Задания для учащихся 8 вида. Сборник адаптивных коррекционно- развивающих упражнений по развитие мыслительных операций для учащихся коррекционных школ VIII вида. Игры и упражнения по развитию памяти


"В гостях у ОСЕНИ"

Задачи:

    Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.

    развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.

    Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.

    Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.

    Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: групповая

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

ЗАНЯТИЕ 1. ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

    Развивать координацию движений,

    Развивать речь

Образовательные:

Воспитательные:

Материалы к занятию:

    Мешочек с овощами

    Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках

    Карточки с изображением овощей по точкам

    Разрезная картинка "Капуста" с образцом

    Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Загадка о зайчике.-2 мин.

Игра "Зайчики".- 3 мин.

Зрительная гимнастика "Морковка".- 2 мин.

Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".- 5 мин.

Пальчиковая гимнастика.- 2 мин.

Упражнение "Дорисуй овощи".- 6 мин.

Релаксация.-2 мин.

Завершение занятия.-2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

//Ответы детей//

Давайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.

//Выходит "Осень" с сундучком//.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

/Ответы детей/.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//

Психолог: К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы!
А теперь поиграем в игру "Зайчики"

ИГРА "ЗАЙЧИКИ".

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.

Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Наглядный материал:

Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.

Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.

Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".

Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.

Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)

Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).

Игра "ЗАЙКА".

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
Н а носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.

Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения:

1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.

Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла) .

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".

Цель:

Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 2."ЛИСИЦА".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    Научить произвольному напряжению - расслаблению

    Развивать мелкую и крупную моторику

    Развивать тактильные ощущения

    Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Развивать речь

    Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

    Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)

    Обучить элементам самомассажа

    Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

    Ягоды черноплодной и красной рябины

    Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)

    Нарисованные следы Лисы

    Карточки с изображением ветки Рябины

    Нитки прочные любого цвета, иголки швейные

    Простые и цветные карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Продолжительность занятия- 40 мин.

Содержание

Вступление. Настрой на работу- 2 мин.

Загадка о лисе - 2 мин.

Самомассаж "Лисонька".- 1 мин.

Игра "Ищем сундучок" 2 мин.

Игра "Волшебный мешочек овощей".- 5 мин.

Упражнение "Зашумлённые овощи".-5 мин.

Дыхательное упражнение "Морковка".- 2 мин.

Физкультминутка. Игра "Зайчик".- 2 мин.

Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".- 4 мин.

Игра Эстафета "По следам Лисицы".2 мин.

Упражнение "Что не дорисовано?" - 6 мин.

Пальчиковая гимнастика "Листья"- 2 мин.

Игра "Лисица"- 2 мин.

Игра "Телеграфист"- 5мин.

Упражнение "Раздели ягоды рябин"-2 мин.

Практическая работа "Собирание бус из ягод"- 8мин.

Завершение занятия.

Релаксация.-2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Отгадайте, кто придёт к нам в гости:
Загадка: Хвост пушистый,
Мех золотистый
В деревне живёт,
В деревне кур крадёт.
(Дети отвечают на загадку: Лиса)

В гости к Осени пришла красавица Лиса.

Самомассаж "ЛИСОНЬКА".

Цель: Развитие общей моторики, разучивание основных массажных движений.

Ход упражнения: Выполнять движения соответственно тексту.

Утром лисонька проснулась
Лапкой вправо потянулась
Лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала
Растирать все лапки стала
Ручки, ножки и бока,
Вот такая красота.
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко,
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко,
Ну, красавица - лиса,
До чего же хороша!!!

Игра "ИЩЕМ СУНДУЧОК".

Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате

Ход игры: Дети двигаются в соответствии с указанным направлением (шаг вправо, два шага вперед…).

ЭСТАФЕТА ПО СЛЕДАМ ЛИСЫ.

Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате.

Ход эстафеты: Дети делятся на две команды и двигаются точно по следам лисы и носят ягоды рябины.

Упражнение "Что не дорисовано?".

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, восприятия.

Ход упражнения: Дети ракзукрашивают ветку рябины. Мальчики - чёрную,девочки - красную.

Пальчиковая гимнастика "ЛИСТЬЯ".

Цель:

Ход упражнения: Движения массажные.
1, 2, 3, 4, 5 - будем листья собирать
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет принесём.

Игра "ЛИСИЦА".

Цель: Развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти, слухового восприятия.

Ход игры: Педагог прохлопывает в ладоши определённый ритм. Ребёнок его запоминает и повторяет.

Практическая работа. "РАЗДЕЛИ ЯГОДЫ КРАСНОЙ И ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ".

Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики.

Ход упражнения: Дети собирают бусы, учитывая последовательность цвета ягод.

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
"В гостях у ОСЕНИ"

для учащихся начальных классов VIII вида.

ЗАНЯТИЕ 3."МИШКА".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    Развивать мимические мышцы

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Развивать координацию движений

    Развивать речь

    Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

    Развивать умение ориентировки в днях недели

    Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

    Баночка мёда

    Нарисованные картинки "Цветы"

    Нарисованные картинки "Пчёлы", "Мишка", "Мёд", "Варенье"

    Листочки с днями недели

    Разрезная картинка "Варенье"

    Нитки, клей, карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Загадка о мишке – 2 мин.

Дыхательное упражнение – 1 мин.

Мимическое упражнение – 2 мин.

Упражнение "Дорожка мишки" – 4 мин.

Упражнение "Разрезные картинки. Варенье" – 5 мин.

Игра "Собери цветы" – 3 мин.

Игра "Медвежата в чаще жили"- 2 мин.

Игра "Разложи в ряд" – 4 мин.

Упражнение "Наведём порядок" – 3 мин.

Игра "Дни недели"- 2 мин.

Практическая работа "Мишка" – 8 мин.

Завершение занятия - 2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Давайте вспомним, кто приходил к нам на прошлом занятии.
Что подарила ему Осень? Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (Медведь)
Сегодня в гости к нам и Осени пришёл Мишка.
Мишка: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Долго шёл я к вам по лесу. А теперь представьте, что вы тоже как и я Мишки. Давайте походим как Мишки по дорожке.

(Все ребята ходят как косолапые мишки, переваливаясь с одной ноги на другую).

Упражнение "ДОРОЖКА МИШКИ".

Цель: Развитие общей моторики, точности движений, внимания.
Ход упражнения: Дети точно ходят по следам мишки, расположенным на доске, поочерёдно меняя ноги.

Медведь: Хорошо! А теперь подуем на ладошки (Выполняется дыхательное упражнение "Дуем на ладошки").

Дыхательное упражнение "ДУЕМ НА ЛАДОШКИ".

Цель: Развитие направленного выдоха.
Ход упражнения: Дети через нос вдыхают воздух на счёт 1-2-3-4 затем задерживают дыхание на счёт 1-2-3-4, затем дуют сильной, ровной струёй на ладошки на счёт 1-2-3-4. Затем опять пауза на счёт 1-2-3-4.

Психолог: Ребята, покажите Мишке как вы кушаете лимон, конфету. (Дети изображают, как кушают лимон и конфету)
Молодцы! Для мишки на зиму я приготовила мёд. А что ещё любит Мишка?
(Варенье, малину и т.п.)

Мимическое упражнение "МЫ КУШАЕМ"

Цель: Развитие мимики, эмоций.
Ход упражнения: Дети показывают мимикой как едят лимон, конфету, и т.д.
Психолог: Нужно мишке приготовить ещё на зиму варенье. Давайте выполним упражнение "Собери баночку с вареньем".

Упражнение "СОБИРАЕМ БАНОЧКУ ВАРЕНЬЯ" (Разрезная картинка)

Цель: Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают картинку "Варенье", состоящую из 8 частей по образцу.

Упражнение "СОБЕРИ ЦВЕТЫ".

Цель: Развитие цветового восприятия, внимания, общей моторики.
Ход упражнения: Дети делятся на три команды и собирают цветы (вырезанные из бумаги, разложенные в кабинете) :

Игра "МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ".

Цель: Развитие внимания, слухового восприятия, общей моторики.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.
Медвежата в чаще жили
Головой своей кружили,
Вот так, и вот так
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали,
Вот так, и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, и вот так
Дружно лапы поднимали.
Движения выполняются соответственно тексту.

Психолог: Мишка любит сладкий мёд,
Мишка мёд у пчёл берет
Ребята, вам нужно разложить пчёл
(нарисованные и вырезанные из бумаги) в ряд от самой маленькой до самой большой.

Упражнение "РАЗЛОЖИ В РЯД".

Цель: Ход упражнения: Дети раскладывают пчёл по возрастанию от самой маленькой до самой большой.

Психолог: У мишки в берлоге беспорядок, до зимы нужно навести чистоту. Я буду вам говорить, куда ложить предметы, слушайте внимательно.

Игра "НАВЕДЁМ ПОРЯДОК".

Цель: Ход игры: Дети раскладывают предметы, вырезанные из бумаги (цветы, пчела, мишка, мёд, варенье) на листе:

    в правый верхний угол - цветок

    середина - мишка

    левый верхний угол - пчела

    нижний левый угол - варенье

    правый нижний угол - мёд

Медведь (спрашивает у детей) : Завтра Четверг? (Дети отвечают: Нет!) Психолог: Ребята, мишка не знает порядок дней недели. Поможем ему. Какой 1 - ый день недели? И т.д.

Игра "ДНИ НЕДЕЛИ".

Цель: Развитие ориентировки во времени, памяти, внимания.
Ход игры: Дети раскладывают названия дней недели по порядку.

Психолог: Чтобы мишке не было скучно, мы сделаем одного медвежонка сами. Сначала нужно нарисовать рисунок по контуру, а затем выложить из ниток.

Практическая работа. "МИШКА".

Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия цвета и величины.
Ход упражнения: Дети соединяют точки (картинка на листе бумаги) и получают мишку и обклеивают

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
"В гостях у ОСЕНИ"

для учащихся начальных классов VIII вида.


Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.


ЗАНЯТИЕ 4. "БЕЛКА".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

    Развивать двигательную память, ловкость, точность движений

    Развивать зрительное и слуховое восприятие

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Научить выполнять основные элементы самомассажа

    Развивать речь

    Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

    Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

    Развивать умение ориентировки в месяцах и временах года

    Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

    Нарисованные картинки Логический ряд: Бусы - гриб - ягода - лист - гриб и т.д.

    Нарисованные картинки - Белка

    Вырезанные из цветного картона Грибочки оранжевого и коричневого цвета

    Картинки Времена года и месяцы

    Верёвка - 2 шт. или скакалки

    Пластилин, гречка, горох

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление. Настрой на работу – 2 мин.

" Загадка о белке – 2 мин.

Игра "Белочка – 4 мин.

Дыхательное упражнение 1 мин.

Эстафета по верёвочке 5 мин.

Упражнение "Продолжи узор" – 5 мин.

Упражнение "Собираю грибы" – 3 мин.

Пальчиковая гимнастика "Собираем грибы" – 1 мин.

Упражнение "Повтори рисунок. Белка" 5 мин.

Упражнение "12 месяцев" 2 мин.

Практическая работа "Лепка грибка". – 8 мин.

Завершение занятия – 2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши встречи. Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз,
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(БЕЛКА)

Входит Белочка, здоровается со всеми.

Белка: А сейчас поиграем в игру "Белочка".

Игра "БЕЛОЧКА"

Цель: Развитие общей моторики, внимания, точности движений.
Ход игры: Дети по кругу прыгают на двух ногах, на одной ноге, попеременно.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Цель: Умение регулировать вдох-выдох
Ход упражнения: Дети выполняют: вдох - задержка, выдох - задержка (4-5 раз)

ЭСТАФЕТА ПО ВЕРЁВОЧКЕ.

Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти, точности движений.
Ход игры: Дети делятся на две команды и носят грибы. По волнистой верёвочке бегут, по прямой - прыгают.

Упражнение "ПРОДОЛЖИ УЗОР".

Цель: Ход упражнения: Дети продолжают узор: Лист - цветок - лук - морковь - лист и т.д.

Игра "СОБИРАЮ ГРИБЫ"

Цель: Развитие общей моторики, цветового восприятия.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает рыжие, другая - коричневые грибы, считают.

Пальчиковая гимнастика "ГРИБЫ"

Цель: Развитие мелкой моторики, двигательной, слуховой памяти.
Ход игры: Дети выполняют массажные движения под текст считалки.
1, 2, 3, 4, 5 -
Будем мы грибы искать
Первый гриб - Боровик,
Полезай в лукошко…

Упражнение "ПОВТОРИ РИСУНОК. БЕЛКА"

Цель: Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти.
Ход упражнения: Детям предлагается на одной стороне листа рисунок Белки. С другой стороны надо нарисовать такой же рисунок.

Если дети маленькие и плохо рисуют, то можно предложить картинку "Соедини точки по порядку". Дети с интеллектуальными нарушениями очень любят выполнять задания такого типа.

Игра "12 МЕСЯЦЕВ".

Цель: Ориентировка во времени - месяцах, временах года, последовательность.
Ход игры: Собирают месяцы соответственно к каждому времени года по порядку, проверяют.

Практическая работа "ЛЕПКА ГРИБА".

Цель: Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.
Ход работы: Дети прорисовывают гриб по точкам, размазывают пластилин, выкладывают горох и гречку.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.>

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

"В гостях у ОСЕНИ"
для учащихся начальных классов VIII вида.


Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

ЗАНЯТИЕ 5. "ВОРОБЫШЕК".

Задачи:
Коррекционно-развивающие:

    Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

    Развивать тактильные ощущения

    Развивать зрительное и слуховое восприятие

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Образовательные:

    РРазвивать умение соотносить формы с реальными объектами.

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

    Указка с птичкой

    Нарисованные следы птиц

    Предметы разных геометрических форм

    Карточки с картинками "Времена года", "Лабиринты",

    Шишки, Пластилин, Веточки

    Разрезная картинка "Подсолнух"

    Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление. Настрой на работу 2 мин.

Загадка о воробышке - 2 мин.

Игра "Мы - птички" – 4 мин.

Зрительная гимнастика – 1 мин.

Упражнение "Разрезные картинки. Подсолнух" – 5 мин.

Упражнение "Пройди по следам" – 5 мин.

Упражнение "Чувствуем спиной"- 3 мин.

Пальчиковая гимнастика "Птичка" 1 мин.

Упражнение "Времена года" – 5 мин.

Упражнение "Лабиринт. Доведи птичку до еды" – 2 мин.

Практическая работа "Человек из шишки" – 8 мин.

Завершение занятия 2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши занятия. Кто приходил к вам в гости на прошлом занятии. Что Осень подарила ему?
Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Маленький мальчишка
В сером пальтишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает (ВОРОБЕЙ)

Воробей: Здравствуйте, ребята, Осень! Вот прилетел к вам в гости. Давайте поиграем с вами в игру "Мы - птички!"

Упражнение "МЫ - ПТИЧКИ"

Цель: Развитие общей моторики, внимания.
Ход игры : Дети по кругу летают как птички, взлетают, присаживаются, летят, встают, прыгают.
Воробей: А теперь проследите глазами за полётом птички. Выполним упражнение "Птичка".

Зрительная гимнастика "ПТИЧКА".

Цель: Развитие глазодвигательных мышц, внимания.
Ход игры: Дети следят глазами за полётом птички на указке.

/К указке прикреплён рисунок воробья. Ведущий двигает указкой. Дети следят за движением птички на конце указки./

Психолог: Молодец, воробышек, вот тебе семечки, ты наверное, кушать хочешь? (Дает воробышку семечки).
Ребята, из чего семечки получают?
(Дети: Из подсолнуха). Вам нужно собрать побольше подсолнуха для воробья, чтобы он всю зиму ел семечки.

Упражнение "Разрезная картинка - ПОДСОЛНУХ"

Цель: Развитие целостного восприятия, мыслительного анализа и синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают подсолнух из 6 частей по образцу.

Воробей: А сейчас, ребята, пройдитесь по моим следам

(Все выполняют упражнение "Пройди по следам")

Упражнение "ПРОЙДИ ПО СЛЕДАМ".

Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети проходят по следам птицы, меняя движения: прыгая на одной ноге, на двух ногах, крупными шагами, мелкими шажочками и т.д.

Воробей: А сейчас я проверю, как вы помните и знаете формы. Я нарисую пальцем в воздухе форму, а вы отгадайте, что это.

А сейчас выполним упражнение "Чувствуем спиной".

Упражнение "ЧУВСТВУЕМ СПИНОЙ".

Цель: Развитие тактильного ощущения, внимания, памяти.
Ход игры: Дети рисуют друг у друга геометрические фигуры и называют их.

Пальчиковая гимнастика "ПТИЧКА".

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.

Упражнение "ЭТАЛОНЫ"

Воробей: Дети, я вам буду показывать предметы, а вы будете рисовать, какой они формы, Например: мяч: круг, Пирамида - треугольник и т.д. А теперь проверим - кто нарисовал правильно.
Выложила много стимульного материала для того, чтобы можно было со временем усложнять задание. Сначала начинать с простых эталонов: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Задание можно разнообразить. Сначала дети могут поднимать карточки с эталонами, на последующих занятиях - уже рисовать в тетрадях сами.

КАРТИНКИ

ЭТАЛОНЫ

Психолог: У нашего воробья есть братья и сёстры, их нужно довести до корма, провести через Лабиринт, давайте выполним и это задание!

Упражнение "ЛАБИРИНТ".

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Дети проводят по лабиринту птичку.

Психолог: Какое сейчас время года? Правильно, зима, а какое будет потом? Зима. Назовите признаки зимы. Соедините времена года с надписями.

Упражнение "ВРЕМЕНА ГОДА".

Цель: Ориентировка во временах года, их последовательности, развитие мыслительных процессов.
Ход игры: Дети подбирают к каждой картинке "Времена года" надпись, определяют их последовательность, признаки.

Психолог: Сегодня мы сделаем человечка из шишки, палочек и пластилина.

Практическая работа. "ЧЕЛОВЕК ИЗ ШИШКИ".

Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия.
Ход игры: Дети изготавливают из шишек, палочек, веточек и пластилина - человечка.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
"В гостях у ОСЕНИ"
для учащихся начальных классов VIII вида.


Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.


ЗАНЯТИЕ 6."ЁЖИК".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

    Развивать тактильные ощущения

    Развивать зрительное и слуховое восприятие

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Развивать глазодвигательные мышцы

Образовательные:

    Повторить и закрепить названия форм (круг, овал, прямоугольник, треугольник)

    Развивать умение соотносить формы с реальными объектами.

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

    Вырезанные из картона яблочки 3 цветов: красные, жёлтые, зелёные

    Разрезные картинки "Яблочки"

    Картинки-Листья разной величины

    Картинки для выкладывания: ёж, гриб, яблоко, лист, цветок

    Картинки Лабиринт по количеству детей

    Картинки с изображением предметов для разных времён года

    Пластилин, семена клёна

    Доски для пластилина

    Простые и цветные карандаши, листы бумаги

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Вступление. Настрой на работу – 2 мин.

Загадка о ёжике – 2 мин.

Дыхательное упражнение "Пых-пых" – 1 мин.

Упражнение "Разрезные картинки. Яблоко" – 4 мин.

Упражнение "Разложи в ряд" – 3 мин.

Упражнение "Собери яблочки" – 4 мин.

Игра "Ёжик" 3 мин.

Упражнение "Порядок в доме"- 3 мин.

Упражнение "Лабиринт" – 3 мин.

Игра "Что нужно?" – 3 мин.

Пальчиковая гимнастика "Прогулка" 1 мин.

Практическая работа "Ёжик"- 9 мин.

Релаксация "Ёжики" – 1 мин.

Завершение занятия – 1 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши занятия. Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Коротышка слабый с виду,
Но себя не даст в обиду,
Лучше ты его не трожь,
В колкой шубе ходит…
(Ёжик)

Психолог: Да, ребята, сегодня в гости к Осени пришёл ёжик.

Дыхательное упражнение "ПЫХ - ПЫХ"

Цель: Развитие направленного речевого дыхания.
Ход игры: Дышим как уставший, запыхавшийся ёжик:
Дети делают глубокий вдох и на выдохе: Пых - пых - пых.

Игра "РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА. ЯБЛОКО".

Цель: Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа и синтеза.
Ход игры: Дети собирают яблоко, разрезанное на части, в соответствии с образцом

Упражнение "РАЗЛОЖИ В РЯД".

Цель: Развитие восприятия величины.
Ход упражнения: Дети раскладывают листья в ряд с учётом их величины .

Упражнение "СОБЕРИ ЯБЛОЧКО".

Цель: Развитие цветового восприятия, восприятия величины.
Ход упражнения: Дети делятся на три команды и собирают яблоки:
одна команда -
жёлтые , другая - зелёные , третья - красные . В конце игры считают: кто больше собрал.

ОБРАЗЕЦ:

Стимульный материал:

Игра "ЁЖИК".

Цель: Развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту:

По сухой лесной дорожке
Топ-топ - топ топочут ножки
Ходит - бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки,
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк
Превратится ёж в клубок.

Игра "ПОРЯДОК В ДОМЕ".

Цель: Развитие ориентировки на листе бумаги.
Ход игры: Дети раскладывают предметы: ёжа, гриб, грушу, цветок, морковь в называемые педагогом углы листа бумаги.

ИНСТРУКЦИЯ: Положите картинку с изображением ежа в центр листа Положите грушу в правый верхний угол листа Положите морковь в левый нижний угол листа Положите гриб в правый нижний угол листа Положите цветок в левый верхний угол листа

Психолог проверяет правильность выполнения задания.

Игра "ЛАБИРИНТ".

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.
Ход игры: Дети проводят ёжика до яблока по лабиринту.

Упражнение "ЧТО НУЖНО".

Цель: Научить ориентировке во временах года, признаках времён года.
Ход игры: Дети соединяют предметы в соответствии с каждым временем года.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "ПРОГУЛКА"

Цель: Развитие мелкой моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети выполняют массажные движения пальцев рук по тексту:
1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный
Избалованный он самый,
А мизинец хоть и мал,
Очень ловок и удал.
1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальчики гулять
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять.

Практическая работа "ЁЖИК"

Цель: Развитие мелкой моторики.
Ход игры: Дети делают из пластилина полушар и втыкают в него семена клёна.

РЕЛАКСАЦИЯ.

Цель: Обучение приёмам релаксации.

Ход игры:
Ведущий: Станем колючими круглыми, как ёжики, иголки выпустим, а теперь расслабимся, станем мягкими и пушистыми как пёрышко.

/Дети выполняют вслед за водящим упражнение/.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
"В гостях у ОСЕНИ"
для учащихся начальных классов VIII вида.

Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

ЗАНЯТИЕ 7. "ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

    Развивать зрительное и слуховое восприятие

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Развивать речь, умение выражать свои мысли вслух

Образовательные:

    Повторить и закрепить разученные в ходе тренинга понятия

    Обучить правильному 4-х фазному дыханию

Воспитательные:

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.

Материалы к занятию:

    Написанные на листе бумаги Загадки о животных

    Разрезная картинка с изображением: Осень, ёжик, воробей, лиса, зайчик, медвежонок.

    Краски, листы бумаги, кисточки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Вступление. Настрой на работу -2 мин.

Загадка о лесных жителях – 2 мин.

Дыхательное упражнение "Осенний ветерок" – 1 мин.

Упражнение "Кто я?" – 4 мин.

Упражнение "Собери картинку" – 5 мин.

Упражнение "Нарисуй сказку" – 15 мин.

Подводим итоги занятия. Обсуждение работы 9 мин.

Завершение занятия – 2 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Все наши занятия по теме "В гостях у Осени" подошли к концу.
Сегодня мы попрощаемся с Осенью, так как скоро наступит Зима. Давайте вспомним, кто приходил к нам в гости на наши занятия.

(Опрос детей)

А сейчас я загадаю вам загадки о лесных жителях.

Дыхательное упражнение "ОСЕННИЙ ВЕТЕР".

Цель: Развитие направленного речевого дыхания.

Ход игры: Учащиеся вслед за ведущим выполняют дыхательное действие: глубокий вдох (на счёт 1,2,3,4) - задержка (на счёт 1,2,3,4), выдох (на счёт 1,2,3,4)- задержка(на счёт 1,2,3,4).

Упражнение "УЗНАЙ, КТО Я?"

Цель: Развитие слухового восприятия, внимания.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в середине - ведущий - ребёнок с завязанными глазами. Дети из круга подходят к нему, дотрагиваются и говорят: Это я! Узнай меня! Ведущий по звуку узнаёт.

Упражнение "СОБЕРИ КАРТИНКУ".

Цель: Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.

Ход игры: Каждому ребёнку предлагается собрать разрезную картинку, на которой изображён один из персонажей, приходивших на занятие:
Осень, ёжик, воробей, лиса, зайчик, медвежонок, белка.

Упражнение "НАРИСУЙ СКАЗКУ".

Цель: Развитие мышления, зрительной памяти, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: Дети рисуют осенний сюжет с героями, приходившими на занятия.

Проходит обсуждение работ учащихся. Подводим итоги занятия. Обсуждение работы. Завершение занятия.

Данная разработка внеклассного мероприятия "Путешествие со Снеговичком" была проведена в рамках тематической недели "Зимушка-зима" и предназначена для учащихся начальных классов коррекционной школы I вида.

Цель и задачи:

  • закрепить знания учащихся о зиме;
  • уточнить и закрепить знания и представления учащихся о природе и погоде зимой, о жизни животных в зимнее время года, их следах на снегу, о зимующих птицах, о зимних забавах детей;
  • формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;
  • развивать кругозор, любознательность, внимание;
  • активизировать и расширять словарный запас у учащихся.

Архив содержит подробный сценарий, презентацию и два видеофрагмента. Целевая аудитория - обучающиеся 1 класса. В ходе занятия дети анализируют хорошо известные сказки и пытаются понять какой урок они преподносят.Презентация содержит слайд на котором установлен видеофрагмент-сюрприз (внезапно появляется баба Яга, которая и даёт детям задания).В сценарии имеется подробная навигация по слайдам.

Целевая аудитория: для 1 класса

Цели:
Познакомить учащихся с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.
Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Развивать творческие способности учащихся.
Показать значимость поэтического слова.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель: Закрепить знания о понятии «Сберкнижка».
Задачи: Воспитывать у детей самостоятельность в преодолении жизненных проблем, культуру общения, развитие речи, умение обращаться с деньгами.

Целевая аудитория: для 7 класса

Данный материал был подготовлен для выступления на педсовете. Я думаю, что он будет полезен учителям, которые работают с неслышащими школьниками. Так как формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте у глухих учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Мотивация имеет прямое отношение, как к учебному процессу, так и к развитию личности вообще. В приложении дана "Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы (авт. Н.Г.Лусканова)"

Целевая аудитория: для учителя

Презентация предназсначена для проведения клубного часа в группе продленного дня специальной коррекционной школе. Урок организован таким образом, что все учащиеся вовлечены в процесс работы, они будут иметь возможность сами рассказать, что они знают о сказках.

Целевая аудитория: для 3 класса

Данное мероприятие направлено на развитие у учащихся класса "Особый ребенок" словарного запаса, расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Задания предлагаемые детям способны вызвать положительные эмоции от совместной деятельности и способствуют сплоченности детского коллектива.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Соловьева Елена Александровна, педагог-психолог, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №23» г.Рязань
Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым специалистам. Данное занятие ориентировано на развитие познавательного интереса, общей осведомлённости, психических процессов (памяти, внимания, мыслительных операций). Также здесь содержатся элементы арт-терапии.

Цель : развитие когнитивных процессов и мелкой моторики рук
Задачи :
- развитие внимания, произвольной памяти, словесно-логического мышления, общей осведомленности;
- развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению.
Оборудование : видеопроектор, ноутбук, касса букв, листы с печатной основой, канцелярские товары (ручка, карандаш, цветные карандаши и фломастеры, ластик).
Ход занятия.
I. Вводная часть
Психолог : Здравствуйте, ребята!
1. Приветствие. Настрой на работу .
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)
2. Введение в тему занятия.
Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Правильно, осень. Это и будет тема нашего с вами занятия.
Эмоциональный настрой
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами об осени, совершим мысленно прогулку в осенний лес, встретимся с животными леса, при этом будем выполнять разные задания, как и на других наших занятиях.
- А какое время года было до наступления осени?
- Чем отличается лето от осени?
- По каким признакам можно определить, что пришла осень?
II. Основное содержание .
1. Упражнение «Шифровальщик» на развитие внимания и ассоциативной памяти.
- Посмотрим, кто у нас самый внимательный? Каждой цифре соответствует определённая буква, вам необходимо, используя шифр, как можно быстрее найти строчки из песни Владимира Асмолова «Осень жизни», спрятанные за этими цифрами.
Прочитайте, что у вас получилось.
Вот и осень,
И дождь в окно стучится!
Вот и осень,
И улетают птицы

Осенью, ребята, идут часто грибные дожди. В лесах и в маленьких берёзках растут грибы. Давайте в следующем задание в таблице среди букв найдём грибы и назовем, какие же грибы растут в наших лесах. Искать можно по горизонтали и вертикали.
2. Упражнение «Найди грибы» на развитие внимания. Дана таблица с буквами, необходимо среди букв найти названия грибов. Слова можно искать как по вертикали, так и по горизонтали.
Ответы: подосиновик, чернушка, сыроежка, мухомор, груздь, подберёзовик, лисичка, рыжик, волнушка, шампиньон
Наши глазки устали. Давайте сделаем зрительную гимнастику
Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тыщу раз!

Ваши глазки немного отдохнули, теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:
3. Упражнение «Буквы перепутались» на развитие мыслительных процессов (обобщение, анализ, сопоставление), внимания, наблюдательности.
Психолог : - Как вы знаете, в лесу живет много разных животных (птиц, зверей, насекомых).
Перед вами наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы, тем самым вы получите названия некоторых из них.
арбсук - ___________ усегинца - ______________ оровейб - ___________
меведдь - ____________ бабокач - _____________ ятелд – _____________
лицаси - _____________ рекозаст - _______________ овас - ____________
Ответы: барсук, медведь, лисица (животные), гусеница, бабочка, стрекоза (насекомые), сова, дятел, воробей (птицы).
Итог: Очень много живёт в лесу животных, мы назвали только некоторых.
Раз мы заговорили о животных, давайте выполним ещё одно задание.
4. Упражнение «Найди пару» на развитие логического мышления.
Даны определения и названия животных, необходимо подобрать к каждому животному своё определение.
Неповоротливый, неуклюжий, слепой, трусливый, злой, верный, хитрый, упрямый, длинный
Крот, пёс, медведь, лис, слон, бык, заяц, жираф, волк
Ответы: неповоротливый слон, неуклюжий медведь, слепой крот, трусливый заяц, злой волк, верный пёс, хитрый лис, упрямый бык, длинный жираф.
Ребята, незаметно мы вышли на опушку леса. Давайте сделаем привал, отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем.
А потом - наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз - два - три - четыре,
Плечи выше, руки - шире!
Опускаем руки вниз
И на корточки садись!
Поднимайся, улыбайся!

Ребята, давайте вспомним стихотворение про осень. Кто хочет прочитать стихотворение?
5. Упражнение «Вспомни стихотворение» на развитие памяти.
Чтение стихотворения
Осень
М. Геллер

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Пора возвращаться в школу. Прогулка наша подходит к концу.
III. Заключительная часть

Пришло время подвести итоги и оценить свою работу.
- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым сообразительным и наблюдательным учеником на уроке.
Ребята, вы все молодцы!
В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали осень и всё, что с ней связано. Вы будете рисовать, а я включу клип, чтобы ещё раз напомнить вам какая же бывает красивая осень!!!
Дети рисуют, играет клип.
Показать клип Фредерика Шопена «Осенний вальс»

Рефлексия
- Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Я благодарю вас за хорошую работу на сегодняшнем уроке.
Ритуал прощания.
До свидания.
Занятие окончено.

Презентация на тему: Осень

Разделы: Математика

(Из опыта работы)

Мысль о том, что в специальной (коррекционной) школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого- педагогических науках общепризнана.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления.

Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждений детей обеспечивается тем, что на страже ее, как правило, находится учитель- организатор и руководитель учебного процесса.

Загадка всегда служила и служит увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет.

Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для индивидуальных коррекционных занятий я подбираю также загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.

Дети всегда с удовольствием отгадывают загадки. В моих загадках математическим элементом является число, которое содержится в загадке и служит одним из признаков, по которому происходит поиск ответа на эту загадку. Иногда в загадках встречаются математические отношения (“ равенства”, “ больше”, “ меньше”) либо ответом служит термин, связанный с математикой.

Например:

  1. Дом без окон и дверей,
    Как зеленый сундучок,
    В нем шесть кругленьких детей
    Называется … (стручок)
  2. Что за шустрый старичок
    Восемьдесят восемь ног
    Все по полю
    шаркают,
    За работой жаркою.
    (Веник).
  3. Что это за семь братьев: годами равные, именами разные?
    (Дни недели)
  4. Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Структура заданий:

1) загадки в числах;

2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;

3) логические задачи.

Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя фронтальную и индивидуальную работу с учащимися на занятии.

“Ты разгадаешь мой секрет,
Как только сам решишь задачу
И правильный получишь в ней ответ!”

Коррекционно - развивающее занятие
"КЛАД ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ"

для учащихся 3 - 4 классов специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы 8 вида

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.

Задачи:
1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого.
2) Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности.
3) Развивать когнитивные процессы младших школьников с ОВЗ.
4) Научить детей работать со схемой - картой.

Подготовка к занятию:
1. Сделать карточки по количеству учащихся со специальными заданиями, необходимыми для работы.
2. Сделать конверты для заданий - 7 штук.
3. Сделать карту схему класса, в котором будет проходить игра-путешествие. Разделить её на 7 равных частей и положить в конвертики.
4. Подобрать "клад" для учащихся (это может быть кулек с конфетами)
5. Оформить для учащихся задания.
6. Подготовить платки для завязывания глаз.
7. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

//Учащиеся сидят в классе на своих местах. Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//

Психолог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Путешествие это не простое, а необычайно интересное. Где-то совсем не далеко, а рядом с нами (вам это стало доподлинно известно) волшебной птицей вороной (Кто из вас помнит: как выглядит эта птица?) оставлен КЛАД. И мы с вами, не выходя из этого кабинета, постараемся найти его. Путешествие наше называется "Клад за семью печатями" семи, конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем его найти. Каждый конверт скреплен особой печатью и чтобы эту печать снять, нам надо выполнить какое-нибудь задание.
ИТАК, нам многое надо успеть сделать, давайте отправимся в путь.
Проверим готовность всех участников игры. А для этого посмотрим хорошо ли вы знаете друг друга и сможете ли узнать своих одноклассников среди чужих людей.
Давайте поиграем с вами в игру "Лягушка"

Игра "Лягушка"

Цель: Развитие слухового восприятия.

//Ведущий объясняет условия игры учащимся//

Психолог: Давайте сначала разучим слова, которые нужно говорить в ходе игры.
ИТАК: Вот лягушка по дорожке,
Скачет вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала:
"Ква, ква, ква!"

//Учащиеся разучивают слова, затем выбирают водящею, который отворачивается от участников игры. Все участники хором говорят слова разученного стишка до слов "Ква, ква, ква!" Эти слова будет говорить один участник. Водящий должен угадать, кто произнёс "лова " Ква, ква, ква!". Если он угадает, то водящим становится тот, кого назвал водящий. Игра повторяется несколько раз//

Психолог: Вы все успешно справились с первым испытанием. Давайте откроем первый конверт и посмотрим, что находится внутри.

//Дети находят внутри конверта кусочек карты, на которой изображена часть помещения, где спрятан клад// .

Психолог: Продолжаем подготовку к нашему путешествию. Следующее испытание состоит вот в чём... Давайте поиграем ещё в одну игру. Называется она " Узнай на ощупь ".

Игра "Узнай на ощупь"

Цель: Развитие кинестетического восприятия

//Ведущий объясняет условия игры, выбирается водящий. Одному из участников игры завязывают глаза. На столе лежат несколько предметов. Участник должен угадать, потрогав предмет, что же лежит на столе. Игра проводится несколько раз, чтобы все желающие попробовали угадать.//

Психолог: Каждый из вас знает, что отправляясь в путешествие, все обычно берут с собой в дорогу всё самое необходимое. Пришло время и нам с вами взять с собой в дорогу вещи и друзей. ИТАК, давайте поиграем в игру "Что возьмём с собой в дорогу".

Игра "Что возьмем с собой в дорогу"

Цель: Развитие воображения, мыслительных операций, активизация словаря.

//Проводится игра " Кого и что возьмём с собой в путь". Участники игры-аукциона по очереди называют предметы, которые можно взять с собой в дорогу. Победителем игры станет тот участник, который последним назовёт предмет или вещь. Можно усложнить игру и называть предметы на какую-нибудь определённую букву. Выбирается самый активный участник игры, ему предоставляется право открыть второй конверт с кусочком карты.//

Психолог: Вы успешно прошли все испытания и все достойны отправиться в путешествие. ИТАК, мы отправляемся в путь! Для того, чтобы открыть первую печать вам надо выполнить следующее задание: называется оно " Графический диктант "

Упражнение "Графический диктант".

Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.

//Упражнение графический диктант выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//

1) 1 клетка вправо
2) 1 клетка вверх
3) 1 клетка вправо
4) 4 клетки вниз
5) 2 клетки вправо
6) 1 клетка вверх
7) 1 клетка вправо
8) 5 клеток вниз
9) 1 клетка влево
10) 2 клетки вверх
11) 2 клетки влево
12) 2 клетки вниз
13) 1 клетка влево
14) 5 клеток вверх
15) 1 клетка влево
16) 2 клетки вверх

//После выполнения данного задания ученик, который первым сдал свою работу получает право открыть третий конверт , в котором дети находят часть схемы класса//

Психолог: Итак, мы с вами успешно справились с первым заданием, но это только начало. Нам предстоит открыть ещё 4 конвертиков, прежде чем мы узнаем, где же спрятан клад. Давайте посмотрим, какое же второе задание нам предстоит выполнить?

Упражнение "СОСЧИТАЙ СКОЛЬКО?"

Цель: коррекция зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

//Каждому ученику психолог раздает карточки с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Учащимся надо сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке. Упражнение направлено на коррекцию восприятия, распределения внимания, проверяется устный счет//

Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем четвёртый конвертик . Право вскрыть печать предоставляется (называет ученика), который первым справился с заданием,

//Учащийся открывает четвертый конверт//

Психолог: А сейчас нам предстоит поработать устно. Давайте порешаем простые задачки. Будьте внимательны. Слушайте меня вое.

Упражнение "РЕШИТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ"

Цель: Развитие мышления и мыслительных операций.

Задача 1. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? (ОТВЕТ: 2 часа)

Задача 2. Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (ОТВЕТ: Можно, если бросить мяч вверх)

Задача 3. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (ОТВЕТ: 3 стакана)

Задача 4. Алёша идёт в школу 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт в школу вместе со своей сестрой? (ОТВЕТ: 5 минут)

Задача 5. Шли 7 стариков, у них 7 посошков, На каждом посошке 7 сучков, На каждом сучке 7 узелков, На каждом узелке 7 пирогов, На каждом пироге 7 воробьев, На каждом воробье 7 хвостов. Сколько было стариков? (ОТВЕТ: 7 стариков)

Задача б. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы и 2 вишни. Сколько всего деревьев зацвело? (ОТВЕТ: Зимой деревья не цветут)

Задача 7. У животного2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 нога спереди, 2 ноги сзади. Сколько всего ног у животного? (ОТВЕТ: 4 ноги)

Психолог: Самым активным при решении задач был (называет ученика) Ему предоставляем право открыть пятый конвертик с частью карты.

Задание "РЕШИТЕ ПРИМЕР".

Цель: коррекция когнитивных процессов.
Психолог: Сейчас я раздам каждому учащемуся карточку, на которой написан один пример, чтобы его правильно решить, вместо значков нужно подставить цифры.

5 + * + * + 5 = 15 * + * + 5 + 5 = 15 2 + * + * + 5 = 12

* + * + 2 + 1 = 10 * + б + * + 3 = 10 2 + * + 7 + * = 11

9 - * - 1 - * = 3 10 - * - 4 - 3 - О 10 - * - 2 - 5 = 1

7 - 3 - * - * = 2 6 - * - 1 - * = 1 9 - 7 - * - * = 0

Психолог: Еще одна преграда позади, мы справились ещё с двумя заданиями и можно открыть шестой конвертик . А откроют их следующие ребята.

//Учащиеся открывают шестой конверт. В нем также находится частички карты с изображением схемы класса//

Психолог: А сейчас поработайте все вместе. В начале игры - путешествия вы разделились на две команды. И вот сейчас пройдут коллективные соревнования. Игра называется "Составь слово".

Игра называется "Составь слово".

Цель: Коррекция мыслительных операций, обогащение словаря.

//Учащимся раздаются 2 листка, на которых нарисованы слоги. Им необходимо стрелками соединить эти слоги так, чтобы из них получились слова //

Психолог: Ну что ж, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями и нам осталось совсем немного открыть конвертиков, чтобы узнать, где же волшебная ворона оставила свой клад. Давайте приступим к выполнению следующего задания.

//Учащиеся открывают последний конверт . Складывают из частей карту и узнают, где спрятан клад. Все участники отправляются на его поиски. Когда клад найден, проходит заключительная часть занятия//.

Психолог: Вы все - молодцы! Задания выполнили, клад нашли. И теперь пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.