переменную толщину, что позволило сделать борта гладкими и улучшить мореходные качества .

Когда корабль проектировался как линейный, машинно-котельное отделение располагалось в середине корпуса. Из за необходимости удлинения корпуса паровая машина и котлы было решено оставить на прежнем месте, а гребной вал удлинить. Винт имел возможность подъема в коробчатую раму, которая закрывалась специальными люками.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Royal Oak. Чатем, 1862 год.

Среди линейных кораблей типа Bulwark HMS Royal Oak был заложен одним из последних, поэтому его переделка в броненосец была произведена быстрее, чем шести других модернизируемых кораблей того же типа.

В ходе постройки первоначальный вариант вооружения пушками единого калибра был отклонен в связи с появлением нарезных орудий Армстронга . В результате вооружение стало смешанным и состояло из нарезных и гладкоствольных орудий. Стоимость постройки составила 245537£.

На испытаниях корабль продемонстрировал склонность к дифференту на нос. После надстройки высокого полубака корабль на волне стал глубоко зарываться форштевнем , из-за чего носовую пороховую яму пришлось перенести ближе к корме.

На мерной миле HMS Royal Oak смог показать скорость 12,5 узла при 56 об/мин. Винт был выполнен подъемным, но во время испытаний разница в скорости с поднятым винтом и просто разъединенным от паровой машины была небольшой. Поднимать винт было нежелательно еще и из за риска заливания водой подъемной рамы, люки которой не могли удержать потоки воды даже при слабой волне.

Под парусами HMS Royal Oak установил рекорд скорости среди броненосных кораблей 9 февраля 1864 года, пройдя от Гибралтара до Мальты со скоростью 13,5 узла. Крен при этом достигал 18-20°. Этот рекорд так и не был побит, кроме того, данный случай стал единственным в британской истории случаем, когда скорость броненосца под парусами оказалась выше скорости под паровой машиной.

Низко расположенный центр тяжести корабля стал причиной большой амплитуды бортовой качки, хотя она были меньше, чем у броненосцев типа Prince Consort , имевших схожую конструкцию. Качка стала проблемой использования артиллерии, хотя по другим мореходным качествам корабль получил хорошие отзывы. Он хорошо управлялся вне зависимости от погоды как под парусами, так и под машиной, обладал хорошим ходом и значительным резервом по парусному вооружению.

Описание конструкции

Корпус

Модель корпуса HMS Royal Oak

При модернизации верхняя палуба была полностью снята и вместо нее по железным бимсам и пиллерсам настелена новая, состоявшая из 100-мм дубовых досок и 12-мм железных листов.

Бронирование

Схема бронирования и вооружения HMS Royal Oak

HMS Royal Oak стал первым британским кораблем с полным бронированием батарей, борта нижней палубы и бронепоясом по ватерлинии . Верхняя палуба была защищена 12-мм железными листами, которые были усилены 100-мм дубовыми досками. Листами были обшиты борта от отметки 1,8 м над ватерлинией до верхней палубы, полностью закрывая артиллерийскую палубу и орудийные порты. На расстоянии 12 м от штевней толщина бронирования уменьшалась до 75 мм. В дополнение к железным листам борта были усилены дубовой подложкой толщиной 0,7 под листами и 0,8 м ниже них, поэтому кромка брони не выделялась на фоне обшивки корпуса, благодаря чему борта имели гладкую поверхность.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле была установлена одновальная паровая машина установка производства компании Maudslay, Sons and Field . Паровая машина с горизонтально-возвратным шатуном имела два цилиндра диаметром 2083 мм, ход поршня составлял 1219 мм. Питание паром давлением до 1,4 атм осуществлялось от шести прямоугольных котлов. При полной мощности 800 л. с. и 60 об/мин подъемный гребной винт диаметром 5791 мм позволял развивать скорость до 12,5 узла . При полном запасе угля в 550 тонн дальность плавания составляла 2200 миль экономичным ходом в 5 узлов.

Котлы были разделены на две группы, три перед паровой машины и три позади нее, для лучшей защищенности от попаданий вражеских снарядов топки котлов были обращены внутрь корпуса.

Вспомогательное оборудование

Командный пункт управления огнем HMS Royal Oak

Площадь парусов после переоборудования составляла 2322 м 2 . Управление рулем могло осуществляться с трех постов: на квартердеке был установлен тройной штурвал , а на главной и нижней палубе у офицерской кают-компании - сдвоенный.

Экипаж и обитаемость

На фальшборте квартердека был оборудован легкий мостик , боевая рубка не предусматривалась, но был пост управления артиллерийским огнем, выполненный в виде бронированной башенки.

Вооружение

Главный калибр

68-фунтовое дульнозарядное морское орудие

На момент постройки на HMS Royal Oak было установлено 11 нарезных орудий RML 7 inch 6,5 ton Mk I и 24 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Это делало его одним из самых вооруженных британских кораблей. 68-фунтовые 201-мм орудия имели дальность стрельбы 2900 м при угле возвышения ствола 12°. Три седьмидюймовых орудия были установлены на верхней палубе, все остальные семидюймовые и 68-фунтовые - на орудийной палубе. Два носовых орудия на верхней палубе выполняли роль погонных, одно кормовое являлось ретирадным. 178-мм орудия Армстронга использовали шрапнельные, фугасные или бронебойные снаряды весом 48,5-49,9 кг, дальность стрельбы которыми составляла 3700 м. В 1867 году вооружение было модернизировано.

Одновременно с решением основной задачи - нарушением морских перевозок и уничтожением торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям. Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.

За время Второй мировой войны подводными лодками было потоплено 149 военных кораблей, в том числе 2 линейных корабля, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца и 5 легких крейсеров. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены 34 эскадренных миноносца, 18 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 2 фрегата, 26 корветов, 13 шлюпов, 10 тральщиков, 9 подводных лодок, 3 корабля противолодочной обороны, 1 канонерская лодка, 3 торпедных катера, 13 десантных кораблей, 2 плавучих мастерских и 1 посыльное судно. Повреждения получили 3 линейных корабля, 2 эскортных авианосца, 6 легких крейсеров, 11 эскадренных миноносцев, 13 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 4 фрегата, 3 корвета, 4 шлюпа и 1 торпедный катер.

АВИАНОСЕЦ "КОРЕЙДЖЕС"

Днем 17 сентября 1939 года подводная лодка U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта двигалась на сближение с конвоем OB-4, обнаруженным 14 сентября и атакованным утром 16 сентября подводной лодкой U-31 . Лодка U-53 , также получившая приказ атаковать этот конвой и шедшая на сближение с ним, до обнаружения конвоя 17 сентября потопила одиночный британский транспорт "Кафиристан" водоизмещением 5193 тонны, направлявшийся в Британию. В небе появились самолеты, которые и были замечены командиром лодки U-29 , находившейся на перископной глубине. Отто Шухарт не сомневался - только авианосец мог находиться в патрульном плавании в двухстах милях от побережья Британских островов. В 18 часов на горизонте был замечен корабль - авианосец "Корейджес", шедший в сопровождении двух эсминцев. Командир подлодки принял решение атаковать его и U-29 начала сближаться с кораблем. Попытка догнать авианосец на лодке, двигавшейся в подводном положении, не удавалась, и только опыт, полученный во время учений, позволил Шухарту в течение почти двух часов безотрывно преследовать "Корейджес". Неожиданно авианосец сделал поворот для приема на борт возвращавшегося самолета, что сделало его уязвимым для торпедной атаки. Шухарт немедленно воспользовался этим и в 19 часов 50 минут произвел залп из трех торпедных аппаратов с дистанции 2700 метров. Пока торпеды шли к цели, к лодке на опасное расстояние приблизился британский эсминец, что вынудило U-29 погрузиться. Во время погружения немецкие подводники услышали два сильных взрыва.

Две из трех выпущенных торпед попали в авианосец, после чего "Корейджес" накренился на левый борт и через пятнадцать минут затонул. Из 1259 членов команды не досчитались 518 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22500 тонн погибло 24 самолета. После потопления авианосца "Корейджес" U-29 была обнаружена и подверглась преследованию эсминцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб, однако лодка благополучно уклонилась от атаки. Через некоторое время подлодка всплыла на поверхность и Шухарт послал радиограмму Деницу: "Потопил авианосец "Корейджес". Возвращаюсь на базу ".

ЛИНКОР "РОЙЯЛ ОУК"

После потоплления авианосца "Корейджес" командующий немецким подводным флотом Карл Дениц был полон решимости нанести новый удар по боевым кораблям Британского флота. Местом для атаки была выбрана военно-морская база в Скапа-Флоу. Главный рейд Скапа-Флоу соединялся с заливом несколькими узкими проливами, и все они были блокированы затопленными судами. Однако немецкому самолету-разведчику удалось обнаружить узкий проход в проливе Керк, и выполнение этой сложной задачи Дениц доверил капитан-лейтенанту Гюнтеру Прину, командиру подводной лодки U-47 . 8 октября 1939 года лодка прошла Кильским каналом и вышла в Северное море, взяв курс на Скапа-Флоу и двигаясь по ночам. 13 октября в 23 часа 7 минут, когда лодка подошла к мысу Роуз-Несс, вахта на мостике заметила транспортное судно. Прин приказал погрузиться на перископную глубину и подошел к командирскому перископу. Несмотря на северное сияние, судна не было видно, и Прин принял решение атаковать корабли противника из надводного положения. В 23 часа 31 минуту U-47 всплыла и Прин поначалу направил ее в пролив Керри, разделяющий острова Лэмб-Хоум и Баррей, но вовремя заметил ошибку и направил лодку в пролив Керк. При движении через пролив подводную лодку сильным течением прижало к одному из затопленных судов, но умело маневрируя лодкой, Прин успешно прошел узкий проход. В 0 часов 27 минут 14 октября подлодка в надводном положении вышла на главный рейд Скапа-Флоу. Из всего Флота Метрополии на рейде оказалось только два боевых корабля, стоявших на якоре на расстоянии мили друг от друга. Эти корабли Прин идентифицировал как линейные корабли "Ройял Оук" и "Рипалс", однако вторым кораблем оказался не "Рипалс", а устаревший авиатранспорт летающих лодок "Пегас" водоизмещением 6300 тонн. Подводная лодка заняла боевую позицию и в 0 часов 58 минут произвела залп четырьмя торпедами из носовых торпедных аппаратов, направив по две торпеды в каждый корабль. Одна из торпед, направленных в "Пегас", не вышла из торпедного аппарата, а вторая прошла мимо цели. В "Ройял Оук" из двух торпед попала одна, проделав в носовой части корабля пробоину, однако командир британского корабля не придал значения взрыву и тревога на нем не была объявлена. В это время на U-47 начали перезаряжать носовые торпедные аппараты и одновременно с этим в 1 час 2 минуты выпустили по "Ройял Оуку" торпеду из кормового торпедного аппарата, которая прошла мимо цели. В 1 час 23 минуты Прин дал повторный залп из носовых торпедных аппаратов, и на этот раз все три торпеды поразили цель. Линейный корабль "Ройял Оук" водоизмещением 29150 тонн взорвался и через тринадцать минут затонул; из 1208 членов команды погибли 24 офицера и 809 матросов.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "НАЯДА"

9 марта 1942 года соединение "B" под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров "Наяда", "Дидо", "Юриалес" и восьми эсминцев вышло из Александрии (Египет) для нападения на поврежденный итальянский крейсер. Однако сведения оказались неточными, и поиски не увенчались успехом. Корабли соединения "B" взяли курс на Александрию вместе с двумя британскими эсминцами, вышедшими с Мальты. Крейсеры и эсминцы соединения "B" несколько раз подвергались безуспешным атакам итальянской и немецкой авиации.

Вечером 11 марта к северу от Сиди Баррэни (Египет) крейсер "Наяда" водоизмещением 5450 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-565 и в 20.01 атакован торпедами. Одна торпеда попала в середину правого борта крейсера и он затонул в течение 35 минут; 82 члена экипажа погибло и 582 человека было спасено.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ГЕРМИОНА"

11 июня 1942 года легкий крейсер "Гермиона" из состава соединения "A" был привлечен к участию в операции по проводке конвоя снабжения MW-11 из Александрии на Мальту. 14 и 15 июня легкий крейсер израсходовал большую часть своих боеприпасов, отражая тяжелые атаки авиации стран оси. В ночь на 16 июня операция по проводке конвоя была отменена, и "Гермиона" в сопровождении эсминцев "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур" взяла курс на Александрию.

15 июня в 23.20 к северу от Соллума (Египет) группа боевых кораблей была обнаружена немецкой подводной лодкой U-205 . Подлодка в 23.38 и 23.40 атаковала два эсминца двумя торпедами, однако торпеды прошли мимо целей. После этого командир подводной лодки идентифицировал одну из целей как крейсер, и в 00.16 16 июня выпустил веерным залпом три торпеды, поразив цель в правый борт. Отсеки легкого крейсера "Гермиона" водоизмещением 5450 тонн были затоплены, и он получил крен в 22 градуса. Вскоре легкий крейсер лег на правый борт и через 21 минуту затонул. Из команды корабля погибло 8 офицеров и 80 матросов; 498 членов экипажа были спасены эсминцами "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур", после чего они были доставлены в Александрию.

АВИАНОСЕЦ "ИГЛ"

Вышедшая из Ла-Специи 4 августа 1942 года подводная лодка U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума имела задание атаковать американские и британские суда у побережья Северной Африки. 11 августа в точке 38°05" с.ш. и 03°02" в.д. U-73 обнаружила конвой WS-21S ("Пъедестал"), в составе которого шли в качестве непосредственного охранения авианосцы "Игл", "Фьюриес" и "Индомитебл", линейный корабль "Нельсон", группа крейсеров и 13 эсминцев. У Розенбаума была возможность поразить транспортные суда противника, однако ему был дан приказ атаковать прежде всего британские боевые корабли. Лодка поднырнула под охранение, прошла между третьей и четвертой колонной транспортов и атаковала британский авианосец "Игл" в 13 часов 15 минут с дистанции 450 метров, выпустив веером четыре торпеды с интервалом в 10 секунд. Авианосец шел зигзагом со скоростью 13 узлов, однако ни лодка, ни следы торпед с кораблей охранения обнаружены не были. Все четыре торпеды попали в "Игл", который стремительно накренился на левый борт и через восемь минут затонул. Из 1087 членов команды погибло 160 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22600 тонн были потеряны все находившиеся на нем 16 самолетов.

Пока эсминцы "Лафорей", "Лукаут", "Мэлколм" и буксирное судно "Гроулер" спасали людей с авианосца, остальные эсминцы начали охоту на U-73 . Однако Розенбауму удалось уклониться от контратаки, погрузившись на глубину 150 метров и остановив лодку. Позже Розенбаум поднял подводную лодку на поверхность и послал командованию радиограмму: "Торпедировал "Игл" четырьмя торпедами с 450 метров. Ясно слышал звуки, характерные для тонущего судна. Атакован глубинными бомбами. Повреждений нет ".

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "ЭВЕНДЖЕР"

Конвой MKF-1Y вышел из Гибралтара в Клайд (Британия) 14 ноября 1942 года. Этот конвой сопровождал эскортный авианосец "Эвенджер", возвращавшийся в Британию после участия в операции высадки десанта в Северной Африке (операция "Торч").

В ночь на 15 ноября в 120 милях к северо-западу от Гибралтара конвой был обнаружен немецкой подводной лодкой U-155 . В 04.14 15 ноября лодка выпустила веерным залпом четыре торпеды и совершила срочное погружение. После погружения командой лодки были зафиксированы три взрыва торпед, которыми были потоплены эскортный авианосец "Эвенджер" водоизмещением 13785 тонн и британский войсковой транспорт "Эттрик", а также повреждено американское военное транспортное судно "Альмаак". Эскортный авианосец получил попадание торпедой в левый борт в районе миделя, от взрыва которой сдетонировали авиабомбы в погребе. Средняя часть "Эвенджера" была вырвана взрывом, а нос и корма взлетели в воздух и затонули в течении двух минут. Из команды эскортного авианосца погибло 526 членов экипажа; всего 12 человек было спасено эсминцем "Глэйздэйл".

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ПЕНЕЛОПА"

В январе 1944 года союзные войска готовились к десантной операции на западное побережье Италии между портом Анцио и морским курортом Неттуно. Начало операции под названием "Шингл" было запланировано на 22 января 1944 года. Высадка десанта прошла успешно, однако уже через несколько дней высадившиеся части оказались окружены на прибрежном плацдарме плотным кольцом немецких войск. На помощь десанту пришли боевые корабли военно-морских сил союзников, оказывавшие поддержку артиллерийским огнем. Британский легкий крейсер "Пенелопа" был включен в состав артиллерийской группы поддержки TG 81.8, также включавшей в себя следующие американские боевые корабли: легкий крейсер "Бруклин", эсминцы "Вулзи", "Майо", "Триппл", "Людлоу" и "Эдисон".

Утром 18 февраля 1944 года легкий крейсер "Пенелопа" водоизмещением 5270 тонн возвращался без сопровождения после обстрела позиций немецких войскв районе порта Анцио, двигаясь со скоростью 26 узлов. В 35 милях к западу от Неаполя он был обнаружен немецкой подводной лодкой U-410 , и в 06.58 был поражен торпедой позади машинного отделения. В 07.16 крейсер получил второе попадание торпеды, и через 10 минут затонул. Из команды корабля погибло 25 офицеров, 368 матросов и 24 морских пехотинца; 206 человек были спасены британскими десантными судами LST-165 и LST-430. "Пенелопа" стала последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне.

Однако, согласно немецким данным, легкий крейсер "Пенелопа" был потоплен единственной акустической торпедой TV(G7es) "Zaunkonig", выпущенной с немецкой подводной лодки U-410 . Так как акустическая система наводила торпеду на шум винтов корабля, попадание торпеды пришлось на кормовую часть корабля. В результате произошла детонация в кормовых погребах боеприпасов, что было принято экипажем за взрыв второй торпеды.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "БЛОК-АЙЛЕНД"

Оперативно-тактическая группа ВМС США 21.11, состоявшая из эскортного авианосца "Блок-Аленд", эсминцев "Барр", Юджин Э. Элмор", "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн", в конце мая 1944 года находилась на боевом противолодочном патрулировании к северо-западу от Канарских островов.

Вечером 29 мая эта группа была обнаружена немецкой подводной лодкой U-549 , которая незамеченной проникла сквозь кольцо охранения и приблизилась к эскортному авианосцу "Блок-Айленд" водоизмещением 9393 тонны. В 20.13 по нему были выпущены три торпеды, две из которых нанесли поражение эскортному авианосцу. Через восемь минут в "Блок-Айленд" попала еще одна торпеда, которая впоследствии и привела к гибели корабля.

Спустя некоторое время U-549 выпустила по эсминцам две торпеды с акустическим наведением, одна из которых в 20.40 попала в корму эсминца "Барр" и нанесла ему тяжелые повреждения, а другая прошла мимо эсминца "Юджин Э. Элмор". Эсминцы "Юджин Э. Элмор" и "Аренс" предприняли контратаку подводной лодки глубинными бомбами, в результате чего U-549 была потоплена вместе со всем экипажем.

После торпедирования "Блок-Айленда" командиру корабля стало ясно, что эскортный авианосец спасти не удастся, и в 21.00 экипаж покинул поврежденный корабль. В 21.55 "Блок-Аленд" затонул; при торпедировании корабля погибло 10 членов экипажа, а 953 человека были спасены эсминцами "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн" и 1 июня доставлены в Касабланку. В момент гибели эскортного авианосца в небе находилось шесть самолетов; все они направились к Канарским островам, но только двум летчикам из шести удалось спастись.

Информация о потопленных боевых кораблях была бы недостаточно полной, если не упомянуть крупные боевые корабли союзников, которые были повреждены немецкими подводными лодками и восстановление которых было признано нецелесообразным; эти корабли участие в сражениях Второй мировой войны больше не принимали.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "НАБОБ"

В августе 1944 года британский эскортный авианосец "Набоб" входил в состав второй группы авианосцев Флота Метрополии вместе с британским эскортным авианосцем "Трампетер" и британским тяжелым крейсером "Кент" для участия в операции "Гудвуд. Задачей группы авианосцев была атака немецких аэродромов перед нападением на линейный корабль "Тирпиц", находившийся на якорной стоянке в Альтенфьорде (Норвегия). Однако плохая погода отменила все планы, и группе авианосцев пришлось повернуть обратно.

В ночь на 22 августа к северо-западу от мыса Нордкап (Норвегия) эскортный авианосец "Набоб" водоизмещением 11420 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-354 . В 01.14 22 августа по нему был выпущен веерный залп торпед, одна из которых поразила эскортный авианосец в кормовую часть со стороны правого борта, сделав пробоину в машинном отделении размером три квадратных метра; при торпедировании корабля погиб 21 человек. В 01.22 U-354 попыталась окончательно потопить "Набоб" и выпустила в него торпеду с акустическим наведением, однако торпеда поразила британский фрегат "Бикертон", начавший принимать топливо с эскортного авианосца перед началом атаки. Корма "Набоба" быстро погрузилась на 4,5 метра и эскортный авианосец потерял ход. Двигатели были застопорены, так как температура в машинном отделении поднялась до 150 градусов. 205 человек покинули поврежденный корабль и перешли на канадский эсминец "Алгонкуин", а оставшиеся члены экипажа начали борьбу за живучесть эскортного авианосца. В результате принятых мер удалось несколько уменьшить дифферент на корму, и ближе к вечеру "Набоб" смог двигаться со скоростью 10 узлов. Рано утром 23 августа поблизости от эскортного авианосца была замечена немецкая подводная лодка, но поднявшиеся в воздух два "Эвенджера" загнали ее под воду и продержали три с половиной часа. Первый "Эвенджер" приземлился удачно, а второй при посадке разбился и повредил шесть находившихся на палубе самолетов; впоследствии они были сброшены за борт.

27 августа "Набоб", медленно двигаясь своим ходом, достиг базы в Скапа-Флоу, проделав 1100 миль от места его атаки подводной лодкой U-354 . Эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению, был отбуксирован в Розайт и оставлен на мелководье. "Набоб" был выведен из состава флота 30 сентября 1944 года и зачислен в номинальный запас, при этом с него были сняты запасные части для ремонта однотипных авианосцев. 16 марта 1946 года эскортный авианосец "Набоб" был возвращен США в поврежденном состоянии. Продан в марте 1947 года на металлолом в Нидерланды, затем перепродан фирме "Норддейче Ллойд" и переделан в немецкое торговое судно "Набоб" в 1952 году. Использовался как тренировочное судно для обучения моряков немецкого гражданского флота. В 1968 году судно переименовано в "Глорию" и зарегистрировано в Панаме; в декабре 1977 года продано на металлолом в Тайвань.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "СЭН"

15 января 1945 года британский эскортный авианосец "Сэн" водоизмещением 11400 тонн, двигавшийся без охранения в Северном проливе, был обнаружен немецкой подводной лодкой U-1172 в шести кабельтовых от плавучего маяка Клайда. Эскортный авианосец, занимавшийся перегрузкой самолета, в 13.28 был поражен предположительно торпедой с акустическим наведением в корму со стороны правого борта; при торпедировании корабля погибло 10 человек. Гребной винт и двигатель "Сэна" уцелели, но взрывом торпеды было разрушено соединение турбины с винтом, и эскортный авианосец лишился хода. Находившиеся поблизости эскортные корабли взяли под охрану поврежденный "Сэн", и он был отбуксирован британским фрегатом "Лоринг" в Гринок (Великобритания), где эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению. 15 декабря 1945 года "Сэн" был возвращен США в поврежденном состоянии и продан на металлолом. Разобран в Фаслейне (США) в 1946 году.

Загадка Скапа-Флоу Корганов Александр

XI Гибель линкора «Ройал Оук»

Гибель линкора «Ройал Оук»

Воспоминания кэптена Р. Ф. Николса (Королевские ВМС).

Когда в августе 1939 года «Ройал Оук» пришел в Скапа-Флоу, я отметил, что система обороны с моря не выглядит столь же надежной, как в годы Первой мировой войны, однако был слишком занят, чтобы вникать в этот вопрос, к тому же это не входило в круг моих обязанностей. За местную оборону гавани перед главнокомандующим отвечал старший морской начальник.

Главной задачей было обучить команду, среди которой было много резервистов, как жить на корабле и сражаться на нем в современных условиях. Угроза атаки с воздуха, ночью или днем, в гавани или в море, многим была в диковинку и поэтому считалась одной из главных проблем. Радиолокация находилась в зачаточном состоянии, и радар на «Ройал Оук» установлен не был.

13-го октября 1939 года «Ройал Оук» стоял на якоре в полумиле от восточного берега Флоу, поскольку высокий берег обеспечивал защиту от воздушного нападения с этого направления. Старый авианосец «Пегасус» стоял на якоре приблизительно в 7 кабельтовых (1400 ярдов) по пеленгу 340° от нас. «Айрон Дьюк», несколько эсминцев, плавбаза и т. д., стояли на якоре в западной части залива Флоу, приблизительно в восьми милях от нас, с противоположной стороны островов Кава и Фара. «Рипалс» стоял на якоре совсем близко от нас день или два, но 13-го около 16.00 он ушел, и «Пегасус» занял его место.

Той ночью мы, как обычно, затемнили корабль и находились в готовности к атаке с воздуха. Я лег спать примерно в 22.30, но в четыре минуты первого был разбужен сильным ударом по корпусу корабля. Набросив шинель, я вышел на палубу, но никто не смог объяснить мне, что случилось. Я отдал приказание поднять пары и вызвать команды на дрифтер «Дэйзи II» и дежурный катер (оба плавсредства находились у борта под нижним выстрелом).

Наблюдалось слабое полярное сияние, позволявшее различать контур берега на фоне неба и людей, ходивших по палубе, правда, недостаточно отчетливо, чтобы распознать их. Пройдя вперед до полубака, я заметил, что стопор Блейка на якорь-цепи правого борта был отдан, и та, сорвавшись со стопоров, очевидно, ушла за борт. Возможно, проблема скрывалась в районе цепного ящика… внизу я встретил командира и старшего механика. У всех возникло впечатление, что взрыв произошел в хранилище огнеопасных материалов, и матрос в защитной маске готовился спуститься туда, чтобы разобраться на месте.

Затем, ровно через тринадцать минут после первого взрыва, прогремели еще три ужасающих взрыва позади нас по правому борту. Каждый взрыв сильно потряс корабль, освещение полностью вышло из строя, и сразу же образовался крен примерно двадцать пять градусов. Я абсолютно не сомневался ни в том, что произошло, ни в том, что последует за этим. Но как же лодка смогла преодолеть заграждения? В дополнение к тяжелым повреждениям, вызванным торпедами, было большое количество открытых иллюминаторов, прикрытых светомаскировочными (вентиляционными) щитками. (На них было получено разрешение от главнокомандующего). Было ясно, что по правому борту все они оказались под водой, и задраить их под нарастающим напором хлынувшей воды не представлялось возможным.

Из-за отсутствия электропитания было невозможно спустить на воду спасательные барказы, а нарастающий крен делал это все более трудным и в отношении шлюпок, особенно в темноте. Дрифтер «Дэйзи II», стоявший у борта слева по корме, служил неким утешением, поскольку имел достаточно большую вместимость.

Практически в кромешной темноте командир и я, с помощью многих других членов команды извлекли те спасательные средства, что смогли обнаружить, но спустя всего восемь минут после взрывов торпед второго залпа, «Ройал Оук» опрокинулся и затонул.

Примерно через полтора часа те, кто находился на спасательном плоту Керли, были подобраны одной из шлюпок с «Пегасуса» и погружены в роскошь горячей ванны, где смогли избавиться от мазута и переодеться в чистую одежду, не считая соответствующих напитков, которыми наши спасители нас столь великодушно обеспечили.

Я решительно заявляю, что ни один корабль в Скапа-Флоу, кроме «Ройал Оук», не пострадал от торпед Прина. И, кроме того, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года там не было никаких линейных крейсеров.

«Ройал Оук» торпедирован! Снимок из английского фильма, в котором этот линкор заранее «сыграл» свою будущую судьбу.

Из книги В прицеле свастика автора Каберов Игорь Александрович

ТРУДНЫЙ ЧАС ЛИНКОРА «МАРАТ» Машина Широбокова отремонтирована. Ее передают нам. Техники собрались возле самолета. Все как бы чего-то ждут. Так и кажется, что сейчас придет сюда Володя. Придет, застенчиво улыбнется, сядет в кабину. Но подходит командир эскадрильи капитан

Из книги Александр Невский автора Пашуто Валерий Петрович

Гибель отца Когда во Владимире Александру сказали, что татарские гонцы привезли Ярославу проезжую грамоту в какой-то Сарай и что отец направил юного сына Константина с дарами ко двору монгольского царя, в доселе неведомый даже вездесущим новгородским купцам Каракорум,

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Гибель Эссекса Звезда Эссекса, достигнув зенита в 1596 году, стала после этого постепенно закатываться. Началось с того, что Елизавета была недовольна размерами добычи, захваченной в Кадиксе. По подсчетам оказалось, что стоимость ее не превышала тринадцати тысяч фунтов

Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги За нами Москва. Записки офицера. автора Момыш-улы Баурджан

Гибель генерала Мы отступали. Днем воевали, ночью уходили от рубежа к рубежу.Шли боевые дни, шли боевые ночи. Теперь ясно, что подчас враг преувеличивал наши способности к сопротивлению, а мы переоценивали его пробивную силу. В тактических звеньях иногда царила сплошная

Из книги Прошлое с нами (Книга вторая) автора Петров Василий Степанович

Гибель товарища Глубокой ночью мы повернули на северо-восток и спустя полтора часа вошли в подсолнухи.Рассеивая снопы света, прошла машина на Исковцы.Дождь льет снова. Я зря выбросил каску. Вода струится по лицу и течет за ворот. Не согревают ни одежда, ни грязные

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Амундсен автора Дьяконов Михаил Алексеевич

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Гибель матери Шолохову порой удавалось побывать в Николаевской слободе. И однажды они с Марией Петровной приняли решение возвращаться в Вёшки.Тут проявился Сталин. «Собираемся в дорогу, - рассказывал мне Михаил Александрович, - смотрю, подъехала эмка, выходит

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ» В конце августа 1939 года погода в Северной Атлантике явно не баловала. Казалось, сама природа выразила протест против неумолимо надвигавшейся войны, терзая штормами морские просторы.Вот уже несколько суток U-30 крейсировала в неспокойных атлантических

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Успех и гибель линкора «Бисмарк» Вскоре в борьбу на коммуникациях противника включился и только что отстроенный немецкий линкор «Бисмарк». В сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» и 3 эсминцев линкор вышел из Готенхафена. Соединением командовал сам адмирал

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

1990 Гибель Мы подошли к трагической развязке нашего сюжета, коим является жизнь и творчество Виктора Цоя.Мне довелось последний раз увидеть Витю и даже коротко поговорить с ним 22 июня 1990 года в Москве, на следующий день после его дня рождения.Мы с женою приехали в Москву по