Формы межличностного взаимодействия. Межличностные взаимодействия и их формы Форма межличностного взаимодействия которая снимает агрессию людей

Проблема взаимодействия является предметом изучения таких наук как социология, психология и социальная психология.

Известный американский социолог Н. Смелзер предельно кратко определил социальное взаимодействие как процесс , в котором люди действуют и реагируют на действия других х.

Простое и понятное на уровне обыденного сознания социальное взаимодействие теряет свою простоту на уровне теоретического осмысления его сущности, что и отражается в разнообразных концепциях социального взаимодействия.

Для практики делового общения значительный интерес представляет трансактный анализ, который был первоначально разработан американским психологом Э. Берном для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение.

Одним из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто ведомый.

Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа , основными положениями которого являются следующие:

  • 1. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
  • 2. Человек в той или иной ситуации взаимодействия может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Дитя.
  • 3. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

В концепции взаимодействия Э. Берна основными понятиями являются состояния Я и трансакции , т.е. единицы общения.

Наблюдение психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, теми речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях. К примеру, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Э. Берну выделить типичные состояния сознания .

Состояние Я определяется им как система чувств , выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Бери разбил на следующие категории

1) состояния Я, сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний Я его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах. На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других значимых для него людей систему ценностей , состоящую из этических категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского Я (формируемом также благодаря школе, средствам мас-

совой информации) сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском Я заложены и социальные нормы , которые указывают как нужно и как не нужно себя вести;

  • 2) состояния Я, направленные на объективную оценку реальности. Все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их Я;
  • 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве. Каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях.

В терминологии трансактного анализа эти состояния Я именуются как состояние Я-Родителя (Родитель ), состояние Я-Взрослого (Взрослый ) и состояние Я-Детское, или Дитя.

Состояние Я Родителя может проявляться двояким образом: как критическое и кормящее-заботливое. Состояние Я-ребенка также проявляет себя в разной форме - как свободное, приспосабливающееся и бунтарское поведение. Состояние Я-Родителя, Взрослого и Дитя - нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему важен для человека. Дитя - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый также контролирует действия Родителя и Дитя и является посредником между ними.

Внутренние психические процессы, характеризующие актуальное состояние Я человека, выражаются во внешнем поведении, по которому можно определить состояние его сознания. В приводимой ниже таблице выделены поведенческие характеристики Родителя, Взрослого и Дитя (табл. 2).

Таблица 2

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Дитя

Родитель

Распознание состояний Я-Родителя

Критическое

Кормяще-заботливое

Общее поведение

Оценивающее, ироническое, порицающее, показывающее, авторитарное, запрещающее, приказное

Доброе, ободряющее, озабоченное, сочувствующее, защищающее, советующее, помогающее

формулировки

«Ты должен, ты не должен», «Это следует делать, это не следует делать», «Как ты можешь!», «Я не позволю так обращаться со мной!» и др.

«Успокойся», «Я могу вас понять», «Лучше не делать этого», «Будь осторожен», «Не ломай себе голову» и др.

говорить

Твердо, высокомерно, саркастически, остро, насмехаясь, иронически, цинично

Тепло, успокаивающе, сочувственно

Взрослый

Распознание состояний Я-Взрослого

Общее поведение

По-деловому, объективно, без эмоций, независимо, задумываясь, собирая и перерабатывая информацию

Речевые формулировки

«Возможно», «Вероятно», «По моему мнению», «Я думаю», «Я предполагаю» и т.д. Вопросы начинаются со слов: «как», «почему», «кто», «что», «когда»

Манера говорить

Уверенно (без высокомерия), ясно и четко, спокойно, без страстей и эмоций, нейтрально

Выражение лица

Частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией, лицо обращено к партнеру, внимательное, ненапряженное

Жесты и положение тела

Жесты подкрепляют то, что говорится, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед (выражение заинтересованности)

Распознание состояний Я-Ребенка

Свободное

Приспосабливающееся

Бунтарское

поведение

Спонтанное, игривое, хитрое, злорадное, раскрепощенное, вялое, открытое, естественное

Осторожное, боязливое, беспомощное, покорное, неуверенное, сдержанное, обиженное

Капризное, своенравное, строптивое, грубое, агрессивное, неприязненное

формулировки

«Я хочу», «Прекрасно!»,

«Так тебе и надо!», «Замечательно!», «Я бы очень хотел»

«Я хотел только...», «Почему всегда я?», «Я попробую», «Я правильно сделал?», «Я не могу этого сделать»

«Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое!», «Проклятье!»

говорить

Преимущественно громко, быстро и горячо, захлебываясь, печально

Тихо, нерешительно, плаксиво, подавленно, подобострастно, нудно, привередливо

Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Выражение лица

Воодушевленное, возбужденное, ошеломленное, хитрое, лукавое, любопытное, печальное, взволнованное

Нервное, потерянное, тактичное, выражающее согласие

Жесткое, упрямое, отсутствующее

Графическое состояние Я изображается следующим образом (рис. 7):

Рис . 7

Модель трех состояний Я Э. Берна проявляется в трех вариантах: у каждого человека одно из состояний Я является наиболее значимым и доминирует над остальными двумя состояниями.

Позиции партнеров в общении определяются теми их состояниями Я, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения. Эта схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Она используется В. Зигертом и Л. Ланг в их работе «Руководить без конфликтов», а также в книге Р. Шмидта «Искусство общения», в которой деловое общение рассматривается с позиций трансактного анализа.

Трансакция , по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения , состоящую из стимула {С) и реакции (Р ) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии и т.д.

Э. Берн выделяет три формы трансакций - дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.

1. Дополнительные трансакции , называемые также параллельными , осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседников, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению (рис. 8).

Правило коммуникации : дополнительные трансакции могут продолжаться долго. Длительное общение не во всех случаях бывает эффективным.

2. Особенностью пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния Я, на которое было направлено воздействие. Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы.



Рис. 8

Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга (рис. 9).


Рис . 9

Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается.

3. Наиболее сложными являются скрытые трансакции , поскольку в них взаимодействие осуществляется сразу на двух уровнях - социальном и психологическом. На социальном уровне произносится одно, а на психологическом подразумевается другое, причем партнеры это прекрасно понимают и реагируют не на социальный, а на психологический уровень (рис. 10).


Рис. 10

Всем знакома ситуация, когда кто-нибудь опаздывает, а ждущий его спрашивает: «А вы знаете, сколько уже времени?» В большинстве случаев в ответ слышится извинение. Ясно, что следует автоматическая реакция на психологический стимул: «Объясните мне, почему вы опоздали?» Можно себе представить, как удивился бы спрашивающий, если бы услышал в ответ: «Сейчас 10 часов 44 минуты».

Правило коммуникации : при скрытых трансакциях общение происходит на скрытом психологическом уровне.

В работе Р. Шмидта «Искусство общения» приведены практические советы по овладению искусством трансактного анализа.

Не бывает хороших или плохих форм трансакций. Каждая из них имеет свои позитивные и негативные аспекты.

Форму трансакции нужно выбирать применительно к ситуации, в различных ситуациях необходимо гибко реагировать.

Для того чтобы изменить партнера по общению, нужно изменить свое поведение. В ответ изменится реакция партнера, хотя, возможно, что не с первой попытки.

Нужно стараться избегать скрытых трансакций, которые сопровождаются критикой или недовольством. Критические замечания следует высказывать прямо, но в любом случае в вежливой форме, что позволит установить открытые отношения.

Желательно использовать скрытые трансакции, при которых на скрытом уровне присутствуют отношения «вы мне симпатичны», «мне нравится говорить или работать с вами» и т.д.

Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакции.

Перекрестные трансакции бывают полезны, если они используются сознательно и в соответствии с обстоятельствами.

Использование основ трансактного анализа существенно улучшает практику делового общения, поскольку помогает сознательно контролировать свои психические состояния, а также понимать состояния партнера по общению и находить пути оптимизации взаимодействия с ним.

  • См.: Смелзер II. Социология. М.: Феникс, 1998.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди: пер. с англ. Л.: Лениздат, 1992.

В обществе в процессе социальной жизни образуется система взаимодействий личностей. Разнообразные социальные отношения, субъектами которых они являются, обусловленные разнообразием социальных интересов. Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в его внутреннем мире, приобретают личностный смысл, что проявляется в индивидуальных поведении, чувствах, настроениях и др.

Особенности взаимодействия в социальной психологии

Непременной особенностью социальных отношений является между-личностный социально-психологический аспект. Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (соперничество, сотрудничество), степень их выраженности (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). На их формирование влияют условия жизнедеятельности человека, эмоциональная окрашенность. Эмоции побуждают к действию, играют важную роль в таких отношениях, как дружба, любовь, брак. С помощью эмоций (испуг, смех и др.) человек может влиять на партнера по взаимодействию, соответственно изменяя его реакцию на предмет обсуждения.

Человека с обществом связывает разветвленная система связей. Основными их элементами являются субъекты связи, предмет связи - то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Конкретный связь происходит в форме контакта и собственно взаимодействия, но контакт является первой ступенью реального взаимодействия. Он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. Такой контакт поверхностный, мимолетный, лишенный системы родственных действий субъектов друг с другом. Собственно взаимодействие являются систематическими, регулярными действиями субъектов, направленными друг на друга, имеющие целью вызвать соответствующую реакцию, которая будет предопределять новую реакцию того, кто осуществляет воздействие.

Взаимодействие - взаимосвязанный обмен действиями, организация людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.

Во время взаимодействия происходит обмен действиями, зарождаются родство, координация действий обоих субъектов, а также устойчивость их интересов, планирование совместной деятельности" распределение функций и тому подобное. С помощью действий происходят взаимное регулирование, взаимный контроль, взаимовлияние, взаимопомощь. Это означает участие каждого участника взаимодействия в решении общей задачи с корректировкой своих действий, учетом предыдущего опыта, активизацией собственных способностей и возможностей партнера.

Общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует их. Это позволяет избежать разрыва между коммуникацией и взаимодействием.

Виды взаимодействия

Традиционно виды взаимодействия разделяют на две группы:

1. Сотрудничество. Оно предусматривает такие действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность. Этот вид взаимодействия обозначают также понятиями "кооперация", "согласие", "приспособление", "ассоциация".

2. Соперничество. Эту группу образуют действия, которые в определенной степени расшатывают совместную деятельность, создают преграды на пути к взаимопониманию. их обозначают также понятиями "конкуренция", "конфликт", "оппозиция", "диссоциация".

Эта классификация в основе имеет дихотомическое разделение видов взаимодействий. Другая - количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. В соответствии с ней различают взаимодействие между. группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Основные научные взгляды на взаимодействие и ее структуру

Широкий спектр особенностей взаимодействия как социально-психологического феномена, различные формы ее протекания в различных социальных средах, влияния на личность, неодинаковые гносеологические основы ученых, которые исследовали эту проблематику, выкристаллизовывались в соответствующих теоретических конструкциях. Одной из самых известных среди них была теория социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), которая в разных вариантах описывала индивидуальный акт действия, а также компоненты взаимодействия: люди, связь между ними, влияние друг на друга. Главную свою задачу она видела в поиске доминирующих факторов мотивации действий. Широкий контекст человеческой деятельности, по мнению ее сторонников, является результатом единичных действий (элементарных актов), которые и образуют системы действий. Элементами акта (единичного действия) есть деятель (тот, кто осуществляет действие); другой (тот, на кого направлено действие); нормы, согласно которым организуется взаимодействие; ценности, которых придерживается каждый из участников; ситуация, в которой осуществляется действие.

Американские социальные психологи Дж. Тибо и Г. Келли обосновали модель диадической взаимодействия (взаимодействие в диаде), сущность которой сводится к следующим положениям:

Любые межличностные отношения являются взаимодействием, реальным обменом поведенческими реакциями в пределах определенной ситуации;

Взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они будут иметь выгоды из нее;

Для выяснения наличия или отсутствия выгоды каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который является суммой вознаграждений и потерь вследствие обмена действиями;

Взаимодействие будет продолжаться, если вознаграждения ее участников будут превышать потери;

Процесс получения выгоды участника осложняется возможностью участников влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери.

Дальнейшие исследования в рамках этой теории касались типов контроля и особенностей социального поведения участников взаимодействия.

Рассмотрение взаимодействия с позиций концепции символического интеракционизма связано с именем американского социального психолога Дж.-Г. Мида. Взаимодействие в ней рассматривается как исходный пункт любого социально-психологического анализа. Решающую роль она играет в становлении человеческого "Я", но не потому, что люди являются совокупностью простых реакций на мнения других, а потому, что в ситуациях взаимодействия формируется личность, осознает себя" действуя вместе с другими. Моделью таких ситуаций является игра, в которой индивид выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он им воспринимается. Главная идея концепции символического интеракционизма заключается в следующих положениях: личность формируется во взаимодействии с другими людьми; механизмом этого процесса является контроль действий личности, которая имеет в своей основе представление окружающих о человеке. Согласно этой концепции, общество - это совокупность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом в значимых социальных ситуациях. Упрощенно эту связь можно рассматривать по такой схеме: "Я - социальная ситуация - символическая интерпретация ситуации - другой человек".

Структурное описание взаимодействия представлен и в транс-акционном анализе Бы. Берна, который рассматривал ее через динамику межличностных позиций партнеров, обозначив их как Ребенок, Взрослый, Родитель. их взаимодействие является эффективной, если трансакции совпадают (имеют "дополнительный" характер), то есть когда, например, коммуникатор обращается к реципиенту как Взрослый и тот отвечает в такой же позиции. Показателем эффективности является также адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

По утверждениям Г. Андреевой, взаимодействие как организация совместной деятельности людей способствует раскрытию смысла их конкретных действий. Интерактивный аспект общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые помогают партнерам осуществлять совместную деятельность. Взаимодействие фиксирует обмен информацией, организацию совместных действий, то есть коммуникация организуется в процессе совместной деятельности, по ее поводу. Разрыв общения (его стороны) с деятельностью отграничивает эти процессы от широкого социального фона, на котором они происходят. То есть теряется содержательный фактор общения. Единственным условием "улавливание" этого смыслового момента 6 взаимодействие как форма организации конкретной деятельности людей.

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет социальной психологии.

2. Общение и деятельность.

3. Общение и личностные взаимодействия.

4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью.

5. Зарождение социальной психологии на Западе («психология народов», «психология масс», «теория инстинктов социального поведения»).

6. Социальная психология и социология.

7. Социальные установки.

8. Руководство как форма межличностных взаимодействий.

9. Виды межличностных отношений: деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные.

10. Общее понятие о межличностном познании.

11. Понятие социальных групп.

12. Манипуляция как форма межличностных взаимодействий.

13. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны).

14. Формирование первого впечатления о другом человеке.

15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий.

16. Развитие социальной психологии в России, Советском Союзе, постсоветской России.

17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий.

18. Развитие социальной психологии в Европе и США.

19. Классификация групп.

20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность.

21. Эффекты межличностного восприятия и понимания: «ореола», «стереотипизации», «первичности», «новизны».

22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный, сверхличностный.

23. Разновидности общения:субъект – реальный партнер, субъект – субъективированный объект, субъект – воображаемый партнер.

24. Транзактный анализ.

25. Лидерство в группе.

26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность.

27. Эксперименты Аша: исследования давления группы.

28. «Психологическая» социальная психология и «социологическая» социальная психология.

29. Функции общения: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.

30. Общая характеристика общения.

31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.

32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.

33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком.

34. Психологическая характеристика конфликта.

35. Понятие об индивидуальном стиле общения.

36. Виды межличностных отношений: субъект – объектные, объект – субъектные, субъект – субъектные.

37. Социальная фасилитация.

38. Фундаментальная ошибка атрибуции.

39. Сопротивление групповому давлению.

40. Деиндивидуализация в группе и борьба за уникальность.

41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.

42. Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

43. Взаимоотношения подростков.

44. Отношения с людьми в ранней юности.

45. Общение и воспитание.

46. Развитие личности в школе.

47. Семья и воспитание.

48. Формирование и изменение социальных установок.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:

  • когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
  • когда существует основа для межличностного сближения;
  • в случае принадлежности субъектов к одной .

Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:

  • при установлении эмоционального контакта;
  • при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
  • при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
  • когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:

  • при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
  • когда человек видит в другом черты своего характера;
  • когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
  • при ссылках на прежние случаи;
  • при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

  • - в виде речевого сообщения.
  • - осуществляемая посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.

В форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной .

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности :

  • каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

  • Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
  • Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
  • Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
  • Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).

  • Кооперация - максимизации общего выигрыша.
  • Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
  • Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
  • Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
  • Агрессия - минимизации выигрыша другого.
  • Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность . Она зависит от целого ряда факторов:

  • типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
  • товарищеских (деловых по сути отношений);
  • знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
  • степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:

  • устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
  • отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология .

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление:

  • кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.
  • Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
  • Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
  • Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов :

  • Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
  • Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:

  • в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
  • в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:

  • в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
  • в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:

  • в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
  • в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:

  • в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
  • в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:

  • в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
  • в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.

Ни один человек не в состоянии прожить в полной изоляции, какая-то из форм межличностного взаимодействия непременно будет присутствовать. Такая потребность в тесных продолжительных взаимодействиях живет в каждом из нас. Она объясняется социальными и биологическими причинами и направлена на выживание человека.

Формы и виды межличностного взаимодействия

Психология давно интересуется вопросом межличностных взаимодействий и рассматривает их через призму , поскольку эти явления дополняют друг друга, но смешивать эти понятия не стоит.

Общение непременно будет случить средством связи (передачи информации) двух или более субъектов, оно может быть личным или опосредованным (почта, интернет). Но взаимодействие не всегда подразумевает общение, что делает последнее частным случаем различных видов контактов. В социальной психологии термином «межличностное взаимодействие» называют контакт двух или более субъектов, приводящий к изменению их поведения или настроения. Тремя основными задачами такого контакта являются: формирование межличностных отношений, межличностное восприятие и понимание человека, оказание психологического воздействия. Для решения этих задач применяются два основных типа взаимодействий: сотрудничество – продвижение к цели одного из партнеров способствует или не препятствует успеху других, и соперничество – достижение одним из партнеров исключает или затрудняет удачное завершение дел у остальных.

Также существует разделение межличностных взаимодействий по видам:

  1. В зависимости от цели – деловые, личные.
  2. В зависимости от модальности – позитивные, негативные, амбивалентные.
  3. В зависимости от направленности – вертикальные, горизонтальные. Примером таких отношений могут являться рабочие контакты, в случае общения с начальством или подчиненными, направленность будет вертикальной, при разговорах с коллегами – горизонтальной.

Сложность процессов межличностного взаимодействия рождает множество классификаций, некоторые из которых были приведены выше, но понятие не будет полностью раскрытым без упоминания форм их проявления, которых существует очень множество. Основными из них являются: дружба, привязанность, любовь, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, соревнование, конфликты и ритуальное взаимодействие. Последняя форма является очень распространенной, отличаясь особыми правилами, которым подчиняются отношения. Это помогает символически выразить социальный статус человека в группе, эта форма придумана специально для того, чтобы каждый смог удовлетворять свою потребность в признании. Такими ритуалами пользуются все – при общении с родителями и детьми, подчиненными и начальством, госслужащими и продавцами в магазине. Каждая из форм взаимодействия выполняет одну из трех функций – помощь в адаптации к новой среде, познавательную или удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми. Это еще раз подтверждает важность явления, как и его сложность.