В каком веке происходило взятие сибири ермаком. Присоединение западной сибири к российскому государству. Краткая история создания этой карты

Освоение Сибири – одна из самых значимых страниц в истории нашей страны. Огромные территории, в настоящее время составляющие большую часть современной России, в начале XVI века были, фактически, «белым пятном» на географической карте. И подвиг атамана Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых значимых событий в формировании государства.

Ермак Тимофеевич Аленин – одна из самых малоизученных личностей подобного масштаба в российской истории. До сих пор достоверно неизвестно, где и когда родился прославленный атаман. По одной из версий, Ермак был родом с берегов Дона, по другой – с окрестностей реки Чусовая, по третьей – местом его рождения была Архангельская область. Неизвестной остается и дата рождения – в исторических хрониках указывается период с 1530 по 1542 гг.

Воссоздать биографию Ермака Тимофеевича до начала его Сибирского похода практически невозможно. Достоверно неизвестно даже, является ли имя Ермак его собственным или это все-таки прозвище казачьего атамана. Однако с 1581-82 гг., то есть непосредственно с начала Сибирского похода, хронология событий восстановлена достаточно подробно.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества. При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Я. М. КАРАМЗИН

Карта Сибири из «Чертёжной книги» (юг - вверху, север - внизу, запад - справа, восток - слева).

Сибирские летописи содержат восемь летописей о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, и даже больше, летописи повествуют о том, что происходило после смерти атамана казаков Ермака Тимофеевича, это кладезь уникальных исторических очерков, особо ценный подробный исторический источник.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Список Сибирских летописей.

1) РУМЯНЦЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
2) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
3) ПОГОДИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
4) СТРОГАНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
5) БУЗУНОВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
6) ПУСТОЗЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
7) ОПИСАНИЕ СИБИРИ
8) КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581-1582 гг.)

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах 17-18 века.

Историческая справка о современном слове Сибирь, укоренившимся современном понимании Сибирской земли, как следует из летописей Сибирь это прежде всего город властителя Хана Кучума, который впоследствии был убит калмыками за то, что разорял и грабил своих подопечных на закате бесславной своей жизни, Кучум угнал табун лошадей за это злодеяние, калмыкские воины его догнали, и убили.

"Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромные богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял и когда шел через калмыкские улусы, то угнал конские табуны. Калмыкские же воины догнали его, и войска его разгромили, и коней своих отвоевали. Тогда царь Кучум бежал в Ногаи и там был ими убит."

Сибирь (Кашлык, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) город, столица Сибирского ханства. Находилась на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска в Тюменской области, сейчас памятник археологии "Кучумово городище".

В то время часто случались набеги Кучумовских племен на Пермь и пермские русские земли, которые в следствии этого несли постоянные разорения, претерпели насилие и людское горе, это беспокоило Ивана Васильевича, после некоторых расспросов братьев Строгановых о Сибирском царстве, и о возможности защиты от набегов башкир, остяков, вагулов, татар, нагайцев, сибирских отрядов, и других кочевников, Иван Васильевич дает добро грамотами с государевыми золотыми печатями на земли от устья реки Чусовой вверх по обеим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков, а в тех местах, от Камы вверх по чусовой - на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от набегов басурман, дает полную свободу действий, и защиты всеми доступными способами, после чего начинается строительство укреплений, снабжение необходимыми ресурсами, и набор производится отрядов.

С этого момента на сцене появляется атаман Ермак с соратниками, которые часто разбойничали, громили и грабили на реках Волга, Оке и море, суда, каторги, купеческие торговые караваны с ватагой в 5000 человек, думая пойти в Кызылбаши вместе с донскими и яицкими казаками, чтобы господствовать на море, но этого не случилось, грабя купцов, в том числе государственную казну и прочий православных люд, проливая кровь христианскую, об этих подвигах становиться известно, царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, государь взбешен, и разгневан.

В дальнейшем эти события определили судьбу Ермаку Тимофеевичу с сотоварищами идти на службу к Строгановым, охранять земли от набегов разношерстных племен, и в дальнейшем осуществить военный поход на Сибирь.





В следствии чего Ермак с соратниками поступает на службу к Строгановым загладить вину, возможно из опасений, что прогневался великий князь Иван Васильевич, в том либо, либо ином случае, Ермак обороняет Русскую землю и Пермь Великую, разбивает кочевые отряды и покоряет близлежащие племена кочевников, после чего снаряжается экспедиция на Сибирское ханство Кучума, а дальше идут кровавые и ужасающие битвы с ханом Кучумом и кочевниками, которые многократно превосходили силы Ермака с соратниками, зачастую казаки перед битвой с противником, преклоняли колени с молитвой на устах, а далее в схватке следовала отчаянная храбрость (отступать не куда было), тем и брали противоборствую сторону, стоит отметить, что помощи в Сибирской земле Ермаку не было ни от кого ждать, после каждой схватки гибли соратники.

Отмечу, что восемь летописей о Сибири дают разнообразную информацию, зачастую дополняя друг друга, в итоге складывается общая картинка хронологии в событиях, что было в столь далекое время, кто был Ермак, его происхождение, что он делал, что происходило после смерти атамана Ермака с соратниками в Сибирской земле, никакая Википедия, ни кино об этом не расскажет в полной картине.

Что знают об этом ныне живущие современные Сибиряки? Сомневаюсь, что большинство из современников слышало что-либо об исторических Сибирских летописях, тем более, что описано внутри.

Постскриптум: После покорения Сибирских земель производятся экспедиции на край и конец Сибирской земли, Русским Царством активно осваивается Сибирь (освоение велось вдоль рек - Тобола, Иртыша, Оби, Енисея, Амура), основываются новые города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628), отстраиваются церкви, монастыри, жилые и производственные сооружения, заселяются казаки, купцы, промышленные и служилые люди, казаки, купцы, земледельцы, крестьяне-переселенцы, и прочий люди.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году.

Маршрут начинается в Тобольске , проходит через городище Искер (Тобольский район), село Абалак Тобольского района, село Сузгун Тобольского района, село Вагай. Далее есть возможность выезда на трассу Тюмень – Омск (п. Голышманово)
Поход дружины Ермака в Сибирь – одна самых интересных страниц истории России. Народ создал множество легенд, сказаний, песен, где имя Ермака ставится рядом с былинными богатырями – Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем. Со временем исторические песни о Ермаке стали напоминать героический эпос. В Сибири и на Урале многие реки, пещеры и поселения носят имя легендарного атамана.
В 1582–1585 годах отряд казаков под командованием Ермака совершил военный поход по рекам Урала и Сибири. Казаки высадились на берегу Иртыша и в 15 км от Тобольска. В трeхдневном сражении (23–25 октября 1582 г.) на Иртыше под Чувашским городком Потчеваш дружина Ермака наголову разбила войско сибирского хана Кучума, заняв его столицу город Кашлык. Войска хана откочевали в степи. На сторону Ермака перешли некоторые местные племена, а также часть татарских феодалов. Еще три года экспедиция Ермака устанавливала русскую московскую власть в обском левобережье Сибири. В дождливую ночь на 6 августа 1585 г. хан Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. Это была единственная и последняя победа хана.
Легендарный поход Ермака в Сибирь имел огромное значение для истории России: разгром царства Кучума открыл путь для переселения русских людей за Уральские горы.


. Тюменская обл., г. Тобольск, пл. Красная, 1
Тобольский кремль – это единственный каменный кремль в Сибири, уникальный образец сибирского зодчества. Он был основан более 300 лет назад. В его ансамбле можно увидеть черты древнерусской, византийской и западноевропейской архитектуры. Сегодня он является частью Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.


Обелиск Ермаку . Тюменская обл., г. Тобольск, сад Ермака
16-метровый 187-тонный обелиск в честь покорителя Сибири был воздвигнут в 1839 г. Он выполнен из светло-серого мрамора, единственным украшением памятника являются рельефные пальмовые ветви. Распоряжение о строительстве мемориала было дано лично императором Николаем I. На изготовление обелиска ушло несколько лет.


Сузгун-тура . Тюменская обл., г. Тобольск, микрорайон Иртышский
Во время покорения Сибири казаками Ермака на горе располагался небольшой острог. По легенде, в нем жила красавица-царевна Сузге – любимая жена (или сестра) последнего сибирского хана Кучума. Когда казаки Ермака осадили острог, Сузге раздала свои ценности слугам для выкупа, а сама покончила с собой. Холм Сузге – это курган над ее могилой, который благодарные служанки наносили в руках пригоршнями земли.


Чувашский мыс (Потчеваш) . Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Ленина (конец улицы, на берегу реки Иртыш налево).
Именно здесь в октябре 1581 г. состоялась решающая битва между войсками сибирского ханства и казачьей дружиной Ермака. Татары ждали наступления русского отряда, спрятавшись за стволами поваленных деревьев. Но воинство Ермака, вооруженное пищалями, смогло нанести значительный урон противнику еще до начала рукопашной схватки, а главное, ранить татарского главнокомандующего Маметкула. Это вызвало панику и хаос в рядах ханских воинов.


«Кучумово городище» . Тюменская обл., Тобольский район, Сибирский лог, на берегу р. Иртыш между п. Сибиряк и с. Преображенка (в 17 км от Тобольска)
Городище Искер (Сибир или Кашлык) – бывшая столица Сибирского ханства. После поражения сибирского войска, город был занят Ермаком. Когда казацкий атаман был убит, в городе вновь пыталась утвердиться династия тайбугинов в лице Сейд Ахмеда, который был пленен в Тобольске в 1588 г. С тех пор Кашлык запустел и стал разваливаться, отчасти подмываемый рекой. Согласно историческим источникам, Искер окончательно был покинут жителями в 1588 г.
Раскопки на Искере впервые были проведены летом 1881 г. художником М.С. Знаменским. Они дали богатый материал татарского быта. После открытия Томского университета материалы Знаменского были приобретены за 300 руб. Однако, в 1897 г. уже после смерти Михаила Степановича его родственники остатки коллекции продали за 3000 руб. в Финский национальный музей. В 1915 г. раскопки на городище проводил секретарь-распорядитель Тобольского Губернского музея В.Н. Пигнатти.
До сих пор место, где стоял городок, покрыто любительскими раскопами, ямами и шурфами. И как их деды - прадеды на Искер приходят ребятишки из окрестных деревень, искать сокровища хана Кучума.


Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь . Тюменская обл., Тобольский р-н, село Абалак
Это один из самых старых и почитаемых монастырей Сибири. Его возникновение связано с освоением края русскими переселенцами в ХVII в. Первой постройкой монастыря была Знаменская церковь, которую построили в 1636 г. на месте обветшавшего деревянного храма Преображения Господня.


Село Абалак . Тюменская обл., Тобольский р-н (в 30 км от г. Тобольска)
Абалак был укрепленным татарским городком, куда, узнав о подходе Ермака к сибирской столице, хан Кучум спрятал свою старшую жену Самбулу. 5 декабря 1584 г. у стен Абалака произошло решительное сражение казаков с ордой царевича Маметкула, закончившееся победой дружины Ермака. Сейчас здесь построена деревянная крепость, которая является реконструкцией сибирского острога времен завоевания Сибири.
Международный фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле» . Проходит ежегодно в первую субботу июля на территории туристического комплекса «Абалак» (с. Абалак Тобольского р-на Тюменской обл.).
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследники Ермака» . Проходит ежегодно в первых числах августа на территории туристического комплекса «Абалак» (с. Абалак Тобольского р-на Тюменской обл.).


Село Вагай . Тюменская обл. (80 км от Тобольска, на р. Иртыш)
Село Вагай считается местом гибели Ермака. 5-6 августа 1585 г. казацкий атаман повел небольшой отряд на стругах по Иртышу. В устье реки Вагай дружина остановилась на ночлег. Казаки и не подозревали, что Кучум готовит засаду и следит за каждым их шагом. Под покровом ночи хан напал на спавший отряд и истребил его. Не избежал смерти и Ермак Тимофеевич.

Туринск, первое сражение

Туринск основан на месте поселения хантов Епансин (Епанчин)-юрт, названного так по имени местного мансийского князца Епанзя (Япанза). Во времена Ермака это был окраинный провинциальный центр лесостепного Сибирского ханства, территория которого находилась южнее ранее завоеванных Россией таежных Обдории (низовья Оби) и Югории (верхняя Тура, Тавда, Пелым, Сосьва и Лозьва) – поставщиков «мягкой рухляди».

Во второй раз за Уралом Ермак встретил людей: "...догребли до деревни до Епанчины и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша" . Дотла был сожжен пограничный Епанчин-городок – своеобразные «ворота в Сибирь». Устрашив немногочисленных местных жителей (моральный фактор имел огромное значение в войнах того времени), атаман заявил им, что пришел с миром, исключительно для сбора ясака в государеву казну. У спецслужб это называется легендой или «работой под чужим флагом». Тогда вроде бы и права определенные появляются. Вот так, с лукавства и присвоения государственных полномочий началось завоевание Сибири. Теперь понятно, почему военную добычу атаман не Строгановым, а царю отправил. Иначе за обман поплатился бы головой – государство-то в спину дышит.

«Ты прими-де, Грозный царь, ты поклон от Ермака,
Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,
Всю Сибирскую страну, дай прощенье Ермаку!»

А солепромышленники, несмотря на царскую грамоту, за Уралом так никаких земель и не получили. Пожалуй, это была их единственная невыгодная сделка за всю историю существования династии.

Весть о разгроме стойбища Епанчи быстро достигла ставки Кучума, но тот посчитал акцию Ермака не опасным пограничным набегом, предпринятым в ответ на его нападение на Соликамск: «а приходу на себя Ермакова не чаял, а чаяху, что воротится на Часовую» . Сибирский властитель разбирался в русских делах. Он знал, что ногайские князья бесчестят послов московского царя, а тот, стараясь избежать войны, шлет им богатые дары. Москва не будет воевать с Сибирским ханством. Но Кучум не знал, что вольные казаки двинулись в Сибирь хотя и с согласия царя (правда, восьмилетней давности), но по собственному почину. Опасность он почувствовал только тогда, когда Ермак разгромил улус главного сановника хана Карачи в самом устье Тобола - отсюда до столицы Сибирского ханства оставался всего один день пути.

В 1600 г. на этом месте поставили русский острог. Несмотря на то, что в реке Туре однажды была найдена пищаль и существует предание, что находящийся посередине реки Ермаков курган был намыт на месте, где когда-то затонул один из его стругов, археологических исследований здесь до сих пор не проводилось.

Музеев в городе два. Самые дорогие и интересные экспонаты Туринского краеведческого музея, оказывается, были присвоены Ирбитским музеем. Где мы действительно видели огромные фарфоровые китайские вазы и мебель купца Чиркова, а здесь на стенах висят только их фото.

Музей декабристов был открыт в 1991 г., в самый разгар перестройки и сопутствующей ей разрухи. Очередной парадокс. Такой музей в России, конечно, не единственный. Они есть везде, где жили декабристы. И в нашем крае тоже. Только нет пророков в своем отечестве. И вот здесь, в 3-х тысячах километрах от дома, мы впервые не по книжкам узнали о попытке этого военного переворота. 14 декабря 1825 г., в первый день своего правления, царь Николай Первый уничтожил 1271 поборника отмены крепостного права. После скорого суда еще пятерых казнили через повешение (вместо четвертования), кто-то просидел в одиночке 15 лет, более ста человек были сосланы на вечную каторгу и по три года относили кандалы. Для декабристов была построена отдельная тюрьма, которая – опять парадокс, дала возможность удовлетворять этим униженным людям самую дорогую роскошь – роскошь человеческого общения. В этой тюрьме декабристы смогли организовать трудовую артель, они регулярно выписывали и читали газеты. «Поведение наше, основанное на самых простых, но строгих нравственных правилах, на ясном понятии о справедливости, честности и любви к ближнему, не могло не иметь влияния на людей, которые, по недостаточному образованию своему и искаженным понятиям знали только одну материальную сторону жизни и потому старались только об ея улучшении, не понимая других целей своего существования» .

Музей размещается в доме, где жил декабрист В. И. Ивашев. Экскурсоводы рассказывают о его трогательной любви к дочери гувернантки отца француженке Камилле де Дантю. В Туринск она последовала за сосланным мужем, с которым прожила здесь долгие годы. Ивашев умер во время панихиды своей жены, заказанной им через год со дня ее преждевременной смерти.

Рядом с музеем декабристов находится Свято-Николаевский женский монастырь, организованный местночтимым старцем святым Василиском. Вместе со своим учеником Зосимой он странствовал по Сибири и бывал в гг. Енисейске и Красноярске.

В прежние годы через Туринск проехало много знаменитостей, а однажды здесь прогнали в Москву около сотни трофейных верблюдов (1619 г.). А вот велосипедные туристы здесь пока еще редкость. В прошлом году из Екатеринбурга сюда завернули два чеха и больше никого музейщики не помнят.

На ночь остановились в какой-то забытой Богом деревне. У случайной женщины узнали, в каком доме можно было бы переночевать и нас разместили в хате, хозяйка которой недавно умерла, а дети живут отдельно.

Сварили местной картошки с тушенкой, да и улеглись спать. Ночью проснулись от криков и звуков борьбы. Наш Сергей воевал с кем-то, но когда я вскочил и подбежал к нему, то оказалось, что он уже сам справился и закрыл дверь на крючок. Со слов Сергея, несколько минут назад он проснулся от того, что кто-то лез в оконную форточку. Он подождал, когда незнакомец влезет в комнату и неожиданно включил мощный велофонарь. Человека чуть "кондрат" не хватил.

Чего надо?

Да я тут жил раньше, я – Вася, сын хозяйки. А вы кто?

Туристы. Нас тут дочь хозяйки разместила.

Тогда я домой пойду.

И пошел. А когда дверь за ним закрылась, видно, очнулся и стал рваться обратно. Сергей дверь-то отпустил и Вася с крыльца с огромным шумом грохнулся. Но тут прибежала Васина сестра и, после матерной перебранки, увела брата-пьяницу.

Наутро выяснилось, что этот Вася ночью притащился сначала к сестре, но она его в дом не пустила. Тогда Вася полез на ночевку в пустующую квартиру своей матери. Где мы его так напугали, что он до сих пор еще не в себе.

Конфликт я загладил 50-рублевкой, которую Вася тут же обменял в ближайшем магазине на средство от похмелья. А мы потом еще не раз со смехом вспоминали ночное происшествие.

За селом Красная Слобода на речке Межанице натыкаемся на знак «Сибирь». На другой стороне щита указано: «Урал». В 17-18 веках здесь проходила граница между Пермской и Тобольской губерниями. Рядом со знаком обустроен родник: «наберем водицы чистой и с собой ее возьмем» . До Тюмени нам осталось «рукой подать».

Тюменский волок

В нефтегазовом центре Сибири случайный парень-велосипедист сопроводил нас до ж. д. вокзала, где выяснилось, что билеты домой мы взять сможем только на проходящие поезда, а их продают за три дня. За это время мы только доберемся до Тобольска, а еще хотелось бы попасть и в столицу Кучума, и съездить к месту гибели Ермака. Это еще минимум один день, да день нужен на то, чтобы из Тобольска в Тюмень автобусом или электричкой выбраться. Так что принимаем решение ехать наоборот: автобусом до Тобольска, там побывать везде, где захочется, после чего купить билеты и за три дня своим ходом вернуться в Тюмень. Заодно местные ребята к встрече с нами подготовятся, телевидение настроят.

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге, идущей из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке». Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой, и потому за эту территорию веками шла жестокая борьба между кочевниками Южной Сибири. Древний тюменский край до покорения его русской державой не раз переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним на протяжении нескольких столетий. Тюменское ханство, созданное еще в 1-м столетии, было сильным и главным, а сама Тюмень в летописях, для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась Великою Тюменью.

Во второй половине XIV века, воспользовавшись ослаблением ханства Золотой Орды, сибирские татары основали на берегах Ишима свое независимое государство. Но очень скоро один из пяти их беков - Чинги, опасаясь мести родственников убитого им ордынского хана Она, перенес столицу на берега Туры. Там и положил он начало прародителю современной Тюмени - городу Чинги-Тура (Чимги-Тура), много десятилетий теснившемуся между буераками р. Тюменки.

Древние обитатели татарской Тюмени «вели торговлю с Кондиею, Югрою и Обдориею: получали оттуда пушных зверей, рыбу, птичий пух и Мамонтову кость, а взамен доставляли их жителям железо, серебряные вещи, хлеб и разные ткани» . Торговали с Тюменью болгары, которые завозили сюда свою юфть, шелковые и бумажные ткани, серебро, сабельные клинки и мед. Бухарские караваны везли бумажные и шелковые ткани, хлопчатную бумагу, мерлушки, шкуры леопардов и тигров, кошениль, кишмиш, изюм и урюк.

После распада Золотой Орды в этих краях возникло большое Сибирское ханство, центр которого из Чинги-Туры был перенесён к устью Тобола. Много позже на месте великой столицы был поставлен русский острог. Сегодня здесь находятся тюменские кварталы «Царева городища» и стадион «Геолог».

Ночевали в пригородном лесу. Когда-то здесь, в полуразрушенной бывшей столице ханства Чимги-Туре, отдыхала и дружина Ермака. А утром без проблем сели в автобус и уже к обеду были в Тобольске, лихо проскочив мимо мест многочисленных стычек казаков с татарскими мурзами. На Тоболе спокойная жизнь у казаков закончилась. Отныне они уже редко приставали к берегу, не пели песен и не разжигали костров, питались сухарями и крупой, кое-как размоченной в холодной речной воде.

Тобольск и Искер, столицы Сибири

На постой устроились рядом с Тобольским кремлем на Станции юных туристов (120 рублей в сутки) в компании со студентами-археологами и будущими художниками. Живем в одной комнате с профессором Александром Васильевичем Матвеевым. Он оказался хорошим знакомым новосибирского академика В. Е. Ларичева, у которого в гостях я был всего месяц назад. Они между собой всего неделю как перезванивались. Вот вам и еще раз подтверждение того, как тесен наш мир.

Немного катаемся по городу. Фотографируемся у памятника поэту Петру Ершову, известному по сказке о коньке-горбунке. А вечером вместе с Сергеем еще успеваем сгонять на Иртыш к бывшей столице Сибирского ханства. По рассказам сотрудников станции туристов, ехать нужно было чуть больше 20 км в сторону Абалаковского монастыря.

Нужный отворот нашли, расспросив местных жителей в д. Преображенка. Деревня старая, показана на первой сибирской карте 1701 г.

На берегу Иртыша обнаружилась большая плоская поляна, а на краю нее - небольшая стела с полумесяцем на вершине и надписью на татарском языке: «Себер ханлыгы баш каласы урыны, «Искер». От потомков нашим чтимым предкам» . В переводе это означает что-то вроде: «Искер – глава земли сибирского народа» . Напротив знака находится старое русское кладбище. А где же городище? Похоже, что это совсем не Кучумова ставка, а «Астана Искерская» - мавзолей шейхов, внуков Зенги-баба. По крайней мере, такое заключение мы сделали, тщательно изучив на обратном пути придорожный рекламный плакат. А до столицы Сибирского ханства мы, к сожалению, не доехали. Судя по указателю, нужно было проехать еще 5 км до Абалаковского монастыря и еще пять - до д. Загваздино. Но местные жители про Кучумово городище, оказывается, ничего не знают, а непосредственные указатели, в связи с реконструкцией автодороги, снесены. Характерно, что и на первой карте Сибири, составленной через 120 лет после похода Ермака тобольчанином С. У. Ремезовым, Искер также не указан.

В самом селе Абалак мы могли бы увидеть памятник Д. И. Менделееву, его школу и усадьбу, посетить музей. Но, видно, в этот раз было не судьба.

Археологические раскопки, проведенные на месте бывшей столицы, выявили немного: керамику и бронзовые украшения. Похоже, что не было особых богатств у Кучума, либо он унес их с собой после проигранного Ермаку боя на Чувашевом мысу. Однако, насколько известно из истории, у кочевников богатством считалось не злато и серебро, а количество скота. Так что всякие истории о некоем кладе Ермака, наверное, сказки. Разбогатеть он мог только захваченным оружием, которого у него и у самого было в достатке, а также скотом, «собольей казной», шубами, коврами да продуктами. А это в земле или в пещерах не сохранишь.

В краеведческом музее Тобольска нас встречает залихватская статуя Ермака. Она сильно диссонирует с описанием летописи, где Ермак изображается как «мужествен, разумен, человечен и зрачен, всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, плечист и силен» . На сибирских портретах атаман выглядит необычно. Он сутул и напряжен, лицо асимметрично: глаза смотрят как бы по отдельности, левый глаз жестко контролирует окружающее, правый же не на чем не сосредоточен, как бы блуждает. По мнению моего знакомого психиатра, на портретах изображен целеустремленный, даже агрессивный человек, недовольный результатами своей деятельности. Он привык логически мыслить, все тщательно взвешивать и просчитывать, не доверяя интуиции. Это человек, несомненно, умный, но не творческий, он часто использует проверенные, шаблонные решения. Может, именно это и подвело его на Вагае, где ситуация оказалась не стандартной: гнались за Кучумом, но никого не обнаружили и повернули назад. Однако Ермак не почувствовал обмана, ситуация его не насторожила. Второй момент: ночью пошел дождь, но караулы не были усилены.

К сожалению, прижизненных изображений Ермака не сохранилось. Да и не было их, наверное. Известные мне портреты, вероятно, были списаны с одного – до того они все похожи. Самый ранний из них – середины 17 века, был нарисован со слов служивших с Ермаком казаков. Автор изображения неизвестен. Похожий портрет Ермака есть и в Енисейском музее – я сфотографировал его, когда путешествовал по Маковскому волоку. И точно такой же я видел в запасниках музея Томского университета. Немного отличаются по одежде портреты в Пермском краеведческом музее и в музее Верхнего Чусовского городка. Говорят, что в дореволюционное время такие портреты были широко распространены по всей Сибири и висели во многих зажиточных крестьянских домах. И на всех копиях художниками сохранялся этот особый взгляд и сутулость.

Могу предположить, что, если даже этих особенностей у Ермака и не было, то народные художники неосознанно в него их вложили. Например, ориентируясь на символы знамени Ермака, воплощавшего его характер и идеи. Оно было синим, с широкой кумачовой каймой, расшитое узором. В центре нашиты две фигуры из белой холстины: единорог и лев, стоящие на задних лапах друг против друга. Лев – это символ могущества. Единорог – благоразумия, чистоты и строгости. Красный цвет означает мужество, отвагу и независимость, а синий ассоциируется с водой и небом. Это цвет стабильности и непреходящих, вечных ценностей, глубоких раздумий и самоуглубления. Помните, что нам говорил отец Кирилл в Успенском монастыре?

В экспозициях Тобольского музея русские и татарские кольчуги ничем друг от друга не отличаются, а вот шлемы – разные, как и оружие. Важный экспонат - пуговица-печатка, которая была встроена слева на подаренной Ермаку царской кольчуге (сама она хранится в Московской Оружейной палате вместе с шлемом Кучума). Эта печатка была найдена в 1915 г. на раскопках городища Искер. Судя по надписи, она принадлежала царскому воеводе Петру Шуйскому, который в 1564 году был убит под Смоленском. Тогда-то кольчуга ("а на том-де пансыре на грудех мишени золотые, а на них вырезано на одной государево имя, а на другой орел" ) и поступила в царскую казну.

От сибирских татар того периода осталось много разных вещей. Совершенно очевидно, что их цивилизация была ничуть не менее развитой, чем русская. У них и ножницы железные имелись, и пашенный инструмент, и замки - а, значит, и амбары, дома. На камне могильной плиты с ханского кладбища близ Тобольска надпись исполнена по-арабски. Судя по содержанию, умерший был тюрком и исповедовал ислам.

Похоже, что здесь, в Сибири, происходили глобальные геополитические процессы, столкнулись две цивилизации: мусульманский Восток и христианская Европа. Ведь и сам Кучум появился в этих местах совсем недавно (1563 г.), всего за 9 лет до прихода Ермака. Покоренная ханом Сибирь была включена в обширное Бухарское ханство, вассалом которого узбек Кучум являлся. Но Россия оказалась ближе, агрессивнее, да и захват Зауралья начала на столетие раньше.

По территории белокаменного кремля группами ходят какие-то ребята в черных мундирах. На кадетов вроде бы не похожи. Оказалось - семинаристы. Их тут одновременно обучается около 500 человек. Образование 4-летнее. У одного из них я обменял брелок с берестяным изображением Красноярской часовни на пуговицу с надписью ТДС – Тобольская духовная семинария. Это один из трех духовных центров православия в России и мощный туристический комплекс. В этом году в город привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций. Прогнозируется, что общее количество туристов, посетивших Тобольск в этом году, составит 150 тыс. человек, а к 2008 году эта цифра должна удвоиться.

Зашел в церковную лавку и случайно узнал, что наш архиепископ Антоний до этого целый год служил епископом в Тобольске. Вот так все близко в Сибири.

Но это еще не все! В картинной галерее я разговорился с женщиной-косторезом. Она оказалась из старинного рода сибирских татар. Ее фамилия Кульмаметова при обратном прочтении (по-арабски) получается очень похожей на «Маметкул» - так звали главного военачальника Кучума. Женщина когда-то училась в Ирбинской средней школе Курагинского района Красноярского края, где я два года работал учителем. И хотя было это в разное время, у нас оказалось много общих знакомых. Из-за чего меня усадили на место всемирно известного татарского художника Минсалима Тимергазеева и я не очень успешно попробовал хоть что-то нацарапать буром по мамонтовой кости. А ведь она значительно мягче лосиного рога, из которого художник делает наиболее сложные композиции. И как эти рога объедают полевые мыши?

Сергей же обнаружил в галерее фотографии, сделанные его однофамилицией и получил от нее набор открыток с дарственной надписью автора.

Во дворе картинной галереи расположен Сад Ермака, в котором на мысу Чукман в 1849 г. установлен 16-метровый памятник атаману в виде каменной стелы, огражденной цепями и стволами пушек. Рядом – надгробная плита жертвам колчаковского режима, и, без всякого текста, скромный памятник крестьянам, погибшим в восстании 1921 года. Отсюда на Тобольск очень красивые виды. По Никольскому взвозу мы лихо скатываемся вниз, к своей гостинице. Компьютер на велосипеде Димона показывает 72 км/час.

Гибель Ермака

На следующий день, предварительно созвонившись с краеведом Владимиром Ильичем Крапивиным, мы едем к месту гибели Ермака, на стрелку Иртыша и речки Вагай. В оба конца хотим обернуться за день, поэтому с собой берем минимум одежды и никакой еды. И то, и другое - наш просчет. Пауты объедают все видимые части наших тел, а нам поесть здесь совершенно негде.

По дороге проезжаем татарские деревни Сабанаки и Юрты Иртышатские. В каждой них есть деревянные мечети (одна из них - постройки 1844 г.), по архитектуре полные копии наших православных храмов. Только на остроконечном куполе минарета торчит не крест, а полумесяц.

Один из местных жителей, одетый в национальную тюбетейку, рассказывает, что они вот уже четыре года выступают против того, чтобы русские власти сломали Тобольский памятник Ермаку.

Не может такого быть, - возражаю я. – В прессе вроде бы наоборот пишут.

Да-да, татары против, потому что это наш национальный герой. Именно Ермак освободил сибирскую землю от монгольского ига! Кучум был бухарцем, потомком Чингисхана, наследником Золотой Орды. И Сибирским ханством он завладел, зарезав законного правителя Едигера, у которого был мирный договор с русским царем.

И ведь действительно, с приходом Кучума у сибирских людей вообще не стало спокойной жизни. Сначала он завоевал племена хантов и манси, потом три года воевал с русскими, а когда они ушли (после гибели Ермака), с наследниками Едигера.

Краевед нас встречает в заранее условленном месте, на отвороте в деревню Старый Погост. Далее едем по полузатопленному Иртышом проселку к Касым-Туре - Девичьему холму. На нем киевлянами - членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», 21 августа 1985 г. сложен небольшой каменный тур с табличкой из нержавейки с надписью «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985 гг.». Выше тура - 9-метровый лиственничный крест, который 24 июля 1996 г. установили участники парусно-гребной экспедиции «Аргонавты Сибири» (учащиеся морского спецкласса Новосибирского кадетского корпуса и курсанты Омского речного училища), посвятившие свой шлюпочный поход по маршруту Павлодар-Омск-Тобольск 300-летию российского флота.

Ранее холм копал археолог Могильников (фамилия-то какая!), который установил, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и 2-5-метровые валы, идущие поперек холма (мы их тоже видели), а также найденные осколки керамики и оружие.

Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа (по старому стилю) 1585 г. Но не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Туда нам проехать не удается, потому что это место нынче затоплено. Сам Иртыш (переводится как «землерой») со времен Ермака сильно изменил свое русло. Тем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи» длиной с километр, которую вроде бы казаки и прокопали когда-то для обеспечения своей безопасности. В связи с этим все лето прошлого года тюменские археологи под руководством нашего знакомого профессора Матвеева производили здесь раскопки и смогли реконструировать события, непосредственно предшествовавшие гибели атамана. Отчет об этой экспедиции еще не опубликован. Крапивин же полагает, что у Ермака здесь было становище, которым он не раз пользовался. Иначе для чего «перекопь» делать? И место удобное для контроля за торговыми караванами, которые как раз вдоль Вагая шли. Версия интересная, но она не подтверждается летописями, да и на карте Сибири, составленной в 1701 г. С. У. Ремезовым, «Ермакова перекопь» совсем не в устье Вагая показана.

По мнению краеведа, убили Ермака люди местного мурзы Кайдаула («кодя» - хороший). Потому что именно ему при разделе имущества, снятого с трупа всплывшего атамана, отдали верхнюю, самую ценную для воина часть «панцыря». А вот Кучуму не дали ничего!

Крапивин также сомневается в том, что казачий караул мог заснуть, хоть даже и в дождь. Люди они были очень опытные и такой оплошности вряд ли бы допустили. Просто противники у них был более искушенные – профессиональные охотники. Вот и случилось, что «напоила Ермака из мертвого ковша непроглядная пучина Иртыша» .

Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша (см. карту Ремезова). Труп был обнаружен через неделю после боя около Епанчинских Юрт, что в 12 км от Абалака. По летописи, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну» , где хоронили и свою знать. Над могилой был насыпан огромный курган, над которым «сиял яркий свет и пылал столп огненный» . К сожалению, археологическими исследованиями, проведенными в 1981 г., ни кургана, ни могилы Ермака найдено не было. У татар преданий о ней также не сохранилось, потому что мусульманские авторитеты «смертный завет положиша, что про него рускам не вещати» .

Кучум был убит через 13 лет после гибели Ермака, в 1598 году. Он был окончательно разбит калмыками недалеко от современного Новосибирска.

У Крапивина дома оказывается свой небольшой музей. Экспонаты в него он собирал тут же, в окрестностях. Пушечное ядро, коллекция самоваров, монет и значков. На одном из них изображен герб г. Ачинска, в верхней части которого узнаем герб Тобольска. Оказывается, наш Ачинск когда-то входил в Тобольскую губернию.

Вдумчивый нам попался краевед, за что и получил в подарок набранную мной из Интернета книжку. Может еще до чего важного доберется. Тема эта востребованная. Например, на студии «Уралфильм» снимается документальный фильм «Ермак - Кучум», в котором рассматривается несколько версий судьбы атамана Ермака и его гибели. Съемки проходят в предместье Тобольска Потчуваше, где произошло решающее сражение казачьей дружины с войском хана Кучума и в старом устье реки Вагай, где был последний бой атамана Ермака. А по телеканалу «культура» на днях сделали отдельную передачу про былинного богатыря в «научной» версии. Дешевая профанация, плеваться хочется. Подобная публикация была напечатан в журнале «Биография» (№ 8, 2007).

В этот день мы проехали более 170 км и, как ни странно, почти не устали. Вот что значит кататься налегке. Да еще на блинчиках с чаем, приготовленном на настоящем самоваре: «чай пить – не дрова рубить» .

Нет пророка в своем отечестве

С утра покупаем билеты на поезд, прощаемся с многочисленными новыми знакомыми и уезжаем в Тюмень. После вчерашнего пробега ясно, что мы легко сможем доехать до областного центра за 2 дня. Так оно и получилось.

По дороге достопримечательностей ноль. Только и запомнилось, как у дороги копченого сига ели с пирожками и квасом. Местность ровная и однообразная. Развлекаемся, как можем. То голяком купаемся на удивление местным, то сиденье на Машином байке меняем на мотоциклетное, то Сергей вдруг обнаруживает в своем рюкзаке пустую пивную банку, а я - кирпич. Периодически складываю убитых паутов в полую ручку своего топора, а Маша с Димой прямо на ходу целуются.

Минуем деревни Караульнояр и Березовый Яр – здесь у ермаковцев тоже были локальные бои с сибирскими татарами. В Караульнояре река резко сужается и татары в этом месте натягивали железную цепь, но напором стругов казаки ее порвали. Здесь атаман применил еще и военную хитрость: в лодках оставили по несколько человек, а остальных изображали одетые в шапки и кафтаны чучела. Сами же казаки ударили нападавшим в тыл, подкравшись берегом.

В устье Тавды у Ермака была недельная стоянка. Отсюда шла старинная водная дорога на Русь – серьезное искушение для измученных и израненных казаков. Ведь среди них были не только вольные («воровские») люди, но и служивые, и бывшие строгановские работники. И только общий круг поддержал прежнее их намерение воевать Кучума. Снова пели песни: размах, удаль, жестокость и смерть! В казачьей дружине без личной инициативы, риска, высокого сознания своего долга просто не обойтись. Успех боя зависит от храбрости каждого (казаку, раненому в спину, награды не давали). Важны были и товарищество, и ватажная артельность. Без них боя тоже не выиграешь.

Однако народ-то казачий таков, что для поддержания дисциплины без наказаний никак не обойдешься. За проступки наказывали «жгутами», «в великом запрещении» были блуд и «нечистота». Провинившихся сажали «на чепь» и держали на ней по три дня. Дезертиров казнили, «насыпав песку в пазуху и посадя в мешок, в воду» : «больши 20 человек с песком и камением в Сылвы угружены» .

Запреты касались всех. Соблюдая табу на «блуд», Ермак отказался принять от князца Елыгая «прекрасную дочь свою в честь и дар» .

Вскоре, в районе юрт мурзы Бабасана, дружина столкнулась с армией Маметкула, племянником Кучума. Этот бой продолжался 5 дней. Так что в два месяца казачий поход точно уже не укладывается и споры о датах его начала надуманны. Реально все таки получается, что Ермак в свой разбойничий набег выступил 1 сентября 1581 г., потом на Кокуе зимовал, в мае следующего года по большой воде сплавился по Баранче в Тагил и к Кучумовой столице добрался уже осенью 1582 г.

По пути заезжаем в с. Покровское. Здесь дружина Ермака разбила объединенное татарское войско.

В 1909 г. в этом селе родился и жил старец Григорий Распутин. Тюменским предпринимателем здесь создан частный музей, но работает он только по предварительным заявкам. Зато в деревне есть свой «Распутин» - 57-летний Виктор Федорович Пролубщиков (от слова «прорубь), бывший актер самодеятельного театра, который с удовольствием нам позирует. Действительно, очень похож. Виктор рассказывает, что в прошлом году сюда из Франции приезжала правнучка старца и когда увидела двойника деда, от неожиданности упала в обморок.

Из особенных экспонатов в музее есть венский стул, который Распутин подарил местному жениху на свадьбу со словами: «Сейчас ты молод и тебе он не надо, а потом мужской силы не будет – присядь» . Все посетители на тот стул обязательно присаживаются. Но нам это без надобности - свое седло не хуже работает.

Обычно в музей приезжают немцы - земляки последней императрицы. Так что и Виктор несколько слов по-немецки выучил, чтобы подороже себя продавать...

О Распутине Виктор знает, наверное, все и на память легко цитирует его пророчества. В одном их них старец еще за месяц предсказал свою смерть. Пророчество необычное и потому я полностью привожу это прощальное письмо, названное автором "Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго»

«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января (1917 г.) я уйду из жизни. Я хочу Русскому народу, папе (Царю), русской маме (Царице), детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский царь некого опасаться. Оставайся на твоём троне и царствуй. И ты, русский царь, не безпокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыт свои руки. Они оставят Россию.

Братья возстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт больше двух лет. Их убьёт русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоём избранном роде. Григорий.”

В 1918 г., когда Николая Второго и членов царской семьи везли из Тобольска в Екатеринбург, конвоиры заехали в Покровское сменить лошадей. Царская чета вышла из повозки и поклонилась дому Распутина. Жена старца Прасковья их благословила. Получилось, что на смерть. Пророчество уже сбывалось.

Это пророчество в разных вариантах Распутин высказывал многим людям. Например, фрейлина императрицы А. А. Вырубова записала следующее: "Была Россия - будет красная яма. Была красная яма - будет болото нечестивых, которые красную ямы вырыли. Было болото нечестивых - будет поле сухое, но не будет России - не будет и ямы" .

Выходит, что нынешнее состояние России определили не объективный ход истории, не конкретные большевики-коммунисты и развязанная ими классовая борьба, а князь Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Госдумы Пуришкевич, 16 декабря 1916 г. лично застрелившие Божьего старца вместо того, чтобы нанять для этого простых мужиков-уголовников. Вот ведь какая была настоящая причина всех наших проблем. Казалось бы, какое отношение к судьбам миллионов людей может иметь обычный распутный мужик, хотя и отмеченный Богом?

На самом деле все было не совсем так и уж точно без всякой мистики. Недавно проведенное СкотландЯрдом расследование показало, что Распутин был убит третьим, контрольным выстрелом в голову, сделанным сотрудником Британской секретной службы Освальдом Райнером (Ocvald Rayner). Который не только организовал заговор, но и полностью спланировал само убийство. Дело в том, что старец, значившийся в переписке спецслужб под кличкой «Темная сила», постоянно выступал против участия России в Первой мировой войне. Царь и его супруга к нему прислушивались и были близки к закрытию Восточного фронта. Переброска 250-тысячной немецкой армии на западный фронт привела бы к неминуемому поражению Англии.

Все тлен

В Тюмень – «ворота в край нефти и газа» , мы въезжаем поздним вечером.

По дороге случилась неприятность – Маша засмотрелась, въехала мне в колесо и упала, повредив колено. Перебрасываем ее вещи на наши багажники и оставшиеся 20 км до города она едет, вращая только одну педаль. В Тюмени отыскать травматологию нам помогают местные байкеры, а у одной из них, Катерины, мы оставляем нашу пострадавшую на постой. Сами же уезжаем ночевать в Гилевский городской парк.

Утром увозим Машу на железнодорожный вокзал, где она безмятежно отсыпается, заодно охраняя вещи. Я же связался с телевидением и около памятного креста Ермаку наговорил на камеру всякой всячины про атамана и наш героический поход. Сергей подлакировал мое интервью бравым казачьим видом и рассказом о своем путешествии на Сталинскую железную дорогу.

На обратном пути около цирка фотографируюсь с бронзовыми клоунами «Никулиным» и «Карандашем». А вот в краеведческий музей попасть мне не удается, потому что у него как раз сегодня выходной. Зато – очередной парадокс, в нем работает... платный туалет.

Музеи живут своей жизнью, их посетители и путешественники – своей. А может, и нет в этом никаких парадоксов? Просто потому, что В ЭТОМ ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Странно, но почти тоже происходит и с нашей, ранее сплоченной группой. Еще ночью от нас отбился Сергей, косо смотрят друг на друга Дима и Маша. Так бывает, когда путешествие вдруг заканчивается, задача решена и напряжение спадает, обнажая чувства. Но я не переживаю. В конце концов, прикосновение к векам и бесстрастное время все выровняют. И уже не существенно, был ли Ермак разбойником или покорителем Сибири, пытавшимся основать свой «город Солнца». Важно, что теперь здесь находится наша Родина.

Кое-что из использованной литературы:

1. Русский путь в Сибирь. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ирбит. 2006;

2. А. Иванов. Вниз по реке теснин. Путеводитель по Чусовой в 2-х томах. Пермь. 2004;

3. Г. Головчанский, А. Мельничук. Строгановские городки, острожки, села. Пермь. 2005;

4. С. Неганов. Четыре века Прикамского казачества. Пермь. 2002;

5. Быль Чусовских городков. Краеведческий сборник. Екатеринбург. 2000;

6. 12 путешествий по Среднему Уралу. Путеводитель. Реж. 2006;

7. А. Бычков. «Исконно русская» земля Сибирь. Москва. 2006;

8. И. В. Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут. 1993;

9. Г. Ф. Миллер. История Сибири. Москва. 2005.

10. С. У. Ремезов. Чертежная книга Сибири. Милан. 2003.

И вот, что прислали Витсену и что он пишет дальше о Ермаке:

Относительно завоевания Сибири, происходившего больше 100 лет назад, мне оттуда пишут еще следующее короткое сообщение:

«Ермак Тимофеевич, который занял Тобол, убежал с Волги, где он разбойничал, вверх по Каме, и пришел к реке Чусовой. Там был известный богатыми землями Строганов. Еще и в настоящее время эта семья владеет большим количеством земли (70 немецких миль). К деду этого Строганова пришел Ермак просить помощи, чтобы добиться прощения у его Царского Величества. Тот [Строганов] протянул ему руку помощи, дал корабли, оружие, рабочих людей и прочее. Так он пошел по реке Серебрянке, которая впадает в Чусовую. Там он переволок свои суда сушей до реки Тагил. Спускаясь по ней, он пришел в Туру и занял город Тюмень. Здесь он перебил всех людей и подошел к Тоболу. Он захватил его. Там правил один тартарских князь по имени Алтанай Кучумович, иначе Кучум, сын сына которого и сейчас еще жив и в Москве известен под именем Сибирского Царевича. Его очень щедро содержат, он пользуется благодеяниями и почетом. Также говорят, что теперь еще есть кое-где мелкие сибирские князья, которых Ермак захватил в плен и послал ко двору. Он этим подвигом достиг своей цели: добился милости и прощения за свои разбои. Однако он не долго пережил свои победы, ибо во время вылазки из Тобола его преследовали тартары так, что он не успел подойти к судам, упал в воду и утонул. Здесь кончается присланное мне короткое сообщение.»

И еще одно, самое длинное и самое подробное:

«Другие письменные сообщения передают вышеупомянутое происшествие следующим образом:

«В 1572 г. после рождения Христа, в царствование царя Ивана Васильевича, несколько вольных донских казаков, под предводительством их атамана Ермака Тимофеевича, покинули Дон и тайно направились к реке Волге, где они причиняли большой убыток государству, грабили всяких людей, а некоторых убивали.

Они свозили все награбленное на своих судах так, что как бы запирали Волгу, не пропуская никого из Астракани с товарами. И хотя царь посылал против них разных русских людей с низовскими воинами, все же этот атаман их всегда разбивал и рассеивал.

В 1573 г. Его Царское Величество собрал большое войско, сухопутное и речное, и отправил со всякими военными припасами, против этих казаков . Но, когда последние об этом узнали, они, не дожидаясь войска, отправились вверх по большой реке Каме, на 60 верст выше города Казани. Они покорили бывших подданных казанского царя Симиона – черемисов, мордву, вотяков, башкирцев и других тартар, живущих по этой реке, и по реке Вятке. Так как это очень отсталый народ, который не знает огнестрельного оружия, то он [Ермак] легко их покорил. Всем этим людям он приказал подчиняться Его Царскому Величеству Ивану Васильевичу. Он взял у них заложников и дань мехами для Его Величества. Он захватил города Рыбный, Чертов Городок, Алабуху, Сарапуль, Осу с окрестными землями, и их подчинил его Царскому Величеству Ивану Васильевичу. Отсюда, направляясь по реке, он достиг места, где жил некий Строганов. Этот человек был родом из Новгорода (Другие говорят, что он происходил из Золотой Орды) , но за несколько лет до того, когда царь Иван Васильевич с большим войском пошел туда, чтобы наказать новгородцев за восстания и сопротивление, этот Строганов, с доброй частью своих сокровищ и со всем семейством убежал за Пермь, Устюг, мимо Кайгородка и поселился здесь, так как эта страна изобилует всем – мясом, фруктами и пушниной. Хотя атаман (Это значит, как бы, глава, начальник) со своими казаками были не очень приятны этому Строганову, все же он их всех прекрасно и обильно угощал, ибо был очень богат. Затем он им рассказал о Сибирском царстве, со всеми подробностями: что страна изобилует разной ценной пушниной, что люди там не храбры и беспечны. Главный город находится примерно в 4000 верстах от них [от строгановских мест]. Далее он рассказал, что до границ лишь 500 верст и сейчас самое подходящее время оказать услугу царю Ивану Васильевичу и получить от него прощение за совершенные преступления. Он желает их снабдить пушками, ружьями или мушкетами, порохом, свинцом, судами и военными припасами. Это очень понравилось атаману Ермаку Тимофеевичу и его товарищам. Тот обещал постараться, если он, Строганов, не оставит его. Все необходимое для похода приготавливалось со всей серьезностью, и Строганов прекрасно угощал атамана и его товарищей. Когда все необходимое было готово, атаман отправился со своими людьми вверх по реке Утке. Эта река протекает через дикие степи, или пустоши, и берет свое начало из огромных Верхотурских скал, или гор, и впадает в большую реку Каму.

Лирическое отступление о картах

Поход Ермака. С. Павловская

Вот схема, как примерно выглядел поход Ермака. Если по прямой, то от Соликамска до Тобольска 677 км. Но двигаться тогда можно было только по рекам, а реки петляют. Возможно, что и расстояния между населенными пунктами измерялись раньше по руслам соединяющих их рек? Вот так, например, петляет река Тура, по которой, судя описаниям, Ермак добирался из Туринска в Тюмень:


И как тут без карты разобраться, как тебе попасть из пункта А в пункт Б?

Если бы путь лежал только по одной реке, но ведь надо еще и делать переходы с одной реки на другую, чтобы попасть именно туда, куда тебе надо. А Ермак похоже шел вполне целенаправленно – в главный город, столицу. Возможно, у него была с собой вот такая карта?


Это карта из «Чертежной книги Сибири» Семена Ремезова (север внизу)

Вот что пишет об этой карте советский и российский истории Борис Петрович Полевой:

«Выдающийся историк Сибири акад. Г. Ф. Миллер (1761) писал: «Сей картой начинается новый период в землеописании и истории ландкарт в России», так как Витсен «первым изобразил на ней все от Енисея к востоку лежащие страны, хотя не в совершенной подлинности, однако гораздо точнее, нежели все его предки.»

"Попытаемся уточнить, какими же русскими источниками пользовался Н. К. Витсен при составлении своей нашумевшей карты Татарии «1687 г.»
Прежде всего Н. К. Витсен использовал различные сибирские географические чертежи . «Особенно полезной была, - писал он, - небольшая, резанная по дереву карта Сибири, сделанная по приказу царя Алексея Михайловича заботами сибирского воеводы Петра Ивановича Годунова». Карта охватывает северные области от Новой Земли до Китая» (Witsen, 1692, предисловие). Очевидно, что здесь речь шла о чертеже Сибири 1667 г. Но недавно нам стало известно, что к этому общему примитивному чертежу был сделан целый атлас, состоявший из серии путевых чертежей (Полевой, 1966). Так, под № 4 и 5 в этом собрании чертежей - «прилогов» были подробные чертежи р. Исети. Нетрудно убедиться в том, что Н. К. Витсен располагал и этими чертежами . В своей книге «Северная и восточная Татария» Н. К. Витсен (Witsen, 1705, стр. 766) выразил сожаление, что при изготовлении своей карты не смог из-за недостатка места показать на ней многие подробности с чертежа "

Продолжение прерванного сообщения о Ермаке:

«В 1574 г. атаман Ермак со своими товарищами оставался у этих Верхотурских гор, около истока реки Утки, до первого зимнего пути. Здесь он разгрузил свои суда, приготовил лыжи (Это приспособления, на которых передвигаются зимой) и нарты, перешел через эти горы, направляясь примерно к истокам реки Ницы. Эти реки – Ница, То, Верхотурка, Тобол, Обдора, Пелым, Исеть и еще другие – все выходят из названных гор и впадают в большую реку Обь. Обь впадает в океан или в Сибирское Мангазейское студеное море, откуда город Мангазея и получил свое название. Этот город стоит на реке Мангазея, которая там впадает в море. От устья реки Мангазеи можно в 2 или 3 недели мимо Пуст-Озера или Печоры доехать до Архангела. От Верхотурья, направляясь водным путем в Сибирь, идут вниз по реке Ницы, а затем по реке Тобол, мимо города Тюмени, дальше, к городу Тобольскому. Река Тобол впадает в большую реку Иртыш, под городом Тобольском. От Тобольского, вниз по реке Иртыш, проходят мимо Дамянского и местечка Саморовский Ям. На обоих берегах всех этих рек у лесов живут несколько народностей особой веры, в юртах. Несколько ниже Саморовского Яма река Иртыш впадает в Обь. От устья реки Обь можно на сибирских судах добраться мимо Пуст-Озера до Архангела, и это расстояние 6000 верст. Между Верхотурьем и Тоболом люди были данниками сибирского царя Кучума. Атаман со своими казаками усмирил их всех и привел в подданство русского царя, взяв у них постоянных заложников. Он наложил на них дань в виде пушнины, предупреждая их оставаться непоколебимо в повиновении его Царскому Величеству.

Отсюда он пошел по рекам до Верхотурья, Ницы, Исети, Пелынькою, Тавды до города Тюмень. Этот город стоит между реками Тобол и Тюмень. Он храбро штурмовал город, занял его и тоже подчинил его Царскому Величеству. Когда царь Кучум узнал, что атаман со своим войском занял его города: Тюмень, Верхотурье, Томской, Пелым и другие – и подчинил их Его Царскому Величеству, он был сильно поражен, ибо Тюмень стоит лишь в 180 верстах от главного города Тобольского. И Кучум отправил своего любимого советника мурзу Канчея с войском в Тюмень, чтобы не допустить атамана ближе, а если возможно, отобрать захваченные города. Но атаман обратил этого мурзу со всем его войском в бегство. На другом берегу, в пяти верстах от Тюмени, он убил многих из ружей и взял в плен самого раненного Канчея. Из этой стычки осталось очень мало тех, кто мог бы ему [Кучуму] принести известия.

Когда царь Кучум услышал об этом поражении, он был еще больше устрашен, но, посоветовавшись со своими приближенными, он решил разослать по всему царству гонцов, чтобы все его подданные, от мала до велика, без всякого промедления явились к нему. Посылал им вместо писем золоченые стрелы, чтобы они не ждали другого известия ; все ослушники будут казнены. Он велел сказать, что против них идет могучий враг (неведомо, кто он и откуда), причиняя стране очень большой ущерб и намереваясь покорить все царство. Когда его подданные и орды узнали это от своего князя, они с большим рвением собрались в город Тобольской, или Тобол, с женами и детьми, что составило большие полчища.

Царь Кучум несколько ободрился и набрался храбрости. Он посылал ежедневно гонцов, узнать, где находился атаман, и они доложили ему, что он идет прямо на него. Услышав это, он отправил свою супругу Симбулу с детьми на лошадях и верблюдах вглубь страны, в степи, в свое увеселительное место на Набоалак, где теперь стоит большая деревня. Из Тюмени атаман со своим войском спустился по реке Тобол на судах до главного города Тобольского. Этот город стоит на реке Иртыш, ибо река Тобол впадает около города в реку Иртыш, и на реке Курдюмке, на очень высокой горе, окруженной деревянной стеной (Теперь она из камня). Он [атаман] расположился на расстоянии примерно 7 верст от города, на месте, где теперь деревня Шишкина. Здесь он захотел переночевать. На другой день, перед восходом солнца, когда эти люди, по своему старому обычаю, еще спали (ибо вечером они сидят долго, а утром встают поздно), атаман ушел из названного места, пришел со своими судами к Тобольскому и расположился на лугу. Утром, когда взошло солнце, царь Кучум увидел своего врага перед самым городом.

Он немедленно выслал против него своих людей, вооруженных стрелами и луками. Атаман, увидев такую толпу людей, идущую на него, и еще больше людей наверху горы и в городе, приказал своим казакам зарядить пустыми пыжами пушки, ружья и мушкеты, чтобы подбодрить врагов. Те, которые шли из города, бросались с величайшим криком на казаков. Но , держась в сомкнутом строю, отступили в полном порядке, стреляя одними только пыжами, вследствие чего никто из врагов не был убит.

Когда кучумцы это увидели, они стали храбрее и смело набросились на врагов, которые вернулись к своим судам. Затем атаман велел отчаливать, и они поплыли вверх по Иртышу, дальше на 2 версты, до того места, где в него впадает Тобол. Здесь он оставался двое суток, приказав казакам чистить и держать наготове свое оружие и заряжать его четырехугольными кусками железа и пулями, такими зарядами, какие только может выдержать оружие. Он обратился к ним с речью, чтобы они вспомнили обо всем том зле, которое делали Его Царскому Величеству Ивану Васильевичу и христианству, пролив немало невинной крови, и чтобы теперь они мужественно сражались, тогда они не только разобьют этих неверных язычников, но и добьются милости и прощения царя. Услышав это от своего атамана, они отвечали ему со слезами на глазах, что готовы мужественно сражаться за Его Царское Величество и христианскую веру, они готовы рискнуть своей головой, «и мы (сказали они) вам покорно повинуемся и выполним все, что Вы нам прикажете».

Затем атаман со своими судами и 600 человек вернулся к городу Тоболу и бросил якорь на прежнем месте. Кучум, увидев своего врага второй раз перед городом, обратился к своему народу с такими словами: «Мои храбрые герои, любезные и честные воины, нападайте без боязни и малодушия на этих нечистых собак – казаков. Их оружие не может нам повредить, ибо наши боги защищают нас. Только стойте храбро, а я вознагражу вас за вашу службу». Эти люди разных племен и верований (Некоторые из этих сибиряков были магометане, а другие – язычники) , услышав это из уст своего князя, с великой радостью бросились из города, призывая друг друга к мужеству. В городе остались только царь Кучум с некоторыми советниками, чтобы с высоты наблюдать за битвой. Тогда его люди с большим шумом набросились на казаков, под крики: «Магомет с нами!» И всякий шел за свою веру. Атаман приказал своим людям, чтобы лишь одна половина палила из своих мушкетов, а пока те их перезаряжают, другие стреляют из своих ружей. Он внушал им быть храбрыми такими словами: «Братья, не бойтесь этой большой толпы неверных, ибо с нами Бог». Битва началась во 2-м часу дня и продолжалась до вечера. Это было 21 мая 1574 г..

Наконец, атаман Ермак Тимофеевич победил, нанеся своим врагам разных племен и верований большое поражение, взяв многих живыми в плен. , одновременно с отступающим врагом, вошли в город. Царь Кучум, видя великое поражение своего войска, убежал с немногими людьми к тому месту, где были его супруга и дети, находившиеся на расстоянии около 20 верст от города. В городе Тобольске лежали две большие железные литые пушки, длиной в 6 локтей, стрелявшие ядрами в 40 фунтов. Кучум приказал во время битвы зарядить их и стрелять сверху во врагов. Но они не сумели стрелять в них, поэтому он с ужасным проклятием велел сбросить их [пушки] с высоты в реку Иртыш. Так атаман Ермак Тимофеевич занял город Тобол, оставаясь здесь в течение 6 недель. Самых знатных жителей он взял в заложники. На них и окрестных людей он наложил дань, с каждого охотника по 10 соболей с хвостами для его Царского Величества, и приказал им жить под покровительством [русского] царя. Атаман велел вытащить из реки одну из этих железных пушек с лафетом и привезти ее обратно в город, где она и стоит до сего дня.

Из Тобола атаман Ермак Тимофеевич послал одного из своих лучших казаков (вместе с пятью другими) по имени Гроза Иванович, к царю Ивану Васильевичу в Москву, и с ними собранную дань из 60 соболей с пупками и хвостами, 50 бобров, 20 лисиц чернобурых и 3 знатных пленников из войска Кучума, с челобитием, чтобы его Царское Величество милостиво простил атаману Ермаку Тимофеевичу и его товарищам совершенные преступления, ввиду их верной и трудной службы. И чтобы царь послал кого-нибудь, по его усмотрению, воеводой в Тобольск, кто мог бы принять столицу, вместе с другими городами и землями, и охранять их от имени его Царского Величества . Когда этот посол Гроза Иванович с товарищами и пленными явился в Москву, он пал в ноги его Величества, моля о милости и прощении за совершенные раньше злодейства, ради тяжелых трудов, положенных ими за его Царское Величество.

Просил, чтобы царь соблаговолил принять дань, которую они собрали для его Величества, и пленных, которых они привезли, и соизволил послать туда кого-нибудь, кто бы мог принять от них главный город со всеми другими занятыми городами. Этими известиями царь был сильно обрадован. Он со всем духовенством поблагодарил Бога в Великом Апостольском Соборе за эту победу, роздал бедным очень много милостыни, простил атаману Ермаку Тимофеевичу и всем его казакам совершенные ими преступления ради этой службы. Он приказал принять от них привезенную дань и пленных и обильно угостить этих казаков. Допустил их к целованию руки и велел обеспечивать им ежедневно богатое содержание. Затем, отпуская их, его Величество пожаловал атаману Ермаку Тимофеевичу и всем казакам, каждому особо, несколько подарков. Ермаку он послал кафтан из шелковой ткани, вышитый золотыми цветами, с бархатными украшениями, и двойной дукат. А каждому казаку кусок сукна на кафтан и кусок дамаста, кусок бархата на шапку и каждому по золотой копейке*. Серебряная копейка стоит 5 центов.

Еще письмо с большой золотой печатью, в котором царь хвалил их героический подвиг, прощал прежние злодеяния и выражал желание, чтобы они и в будущем продолжали свою верную службу, за что он их богато вознаградит, что зимой он туда пошлет воеводу, а пока пусть он, атаман Ермак, управляет всеми занятыми местами и собирает дань. В том же году, осенью, этот Гроза Иванович прибыл из Москвы в Тобол, привезя с собой почетные дары и письмо и прощение Его Царского Величества, чему атаман и казаки весьма обрадовались. Они молили Бога о здоровье и долгой жизни Его Величества.

После получения этого письма с помилованием и дарами Его Величества, атаман со своими казаками решили продолжать войну с царем Кучумом, оставив несколько верных казаков как гарнизон в занятых городах и местечках. В Тоболе он оставил Грозу Ивановича с шестьюдесятью казаками, а в других местах – атамана с 30-ю казаками, хорошо обеспеченными ружьями и военными припасами. Когда Его Величество отправил казака Грозу Ивановича из Москвы обратно к Ермаку, он дал Грозе открытую грамоту с большой висячей печатью, в которой было сказано, что все, кто желал с женами и детьми ехать в Сибирь, в Тобол или другие завоеванные города, могут свободно и беспрепятственно туда отправиться. Было приказано давать таким людям свободный пропуск. И в том же году с Грозой добровольно переселились в Сибирь 1500 человек с женами и детьми, Его Величество приказал епископу перевезти из Вологды 10 священников с женами и детьми вместе с Грозой на вольных подводах (Телеги или сани) , и сверх того [дать] каждому 20 рублей денег.

Когда Ермак Тимофеевич во всех городах устроил надлежащий порядок, он с 6 сотнями казаков отправился вверх по Иртышу до реки Сибирки, которая за 15 верст от города впадает в Иртыш. Там еще находился царь Кучум, в большом страхе и тревоге. Не доезжая полутора верст до этого места, атаман Ермак приказал привязать у крутого берега свои лодки и устроился с войском в степи ночевать. Он приказал, однако, поставить кругом стражу, по старому своему обычаю. В полночь два казака, стоявшие на страже, были схвачены осторожно подкравшимися людьми Кучума. В лагере поднялась суматоха. Враг, вооруженный луками, стрелами и копьями, напал на них с большим шумом и ограбил их военные припасы. Атаман, спавший в палатке посреди лагеря, услышав шум, выбежал и крикнул своим казакам: «Братья, не бойтесь этих неверных, а возвращайтесь к вашим лодкам!» Когда они вернулись в лодки, атаман Ермак прыгнул с высокого берега в свою лодку, но так как сделал слишком длинный прыжок через 3 лодки, упал в воду.

Так как река здесь очень глубокая, а на нем были два панциря и сверх того еще железные нарукавники, то он погрузился [в воду], как камень, и безвременно погиб. Однако в этой схватке погибли со стороны Кучума брат его супруги мурза Булат и 65 простых людей. Так казаки потеряли своего храброго предводителя атамана Ермака Тимофеевича. Они захватили в плен 5 человек, которых забрали в свои струги, или лодки, и вернулись в Тобол, не доставив только двух вышеупомянутых пленных. Как только казаки удалились, Кучум приказал своим рыбакам и другим разыскать тело утонувшего Ермака Тимофеевича, обещая тому, кто его найдет, столько серебра, сколько весит тело. «Ибо, – сказал он, – как достану его, велю разрубить на мелкие кусочки, и съем его сам с моей супругой и детьми, как врага моего и моего царства». Тогда казаки, возвращаясь обратно, чтобы не остаться без главы, выбрали атаманом, на место Ермака Тимофеевича, упомянутого Грозу Ивановича.

В 1575 г. атаман Гроза, совершив, по своему обычаю, службу в церкви, в таких же лодках, как и прежде, отправился с 1000 казаками вверх по Иртышу и дошел до места Абалак, где еще держался Кучум. Тот выслал против него своего шурина, Ики Ирку, но атаман Гроза разбил этого Ики Ирку и 540 человек. Взял в плен живыми 20 человек. Из его людей было ранено лишь 6 человек. Царь Кучум, увидев, что его народ как бы тает, убежал с женой и детьми к калмакскому хану Абдар Тайше, который приходился ему дядей. Этот Кучум имел 7 настоящих жен, хотя одна из них была главной, и 25 наложниц. От первых он имел 5 сыновей, а от последних – 12.

После этого Кучум со своими сыновьями большими полчищами часто нападал на завоеванные [казаками] места, надеясь возвратить свое царство. Но они ничего не достигли, и с Божьей помощью, их всегда разбивали».

Здесь заканчивается указанное выше сообщение.

После смерти атамана Ермака Тимофеевича, атаман Гроза Иванович со своими казаками отправился из Тобол по реке Иртыш до Оби и спустился по Оби до Березова. (Что касается правописания собственных имен рек, народов и городов, я придерживался присланного текста, но в наше время они несколько изменились.) Это довольно крупное поселение. На всех людей, живших по обоим берегам большой реки, до самого океана, атаман наложил дань, на каждого человека – по его состоятельности. Он построил город Березов и в него поместил заложников, взятых от окрестных народностей, с условием, заменять их каждые полгода, если на их место назначат таких же влиятельных людей. Их знатнейших он взял с собой в Тобол. Этот поход совершил он в один год. Привел в подданство все эти народы и не только их, но и тех, которые живут по берегам рек Обдора), Сосьва, Вогулка, Комда, Мрасса и по другим рекам.»

Из этих сообщений становится понятно, что Сибирь того времени была густо населена, и это были не просто разрозненные кочевые племена, но хорошо организованное государство. С большим количеством городов, и развитым сообщением между этими городами. По названиям рек и городов можно вполне судить о том, на каком языке говорили жители этой страны. Не понятно только кто такой был Ермак Тимофеевич? Ведь Ермак –это кличка, а не имя? И кто такой атаман Гроза Иванович? (По